НУРАНИ
Контроль над торговыми путями еще в глубокой древности обещал солидные преференции. Правда, ими надо было еще уметь воспользоваться. Здесь играли свою роль не только удобная география, но и налоги, и, как сказали бы сегодня, «криминогенная обстановка», и дипломатия.
Вот и старались мудрые правители так установить планки налогов, чтобы и казна была сыта, и караванщики целы, держали в узде бандитов, чтобы те не грабили проезжих торговцев, и вели такую политику, чтобы на границах, по крайней мере тех, которые пересекают торговые пути, был мир. Иначе караванщики просто изменят маршрут.
Сегодня, конечно, «торговые пути» — это не караванные тропы, а железные и шоссейные дороги. Сегодняшние торговые пути требуют еще и больших инвестиций в транспортную инфраструктуру, а не просто удобной географии. А вот основные принципы политического обеспечения логистики особых изменений не претерпели — здесь по-прежнему остро необходим мир на границах.
Знали ли эту истину в Армении, вопрос по меньшей мере открытый. Во всяком случае, волей судьбы (и географии) именно ей достался лучший с точки зрения рельефа путь от Каспия к ближайшим «открытым морям».
В годы существования СССР именно по ее территории осуществлялись железнодорожные перевозки с Турцией и Ираном. Но вот политической мудрости не хватило, и в результате агрессивной политики в отношении Азербайджана и Турции армянским политикам остается только жаловаться на «блокаду».
Впрочем, в Ереване время от времени выступают с заявлениями, что еще не все потеряно, и свой «кусок транзитного пирога» эта страна еще сможет ухватить. В частности, на днях первый замминистра транспорта, связи и информационных технологий Армении Гагик Григорян уверенно заявил корреспонденту Sputnik Армения, что возить товары через Армению для Ирана выгодно, и Минтранс снова это докажет.
По его словам, в скором времени в Ереван пригласят группу иранских транспортных компаний, которым представят транзитный маршрут от Персидского залива к Черному морю. При всех сложностях, конкурировать с соседним Азербайджаном можно, подчеркнул он.
Правда, затем уже без прежнего энтузиазма признал: фора у Азербайджана действительно велика. «Во-первых, почти готов железнодорожный стык с Ираном (а в Армении строить иранскую ветку и не начинали). Поэтому товар придется везти грузовиками через пол-Армении (в Ерасх), оттуда переваливать на железную дорогу до Черного моря, оттуда — на паром в Россию или Европу. А через Азербайджан в Россию грузы можно будет возить по железной дороге «от двери до двери».
Во-вторых, через Азербайджан открыты все дороги в Россию (в отличие от Грузии, где соглашение о проезде через Абхазию и Южную Осетию подписано в декабре, и испытать его в действии еще предстоит — ред.)», — уныло констатировал Григорян.
Затем спохватился и принялся уверять: все-таки Армении есть что предложить, в том числе по ценам, но в первую очередь — по простоте процедур.
«Если говорить о ценах, то при больших объемах железные дороги Армении и Грузии, скорее всего, могут предложить скидки. Не могу говорить вместо них, но это обычная практика бизнеса. Но самое очевидное наше преимущество — в процедурах. Наше законодательство — и на бумаге, и на практике — гораздо либеральнее. У нас нет задержек на таможне и постоянной смены правил», — заявил Григорян.
«К примеру, нет дополнительных требований даже к турецким машинам. Хотя с Турцией дипломатических отношений нет, машины оттуда проезжают через армянскую границу на тех же основаниях, что и из других третьих стран (вне ЕАЭС). Для перевозок есть и инфраструктура — перевалочный терминал в поселке Ерасх на границе с Нахчываном. За отсутствием железной дороги это максимум, что можно предложить. Но при всех внешних сложностях, есть и внутренние плюсы. Иранские коллеги о них знают, и транзит через Армению им интересен. В основном, иранские бизнесмены заинтересованы российским рынком, но и в Европу они не прочь отправлять товары,» добавил Григорян.
