НУРАНИ
Сергей Михалков, автор нескольких версий гимна СССР и даже нынешней России на всю ту же мелодию Александрова, писал не только «детские» стихи, но и пьесы, тоже предназначенные для детской аудитории.
В их числе не только «Зайка-зазнайка», но и «Дорогой мальчик», по которой в 1973 году поставил спектакль московский ТЮЗ, а годом позже на экраны вышел и фильм с тем же названием.
По его сюжету, в США банда гангстеров готовится похитить с целью выкупа мальчика по имени Джордж Роб-Робсон, сына миллионера, владельца фирмы по производству консервов для собак, но в руках гангстеров оказывается еще и советский школьник Жора Тимохин, которого бандиты прихватили по ошибке.
Советское телевидение с разной степенью навязчивости убеждало зрителей: похищение детей может произойти только там, на «загнивающем Западе», но никак не в стране победившего социализма, и советские люди этот самый «загнивающий Запад» видели только в репортажах журналистов-международников.
Но сегодня СМИ сообщают о случаях похищения ребенка с целью выкупа, или, как его еще называют, «киднэппинга», не только из Калифорнии или Нью-Йорка. В Котайкской области Армении возбуждено уголовное дело по факту удерживания в заложниках несовершеннолетнего.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета Армении, 1 февраля нынешнего года от жительницы города Егварда В.Абгарян поступило заявление, что одна из жительниц города обманом увела к себе домой ее несовершеннолетнюю дочь и потребовала вернуть долг.
Как выяснилось, похитительницей оказалась соседка. Она, воспользовавшись многолетними дружественными отношениями между их семьями, под видом похода в магазин обманом отвела к себе домой 10-летнюю дочь В.Абгарян, заперла ее у себя, а затем потребовала у матери ребенка вернуть долг в 30 тысяч драмов (примерно 62 доллара). И грозилась, что не отпустит ребенка, пока не получит деньги.
И вот теперь раскручивается следственная спираль. По факту возбуждено уголовное дело по признакам пункта 4 части 2 статьи 218 (захват заложника, совершенный в отношении заведомого несовершеннолетнего) Уголовного кодекса Армении. В тот же день подозреваемая была задержана.
По всем писаным и неписаным законам криминальной журналистики далеко идущие выводы лучше делать уже после приговора суда. Но здесь явно другой случай. Прецеденты киднэппинга, конечно, бывают во многих странах. Детей, к великому сожалению, похищают маньяки, их крадут с целью выкупа, для того, чтобы оказать давление на их родителей (популярный сюжет фильмов, к примеру, об итальянской мафии)…Но чтобы похитили и заперли у себя дома 10-летнюю дочь соседки, с которой тесно общались не первый год…
Здесь, конечно, наличествует широкое поле для комментирования. В Ереване, где не упускают случая поговорить о своей сумасшедшей древности и без зазрения совести приписывают себе изобретение всего чего угодно, от тендира до квеври, предпочитают не вспоминать о своем безусловном первенстве в таком деликатном вопросе, как террор с захватом заложников.
Однако факт остается фактом: первый такого рода прецедент — это захват армянскими террористами Оттоманского банка в Стамбуле в августе 1896 года. Зачем, конечно, у армянских бандитов нашлось предостаточно последователей, но факты — вещь упрямая. А традиции политического террора — тем более.
История сохранила и еще один примечательный факт. Принято считать, что похищать детей с целью выкупа и т.д. на всей территории бывшего СССР начали в «лихие девяностые». Это верно, но лишь отчасти. Во-первых, именно в те самые «девяностые» газеты о подобных прецедентах начали открыто писать. А во-вторых, опять-таки в «лихие девяностые» на всем постсоветском пространстве стали появляться действительно богатые люди, чьих детей, простите за цинизм, имело смысл красть с целью выкупа.
