За рубежом

Хроника «пикирующего пиара»

russiya-siriya-syria-russia-rossiya-syrian-conflictА.ШАКУР

Выражение «Первой жертвой на войне становится правда» успело уже набить мозоли на ушах. Причем касается это нередко и историй о героических подвигах.

Достаточно вспомнить разразившийся не так давно в России скандал, когда на основе рассекреченных Государственным архивом России документов стало понятно, что история о 28 гвардейцах-панфиловцах, которые погибли, но не пропустили к Москве немецкие танки, была, как бы это помягче выразиться, несколько приукрашена официальной пропагандой.

Одни требовали перестать тиражировать миф, другие возмущались, что тема победы над Гитлером для всех должна быть святой, и подобные «разоблачения» крайне вредны…

Но миф о панфиловцах просуществовал несколько десятилетий. А официальная героическая история о гибели в сирийском небе российского летчика Романа Филипова, похоже, «рассыпается» на глазах аудитории уже через несколько дней после своего появления.

Официальные СМИ РФ продолжают тиражировать рассказы и комментарии о «героическом подвиге». «Погибший 3 февраля 2018 года в бою с террористами в Сирийской Арабской Республике заместитель командира эскадрильи штурмового авиаполка Восточного военного округа майор Роман Филипов представлен министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу к присвоению звания Герой Российской Федерации посмертно», — говорится в сообщении российского военного ведомства.

По официальной версии, которую излагает Минобороны РФ, Филипов был опытным летчиком и не в первый раз находился в командировке в Сирии. На счету майора десятки блестяще выполненных боевых задач по уничтожению боевиков международных террористических группировок и сопровождению гуманитарных автоколонн российского Центра примирения враждующих сторон в освобожденные от террористов населенные пункты.

Во время полета 3 февраля «летчик до последнего пытался держать самолет в воздухе и успел доложить командованию, что атакован ракетой». Приземлившись после катапультирования в районе населенного пункта Телль-Дебес, подконтрольном террористам, Филипов «до последних минут жизни вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков».

«После окружения террористами, будучи тяжело раненым, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, российский офицер подорвал себя гранатой», — говорится в сообщении военного ведомства. В прессу попали даже последние слова Филиппова: «Это вам за пацанов!»

Тело погибшего пилота уже передано России — как указывают в Москве, при содействии властей Турции. Более того, как сообщает пресс-служба Кремля, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре выразил президенту России Владимиру Путину соболезнования в связи с гибелью российского военного летчика Романа Филипова после атаки боевиков в Сирии.

Кроме того, президенты обсудили ситуацию в Сирии и договорились усилить координацию действий вооруженных сил и спецслужб для борьбы с террористическими группировками, нарушающими режим прекращения боевых действий.

По мнению многих экспертов, это не просто «сухая дипломатическая хроника». Сообщение о телефонном разговоре Эрдогана и Путина, выраженных соболезнованиях и т.д. — это еще и информация к размышлению, как развивается «диалог между Москвой и Анкарой в сирийском направлении» после очередного инцидента с гибелью российского пилота.

Еще накануне в СМИ РФ было предостаточно косвенных признаков, что ответственность за новый «инцидент» возложат на Анкару. Теперь вроде бы опасность очередного кризиса между РФ и Турцией рассеивается, но вопросы, что же произошло в небе над Сирией и что этому предшествовало на земле, остаются. Особенно теперь, когда в СМИ появилось интервью боевика, который и сбил Су-25.

Как сообщает, в частности, телеканал «Дождь», издание Northern Syria Observer опубликовало интервью с боевиком, утверждающим, что он сбил российский Су-25 в Сирии. Northern Syria Observer, как отмечает Telegram-канал Directorate 4, позиционирует себя как союз независимых журналистов.

Боевик группировки «Джейш Идлиб Хур» Махмуд Хадж Исмаил с позывным «Кастро» рассказал, что сбил российский штурмовик не при помощи переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК), как ранее заявили в Минобороны, а с использованием советской зенитной установки ЗУ-23-2. «Если бы у нас были ПЗРК, то мы бы уже были в России», — заявил Кастро. Он отметил, что российский Су-25 — уже пятый сбитый его группировкой самолет, одним из которых был Ил.

Однако он не единственный претендент. По данным украинских СМИ, которые, в свою очередь, ссылаются на информационные ресурсы сирийской оппозиции, самолет сбил Махмуд Туркмани, причем из ПЗРК. Туркмани называют командиром батальона ПВО боевой группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» — «Организации освобождения Леванта», выступающей за свержение режима Башара Асада в Сирии» — добавляет украинский «Фокус», указывая, что «фамилия «зенитчика» прямо указывает на его происхождение, Махмуд — туркоман».

Как напоминает издание, «именно по туркоманским поселениям наносил удары Су-24 другого российского «героя», Олега Пешкова, чей самолет был сбит 24 ноября 2015 года турецким истребителем. И именно туркоманы расстреляли спускавшегося на парашюте летчика. А перед тем, как зенитная ракета нашла в воздухе самолет Романа Филиппова в районе города Саракиб, российская авиация нанесла удары по местному рынку и городской больнице, в результате которых по меньшей мере 16 человек погибли».

