Эхо

Иностранные банки в Азербайджане: с кем можно иметь дело?

banks-bankingЭ.РУСТАМОВА

«Турецкие банки близки по своему уровню к западным стандартам. Поэтому с ними работать надежней, чем с российскими и азербайджанскими». Об этом заявил Echo.az банковский эксперт, директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.

«Но банки Pakistan Milli Banki и Milli Iran Bank — это мелкие организации, которые в основном занимаются торговыми операциями, нежели банковской деятельностью. Кроме того, на азербайджанском рынке работает Access Bank, акционерами которого являются европейцы (в основном, представители Германии),» — говорит Гасанов.

По его словам, только пять иностранных банков полноценно оказывают банковские услуги — это Ziraat Bank и Yapı Kredi Bank (Турция), Access Bank, ВТБ и NIKOIL Bank (Россия).

«В банковских кругах ходят разговоры о том, что два банка в Азербайджане с иностранным капиталом — NIKOIL Bank и Access Bank ведут переговоры об объединении. Таким образом, если это произойдет, то на нашем рынке останутся только турецкие и российские банки», — сказал Акрам Гасанов.

По его словам, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) участвует в капитале некоторых азербайджанских банков.

«Но у ЕБРР нет контрольного пакета в этих банках. Справедливо может возникнуть вопрос, почему на рынке в основном российские и турецкие банки. Дело в том, что им легче найти общий язык с азербайджанскими вкладчиками, понять менталитет, адаптироваться к местным условиям,» — сказал эксперт.

«Не секрет, что у нас на рынке специфические условия. В частности коммерческие и государственные структуры не всегда работают по закону, существует проблема коррупции. Российским банкам, кстати, в этом плане легче, чем турецким, так как условия работы в Азербайджане и в России во многом совпадают. В РФ тоже актуальна проблема коррупции, разница в уровне коррумпированности — у нас она выше, чем в России», — сказал эксперт.

По словам Акрама Гасанова, далеко не все банки, которые действуют в стране, приследуют сугубо финансовые интересы.

«Ziraat Bank, Yapı Kredi Bank и NIKOIL Bank — это больше коммерческие проекты. Но ВТБ приследует не только экономические интересы, но и политические. Россия желает активно присутствовать в странах СНГ, и ВТБ — это один из проектов, с помощью которого РФ реализует свои планы», — добавил эксперт.

При этом он отметил, что ВТБ планирует увеличить капитал своей «дочки» в Азербайджане.

«Однако замечу, что Государственный нефтяной фонд Азербайджана несколько лет назад вложил в российский ВТБ 500 млн долларов. То есть, ВТБ вкладывается меньше, чем мы. Но руководство ВТБ понимает, что они вынуждены увеличить капитал своей «дочки», так как банк в АР работает с большими убытками. Поэтому они планируют увеличить капитал, чтобы банк смог продолжить свое существование на нашем рынке», — сказал эксперт.

По словам А.Гасанова, законодательство Азербайджана и органы финансового надзора не делают особых исключений для работы иностранных банков в Азербайджане.

«Они должны работать по местным правилам. Турецкие банки близки по своему уровню к западным стандартам. У них практически нет коррупции, бизнес ведут цивильно. Но местные российские банки даже не скрывают факты коррупции. В частности известно, что NIKOIL Bank подал в суд на своего бывшего руководителя Василия Хамазу. В отношении него возбужденно уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями. Также ВТБ неоднократно подавал в суды на бывших работников, обвиняя их в коррупционных преступлениях. Российские банки даже не скрывают от общественности такие факты,» — рассказал Гасанов.

«Поэтому азербайджанским вкладчикам надежней иметь дело с турецкими банками. В российских банках, как я уже говорил, постоянно интриги и скандалы. Справедливости ради надо сказать, что NIKOIL Bank сейчас обновил штат и борется с проблемами, дабы изменить свой имидж на рынке. Не случайно NIKOIL Bank хочет купить Access Bank, потому что последний зарекомендовал себя на рынке положительно», — сказал Акрам Гасанов.

При этом эксперт добавил, что проблемы азербайджанских банков не обошли стороной и иностранные кредитные организации, представленные в Азербайджане.

«Исключение — Ziraat Bank, который пришел на наш рынок в 2015 году, то есть в разгар кризиса и наши проблемы никак его не коснулись. Yapı Kredi Bank всегда вел консервативную и осторожную политику, и это его спасло. ВТБ и Access Bank утонули в кризисе. Access Bank в основном выдавал кредиты в долларах, и сейчас не может собрать свои кредиты,» — отметил Гасанов.

«Но в отличие от всех кредитных организаций, которые занимались потребительским и предпринимательским кредитованием, Access Bank имеет хорошие залоги. NIKOIL Bank хочет выкупить его, зная, что у Access Bank много проблемных кредитов, при этом понимает, что за счет этих залогов сможет вернуть значительную часть кредитов», — заключил Акрам Гасанов.