Но, тем не менее, первый случай похищения ребенка с целью выкупа в тогда еще существовавшем СССР произошел вовсе не в девяностые, а в самые что ни на есть семидесятые годы. И тоже — какое совпадение! — в Ереване. Здесь похитили двоих школьников, сыновей местного подпольного миллионера. Причем, как потом установили следователи, мальчишек убили сразу, а только с родителями торг еще продолжался. Как утверждают специалисты, при киднэппинге подобное происходит не так уж редко.
В те годы подобную «криминальную экзотику» объяснили просто: в Армению перебрались на ПМЖ многие этнические армяне из-за рубежа. И среди них, увы и ах, были не только законопослушные граждане. В результате в Армении начали практиковаться такие формы, как писали потом в протоколах, «преступной деятельности», о которых в других регионах СССР просто не знали. О захвате Оттоманского банка по совершенно понятным причинам не вспомнили.
А теперь, похоже, армянские традиции террора и киднэппинга вновь проявили себя, но уже с учетом ереванской бедности. Потому как трудно представить себе похищение не сына миллионера, не внука судьи, который ведет сенсационный процесс над крупным наркоторговцем или главой мафиозной «семьи», а всего лишь 10-летней девочки из не самой богатой семьи, и весь сыр-бор из-за долга в 62 доллара.
Считать ли этот случай уголовщиной мелкой или крупной, можно спорить до бесконечности. С одной стороны, похищение и насильственное удержание ребенка — это не мелочь. С другой, сумма выкупа на «крупное дело» не тянет никоим образом — по крайней мере, на взгляд из Баку. Хотя, скорее всего, в Армении расценки другие.
В Ереване, конечно, путем отчаянных манипуляций со статистикой рисуют более-менее привлекательную «цифирь». Но даже после всех «натяжек» уровень бедности все равно получается пугающим — почти 30%. Плюс ко всему эксперты подчеркивают: это подсчеты на конец 2017 года. Они не учитывают последнюю волну подорожаний многих товаров.
В самом деле, как признает даже ереванский «Спутник», с 1 января в Армении выросли цены на ряд товаров первой необходимости. Основная причина — повышение акцизного налога. Акцизный налог, взимаемый с 1 тонны бензина, к примеру, вырос с 25 000 драмов (порядка 52 долларов) до 40 000(около 83 долларов). С 1 января 2018 года налог на алкоголь и сигареты вырос с 63% до 73%.
В Ереване еще 19 января прошла акция протеста под девизом «Нет подорожанию», инициатором которой выступил блок «Елк» (Выход), который обещает борьбу продолжить. Как убеждены оппозиционеры, инфляция — внутренняя проблема Армении, которая не связана ни с ЕАЭС, ни с ценами на мировом рынке.
«Рост цен с 1 января на дизтопливо, бензин, а также увеличение подоходного налога — инициатива парламента», — сказал, выступая перед собравшимся, депутат Эдмон Марукян.
По его словам, это приведет к росту уровня бедности, по цепной реакции начнут расти цены на другие товары, часть которых уже подорожала до Нового года.
В свою очередь, глава Национальной ассоциации потребителей Армении Мелита Акопян считает, что подорожание продовольственных и непродовольственных товаров может быть фатальным. «В такой бедной стране, как Армения, где 30% населения нищенствует, нельзя вести такие подсчеты. Необходимо все посчитать так, чтобы продукты первой необходимости были доступны всем, а не заявлять, что «бедные и так мясо не едят» (отсылка к словам депутата фракции РПА Акопа Акопяна, который цинично заявил, что «бедные и так мало едят»- «Спутник».)»,- сказала она журналистам.
Кроме того, по тем же статистическим данным, инфляция в Армении за 12 месяцев составила 2,6%. Наиболее ощутимо подорожали сливочное масло, мясо и картофель, но подешевел ряд других товаров (в частности, гречка и сахар). И на этом фоне не стоит удивляться, что заодно падают «расценки» и на похищение ребенка, Такие вот «национальные особенности криминала».