Экономика, Эхо

В «шелковом кризисе» Азербайджана виновато государство?

shelkС.АЛИЕВА

Когда в Азербайджане заговорили о необходимости развития шелководства, общество восприняло новость с энтузиазмом, мол и традиции в стране заложены древние, и все условия для этого имеются. К примеру, азербайджанские шелковые платки — келагаи пользуются большим спросом среди туристов, но, понятное дело, объем данного рынка весьма ограничен.

Государство активно взялось за расширение шелководства в стране. Было даже закуплено 1,5 миллиона саженцев тутовника в Китае, но как уже сообщалось в СМИ, развитие шелководства в стране провалилось с треском…

Проект по развитию шелководства в Азербайджане, на который были выделены колоссальные субсидии, практически провалился, отмечала газета «Ипекчи».

По сообщениям газеты, ОАО Səki-Ipək закупало коконы по 8 манатов за килограмм. После обработки выяснилось, что себестоимость килограмма шелка-сырца обходится в 82 доллара. При том, что на мировом рынке килограмм шелка стоит 40 долларов.

Специалисты ОАО Səki-Ipək отмечали, что спроса на их продукцию в стране нет, а на международный рынок выйти не получается из-за слишком большой себестоимости. Тогда государство пошло на уступки и начало субсидировать закупки коконов шелкопряда. Однако ситуацию это не изменило. ОАО Səki-Ipək смогло реализовать лишь часть своей продукции в Иране и Туркменистане.

Как заявил в беседе с Echo.az экономист Натиг Джафарли, практически в любом сегменте, в котором единоличным хозяином желает быть государство, все в конечном счете так и будет.

«Государство не должно диктовать правила игры, оно должно выступать лишь стимулирующим фактором для развития той или иной сферы экономики, создавая, к примеру, льготные условия для тех бизнесменов, которые за это взялись. А что же произошло у нас? Вместо того, чтобы развивать частный бизнес шелководства, в Азербайджане начали развивать его на государственном уровне. Были закуплены 1,5 миллиона саженцев тутовника из Китая, куда потом делись эти саженцы неизвестно, кстати. Государство начало говорить о том, что на местных фабриках нужно использовать исключительно местное сырье, хотя до этого фабрика закупала шелк-сырец за границей. В итоге получилось, что себестоимость местного шелка сырца выше 80 долларов за килограмм, тогда как на мировых рынка его цена в 2 раза ниже», — отмечает эксперт.

По словам Н.Джафарли, такая колоссальная разница в стоимости сырья сделала производство тех же платков совершенно нерентабельным.

«Получается, что для того, чтобы оправдать свои затраты на покупку шелка-сырца производители должны повысить стоимость тех же платков — келагаи ровно в 2 раза, а кто из будет после этого покупать? Хотя те же платки товар весьма востребованный среди иностранных туристов», — отметил Н.Джафарли.

По словам экономиста, для того, чтобы преодолеть ситуацию и выйти из «шелкового кризиса», государство должно отойти от данной сферы и выполнять исключительно роль арбитра.

«Этим сегментом должны заниматься предприниматели, а государство может лишь создать для них благоприятные условия для работы, скажем, освободив их на какое-то время от налогообложения. В этом случае сегмент начнет работать по своим законам, пазлы обязательно сложатся и, к примеру, тот же Шеки сможет полностью обеспечивать себя за счет шелководства. Не стоит сбрасывать со счетов рабочие места, которые можно создавать на фабрике, когда-то на ней работали около 500 человек, что в масштабах Шеки немало,» — говорит Джафарли.

«Тут весьма уместно вспомнить слова одного из американских президентов Рональда Рейгана, который говорил о том, что, если к вам в дверь стучится государство с предложением помочь, дверь лучше вообще не открывать. Шелководство открыло дверь государству, и что мы в итоге получили?», — задается вопросом экономист.

Н.Джафарли коснулся и вопроса возможности экспорта азербайджанских товаров из шелка за границу. По его словам, вряд ли в обозримом будущем это будет возможно.

«Дело в том, что на этом рынке огромная конкуренция, и главным конкурентом Азербайджана является Китай, у которого достаточно дешевые платки из шелка, в сравнении с отечественными. Конечно, можно добиться и того, чтобы азербайджанские келагаи покупали за рубежом скажем по 70 долларов США, но для этого нужно долго и упорно работать над созданием истории данных платков. Точнее над тем, чтобы историю и традицию ношения келагаи узнали за границей. В этом случае, возможно, мы и сможем экспортировать готовую продукцию за рубеж, но это вопрос не одного года», — резюмировал Н.Джафарли.