Но и это еще не все. Многие эксперты озвучивают совсем уж неудобный вопрос: а что, собственно говоря, делал Филипов в окрестностях города Идлиб? По официальной версии, он вел там воздушную разведку. Но, во-первых, все происходило в зоне деэскалации, ответственность за которую несет Турция. А во-вторых, известный авиационный эксперт Вадим Лукашевич в своем Фейсбук-аккаунте обращает внимание на некоторые странности и нестыковки.

«Начнем с простого вопроса — что наш летчик там делал? Он был сбит над буферной зоной на самом северо-западе Сирии, примерно в 160-170 километрах на запад от ближайшего и уже двукратно начисто уничтоженного нами ИГИЛовца. Замечу, что ранее сбитый турецким истребителем F-16 наш фронтовой бомбардировщик Су-24 был к ИГИЛовцам чуток ближе — до них оставалось всего-то 130-140 километров на восток, — иронизирует он. — Герои выносят детей из пожара, герои закрывают грудью вражескую амбразуру, герои, умирая, стискивают зубами обрывки телефонного провода, герои таранят вражеский бомбардировщик в ночном небе над Москвой, герои испытывают самолеты на предельных режимах, герои делают уникальные операции, спасая больных, герои испытывают на себе новую вакцину — а что сделал этот летчик? Что он вообще делал в небе Сирии с незаполненным рапортом на награждение и пятидесятирублевкой в кармане? Тем более что в тексте присяги нет ни слова про Сирию, а все про защиту свободы, независимости и конституционного строя России».

Версию, что «Су-25 вылетел на разведку», эксперт совсем уж непочтительно именует «чушью собачьей» — по его словам, «на видео прекрасно видно, что штурмовик идет боевым курсом на цель на небольшой высоте, после чего дает залп НУРСами (неуправляемыми ракетными снарядами), затем отворачивает и получает ракету в правый двигатель. Во время ведения воздушной разведки не летают над полем боя на такой высоте, атакуя цель НУРСами. Именно ведение боевой стрельбы по наземным целям помешало летчику, по-видимому, отстреливать тепловые ИК (инфракрасные) ловушки, уводящие с курса зенитную ракету с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН)». Напоминает он и еще об одном крайне неудобном обстоятельстве: «Летчик подорвал себя гранатой с криком «Это вам за пацанов!»: во-первых, за каких это «пацанов»?! Что за бред? Во-вторых, откуда у летчика была с собой граната? И зачем? Застрелиться и так было чем… В противника он ее не бросил, а подрывать себя, надеясь подорвать еще и врагов — так не нужно это делать между больших камней…»

Ну и, наконец, последнее: «…Смотрим на фотографии и видим российский переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла», поставленные Россией афринским курдам в 2016 году. Скажу сразу — подлинность фотографий не доказана, но в пользу российской «Иглы» в сбитии штурмовика говорит тот факт, что она гораздо лучше американского «Стингера».

Су-25 был специально доработан с целью повышения его боевой живучести после появления «Стингеров» у афганских моджахедов, и (внимание!) штурмовик Су-25 выдерживает прямое попадание «Стингера» в любой из двигателей, вплоть до взрыва боеголовки внутри двигателя. Двигатель при этом разрывает вплоть до оголения диска турбины, но пожара не возникает, и самолет, поврежденный, возвращается на свой аэродром на другом целом двигателе — это доказано натурными испытаниями Су-25 на полигоне НИАС МАП в Фаустово еще в советское время.

Во время этих испытаний в работающий двигатель подвешенного над землей штурмовика специальным устройством-коромыслом забрасывалась боеголовка реального «Стингера», добытого в Афганистане. Именно за разработку нового комплекса боевой живучести Су-25, позволяющего выдерживать прямое попадание ПЗРК «Стингер», группа конструкторов ОКБ Сухого и ряда других организаций была удостоена Ленинской премии. Так что в данном случае «Игла» весьма вероятна».

А это уже куда серьезнее, чем то, что среди личных вещей погибшего пилота оказалась скидочная карта одной из сетей алкомаркетов российского Дальнего Востока. По сути дела, в СМИ всплыли очередные доказательства, что Россия по крайней мере в 2016 году снабжала оружием афринских курдов, тех самых, против которых Турция сегодня ведет боевые действия.

Можно, конечно, предположить, что эти ПЗРК просто «расползлись» по «черному рынку» оружия, но вот и об эмоциональных заявлениях курдских лидеров после начала операции в Африне, с обвинениями России в «предательстве» и готовности ей за это «предательство» отомстить, тоже лучше не забывать. Что, кстати, может считаться объяснением, почему в РФ срочно «свернули» поиски «турецкого следа», почему в СМИ появилось интервью еще и «Кастро» после Туркмани и т.д. Выбирать союзников на Ближнем Востоке у Москвы, похоже, по-прежнему не получается.