За рубежом

Ставка России на ультраправых себя не оправдала

А.ШАКУР

Сколько времени страна может жить без правительства? Рекорд принадлежит Бельгии, где после очередных парламентских выборов сформировать новый кабинет не удавалось больше года. Правда, в течение всего этого времени члены прежнего правительства исполняли свои обязанности, работали государственные структуры, взимались налоги и выплачивались пособия. А знающие люди напоминали: такой «подвешенный кабинет» — это еще не «паралич власти».

Вот и в Германии процесс формирования нового правительства явно затягивается. До бельгийского «рекорда», впрочем, еще ой как далеко — выборы прошли в сентябре 2017 года. Но это уже самые долгие «переговоры в поисках коалиции» за всю историю ФРГ. Правда, теперь появились шансы, что следующий кабинет будет сформирован уже в ближайшее время.

Во всяком случае, как передает РБК, накануне, 7 февраля, завершился очередной раунд переговоров между консервативным партийным блоком ХДС/ХСС и левоцентристской Социал-демократической партией (СДПГ). По итогам переговоров лидер ХДС/ХСС Ангела Меркель и председатель СДПГ Мартин Шульц объявили о заключении коалиционного соглашения.

Официально участники переговоров пока не назвали поименный состав будущего кабинета. Однако Bild, dpa, Suddeutsche Zeitung и другие немецкие издания сообщали со ссылками на источники в руководстве партий, каким объединениям и политикам будут отданы министерские посты, указывает РБК. ПО сведениям СМИ ФРГ, из 15 министерских постов, не считая канцлера, по шесть мест займут ХДС и СДПГ, еще три портфеля будут в распоряжении ХСС — «сестринской» партии ХДС, действующей в Баварии. Возглавит правительство лидер ХДС Ангела Меркель — в четвертый раз подряд.

В новом кабинете социал-демократы лишатся постов министра экономики и энергетики, но получат кресло министра финансов. ХДС уступит баварской ХСС портфель министра внутренних дел, получив взамен пост министра сельского хозяйства. Остальные ведомства сохранят нынешнюю партийную принадлежность.

Портфель министра иностранных дел останется за социал-демократами, но ведомство сменит руководителя: вместо Зигмара Габриэля им с высокой вероятностью станет нынешний лидер СДПГ Мартин Шульц. Новость о том, что Шульц уходит с поста лидера, в партии уже подтвердили, но станет ли он министром иностранных дел, не уточняют.

Многие эксперты, правда, советуют подождать с восторгами и не бросать чепчики в воздух. Сразу после выборов блок ХДС/ХСС вел переговоры с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) и «Зелеными», но договориться не удалось. Именно после этого лидеры ХДС/ХСС предложили начать переговоры с СДПГ — для формирования «большой» коалиции. Теперь же соглашение между ХДС/ХСС и социал-демократами еще должно быть утверждено голосованием всех членов СДПГ.

Члены партии, вступившие в нее до вечера 6 февраля, получат материалы соглашения по почте и после ознакомления отправят заверенный подписью бюллетень со своим решением. Результаты должны быть подведены к 3-4 марта, только потом в случае положительного исхода голосования руководство СДПГ согласится сформировать коалицию, и кабинет приступит к работе спустя почти полгода после выборов.

Многие эксперты явно вздохнули с облегчением: формирование нового правительства не предвещает резких «рывков» и «разворотов» в политике ФРГ. Однако председатель немецкой правой партии «Альтернатива для Германии» Йорг Мойтен назвал коалиционный договор партийного блока Ангелы Меркель ХДС/ХСС и Социалдемократической партии Германии (СДПГ) катастрофой для страны и предсказал досрочные выборы.»Сегодняшнее соглашение — катастрофа для Германии, — заявил Мойтен РИА Новости. — Это соглашение ускорит крах христианских демократов и социал-демократов и в то же время будет способствовать здоровому подъему АдГ».

По его мнению, соглашение было мотивировано желанием партий получить доступ к власти, а не реальным пониманием ситуации в стране. «Целесообразно ожидать досрочных выборов, так как эта безрадостная коалиция жадных до власти неудачников прекратит существование до 2021 года», — уверял Мойтен.

Подоплека такого «политического ворчания» вполне понятна. На выборах 2017 года «Альтернатива для Германии» заняла третье место, набрав 12 с лишним процентов голосов. Она уступила ХДС/ХСС и СДПГ, но обошла «свободных демократов». Более того, в Восточной Германии она набрала больше 20%, а в Саксонии даже победила все остальные партии.

Но при этом идеология этой партии и заявления ее активистов не оставляли «АдГ» шансов стать «рукопожатной». Российские СМИ именовали ее сторонников «евроскептиками» или «популистами», но главным политическим козырем «Альтернативы» была игра на ксенофобских настроениях. И ей куда больше подошло бы определение «неофашистская».