Только вот в чем дело. В самом деле, в Азербайджане работа над созданием коридора «Север-Юг» уже далеко не на первой стадии. В марте нынешнего года президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Ирана Хасан Роухани примут участие в церемонии закладки фундамента железнодорожной линии Астара (Азербайджан)-Решт (Иран), кроме того, с участием президентов двух стран состоится церемония запуска международной железнодорожной ветки Астара (Азербайджан)-Астара (Иран), сообщил руководитель департамента международных связей государственного управления железных дорог Ирана Аббас Назари.
У Ирана с Арменией, конечно, теплые отношения, но не настолько, чтобы в Тегеране не задали себе простой вопрос: а зачем вкладываться в транзит через Армению? Какие тут выгоды по сравнению с Азербайджаном — без выхода на российскую границу и без инфраструктуры?
Плюс ко всему у Армении на самом деле нет внятных шансов на продвижение вопроса «транспортных коридоров» через границу Грузии. Как указывает «Вестник Кавказа», спецпредставитель премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе проводит консультации с председателем правительства Георгием Квирикашвили для обсуждения итогов последнего раунда переговоров в Праге с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. А вот эти итоги для Еревана оказались не очень оптимистичными.
Как напоминает «ВК», «договор 2011 года о «Таможенном мониторинге грузов» был заключен Москвой и Тбилиси в процессе переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Но, как показали итоги последнего раунда переговоров Карасина и Абашидзе, стороны не могут договориться о важных деталях окончательного соглашения. В частности о том, будет ли таможня на границе (административной — Ред.) между Грузией и Южной Осетией».
Эту границу в Тбилиси считают административной, а в РФ вопреки международному праву готовы объявить «государственной»; В результате Карасин перед встречей с Абашидзе в Праге заявил, что, по версии Москвы, таможенная граница Грузии проходит вдоль рубежей с ее бывшими автономиями — Абхазией и Южной Осетией. А в Тбилиси такую «географию» не признают. Абашидзе сразу после завершения переговоров в Праге дал понять журналистам: в Тбилиси не согласятся с тем, чтобы армянские грузы растаможивались в пунктах, которые Грузия не признает в качестве таможенных. А швейцарские специалисты, которые встанут по обе стороны торговых коридоров из Закавказья в Россию, не будут заниматься таможенным оформлением грузинских и армянских грузов.
«Эти пункты будут называться «терминалами по контролю над грузопотоком», а не «таможней», — заявил Абашидзе. — Швейцарские «мониторы» не имеют права заниматься таможенным оформлением. Эта не их функция».
«В переводе»: Армении и здесь нечего ловить. И тут уже неудивительно, что господин Григорян, условно говоря, «кормит аудиторию завтраками» — он только обещает привезти в Армению иранских бизнесменов, заинтересовать их армянской «простотой процедур».
Здесь, наверное, можно было бы поставить точку, если бы господин Григорян не упомянул о Ерасхе. А вот тут уже нужен комментарий. В самом деле, непонятно, каким образом иранских бизнесменов может заинтересовать терминал в Ерасхе, если граница с Нахчываном стараниями руководства Армении превращена в линию фронта? Активных боевых действий там не ведется, но вот и надежд на открытие транзита тоже нет.
Возможно, конечно, что в Армении все еще рассчитывают, что мировое сообщество несет перед этой «маленькой и бедной, но гордой многострадальной страной» некие особые обязательства, и «весь цивилизованный мир» не сегодня, так завтра примется за «выкручивание рук» Азербайджану ради Армении вообще и «пробьет» открытие железной дороги из Армении в Иран через Нахчыван в частности, но…какой клинической степенью наивности надо обладать, чтобы в такой сценарий поверить? Да еще и вложить «под него» свои кровные риалы, драмы, рубли или евро?
Другое дело, что в Армении кое-кто, по всей видимости, все еще рассчитывает совершить в этом направлении силовой прорыв? Но, как бы это повежливее, во-первых, никуда не исчез Карсский договор, на основе которого в конфликт может вмешаться Турция со своей второй по мощи армией в НАТО — после США. А во-вторых, Азербайджан сам собрал в Нахчыване впечатляющий военный «кулак». Так что «иранский транзит» может завести Ереван совсем не туда, куда бы хотелось попасть гражданам Армении.