Достаточно вспомнить, как в сентябре прошлого года лидер партии Александр Гауланд заявил, что у Германии «есть все основания гордиться достижениями немецких солдат в двух войнах». Изрядную пищу для размышлений дает и другая история, о которой рассказывает российская «Новая газета»: «Накануне Нового, 2018 года полиция Кельна распространила памятку о мерах безопасности во время праздников на нескольких языках, в том числе и на арабском.

Вице-председатель «АдГ» Беатрис фон Шторх отреагировала на это записью в твиттере: «Что, черт возьми, происходит в этой стране? Почему официальная страница полиции Северного Рейна-Вестфалии выставляет твиты на арабском? Они считают, что таким образом утихомирят варварские, осуществляющие групповые изнасилования толпы мужчин-мусульман?» Впоследствии в официальном твиттере «Альтернативы для Германии» появилось пояснение: «Все насильники являются варварами, даже если они мусульмане».

Какое отношение к насилию имеет арабский язык — в партии не пояснили. Правда, назвать эту партию неофашистской из российских телеведущих рискнула только Крашенинникова. Остальные всячески подчеркивали, что «Альтернатива» выступает за «защиту культурных традиций Европы», за «подлинную независимость Германии» от США и т.д.

Тем не менее на первых коалиционных переговорах «АдГ» осталась за бортом. Но когда коалиция, которую из-за «партийных» цветов назвали «Ямайкой», так и не была создана, в стане «альтернативы» явно воспряли духом. Да тут еще пришла неожиданная помощь из Австрии, где Консервативная народная партия Себастьяна Курца все же создала коалицию с неофашистской Партией свободы.

Но теперь в ФРГ объявлено о создании новой коалиции, «Альтернатива для Германии» опять за бортом, и ее лидеры не скрывают своего раздражения.

Но… только ли свое разочарование высказал господин Мойтен?

Теоретически в России могли бы праздновать победу в связи с продвижением вопроса с «большой коалицией». У Москвы есть серьезные рычаги влияния на немецких социал-демократов, в особенности с учетом такого милого обстоятельства, что бывший лидер СДПГ и экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, который сегодня на зарплате у «Газпрома» и «Роснефти», сохраняет немалое политическое влияние в Берлине.

Это, конечно, информация к размышлению, в какой мере именно интересами «Газпрома» определяется озабоченность немецких левых «правами человека в Азербайджане», притом что независимая политика нашей страны не позволяет «Газпрому» утвердиться на рынке Южной Европы в качестве монополиста и использовать газ как средство политического давления. Но вопрос в другом. Тот же Шульц на посту спикера Европарламента уже не брался активно «прикрывать» Россию на «украинском» направлении.

Так что сегодня в РФ уже осознают: «газовое влияние» на СДПГ имеет свои пределы. Против Азербайджана его использовать еще можно, а вот для снятия санкций — недостаточно.

Другое дело, что у России на немецком политическом поле появился, скажем так, «козырь в рукаве» в лице «Альтернативы для Германии».

Неофашистские взгляды многих ее руководителей Москву не смущали. А вот унаследованная понятно от кого готовность принимать результаты силовой перекройки чужих границ, в том числе в случае с Крымом, не на шутку вдохновляла. Как уже не раз указывалось в прессе, именно «Альтернативу для Германии» представляли депутаты из региональных парламентов Берлина, Баден-Вюртемберга и Северного Рейна-Вестфалии, которые на днях посетили оккупированный украинский полуостров.

«Братание с крайне правыми можно было бы стыдливо объяснить необходимостью признания российского статуса Крыма и снятия санкций. Но вопрос признания стоит на месте, а санкции лишь усиливаются. Причем в Европе прямо заявляют, что недовольны сотрудничеством России с европейскими националистами» — поясняет «Новая газета». И добавляет: «Нужна ли Крыму, 15% которого составляют мусульмане, поддержка антиисламистов — тоже вопрос спорный». К тому же «Альтернатива для Германии» — не единственный прецедент.

«В 2016 году в Крыму побывали депутаты от итальянской партии «Лига Севера», представители которой в борьбе с толерантностью доходили до предложений запретить кебабы. Последний инцидент с «северянами» произошел на днях: баллотировавшийся от партии на муниципальных выборах житель Мачераты Лука Траяни устроил стрельбу по группе афроамериканцев. Ранения получили шесть человек. При задержании Траяни вскинул руку в фашистском приветствии и прокричал: «Да здравствует Италия!»» Но Москве то ли не из кого выбирать, то ли такие методы и взгляды у Кремля отторжения не вызывают.

И вот теперь в ходе коалиционных переговоров «Альтернативе» указали на дверь. Потому что с известными особенностями физиономии «в калашный ряд» проникнуть можно, а вот в правительство ФРГ, как показывает практика, уже нельзя.