А.ШАКУР
Мечты о «единой Европе без барьеров и границ», увы и ах, не выдержали столкновения с реальностью — теперь об этом можно говорить как о свершившемся факте. О Европе без войн, «железных занавесов» и прочих барьеров мечтали поколениями.
Теперь, с появлением Европейского союза и шенгенских соглашений без внутренних границ, с единой европейской валютой, это мечта превращалась в реальность.
Но, увы, «золотой век» оказался слишком коротким. Сначала мечту о единой Европе изрядно пошатнул «Брексит». Следующим ударом по ней оказался относительно бархатный мятеж в Каталонии. Первого октября в этом регионе Испании прошел так называемый референдум о независимости, который не признало испанское правительство и Конституционный суд страны.
Основываясь на результатах этого референдума, каталонский парламент, где абсолютное большинство было у партий, поддерживающих отделение от Испании, 27 октября провозгласил независимость.
Конечно, даже самые горячие репортажи из Барселоны не шли ни в какое сравнение с той «картинкой», которую мировые СМИ передавали и передают с востока Украины, а еще раньше — из нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Чечни…
В Каталонии обошлось без «этнических чисток», беженцев и создания этакого внеправового пространства. Дело ограничилась «всего лишь» шумными демонстрациями и полицейским разгоном с применением слезоточивого газа и дубинок. Только вот это не значит, что к мятежу в Каталонии можно относиться как к де ской забаве по принципу «пошумят и успокоятся».
Начистоту говоря, реакция официального Мадрида на мятеж сепаратистов в Каталонии тоже оказалась весьма жесткой. Власти Испании не стали устраивать сепаратистами никакого торга. Они потребовали уважать закон.
Мадрид, применив 155-ю статью конституции, ввел прямое правление в автономном сообществе, отстранил женералитет, распустил парламент и назначил новые выборы, которые состоялись 21 декабря.
По задумке официальных властей Испании, новые выборы должны были вернуть ситуацию в нормальное правовое русло. Но этот план удался лишь отчасти.
Несмотря на то, что первое место на выборах заняла центристская партия «Граждане», отстаивающая территориальную целостность Испании, трем политическим силам («Вместе за Каталонию», «Левые республиканцы Каталонии» и «Кандидатура народного единства») удалось вместе получить абсолютное большинство — 70 депутатских мест из 135.
Уже в середине января премьер-министр Испании Мариано Рахой предупредил: Каталония останется под прямым управлением Мадрида, согласно 155-й статье конституции, пока в автономном сообществе не будет законным образом назначен новый глава правительства. Предвпредение это последовало на показательном фоне.
Сторонники независимости, победившие на досрочных парламентских выборах в Каталонии, начали переговоры о выдвижении на должность председателя каталонского правительства экс- главы женералитета Карлеса Пучдемона, бывшего вожака каталонских сепаратистов.
Бежавший в Брюссель политик, в отношении которого Верховный суд Испании выдал ордер на арест на испанской территории, предлагает провести процедуру утверждения его кандидатуры по видеосвязи.
«Недопустимо, чтобы он стал главой правительства удаленно, с помощью посредников или другой уловки. Чтобы прийти к власти, он должен присутствовать физически… Если этого не произойдет, 155-я статья останется в силе», — заявил Рахой.
Ранее юристы правительства Испании, изучив регламент парламента Каталонии, пришли к выводу, что Карлес Пучдемон не может проходить процедуру утверждения в парламенте по видеосвязи. К аналогичному выводу пришли и юристы каталонского парламента, указывает РИА «Новости».
В результате ситуация оказалось в правом и политическом тупике. Роже Торрент, новый председатель каталонского парламента, дал понять, что для него не приемлема любая другая кандидатура на пост президента региона, кроме Карлеса Пучдемона. По его словам, ни испанское правительство, ни конституционный суд, не вправе этому помешать, напоминает «Евроньюс».
Но кандидатура Пучдемона неприемлема для Мадрида. Более того, Архелия Кераль, специалист по конституционному праву в университете Барселоны, в эфире того же «Евроньюс» поясняет: «Председатель парламента может отложить следующие пленарное заседание до того момента, когда конституционный суд вынесет решение о том, можно ли наделять человека полномочиями главы правительства по интернету. С учетом прецедентов, это решение будет отрицательным. Но нам нужно его дождаться. После этого мы узнаем, подчинится ли председатель парламента этому решению и предложит ли другого кандидата. На это также уйдет много времени».
А как отметил Габриэль Коломэ, профессор политологии в Автономном университете Барселоны, Каталонию ждут новые выборы. По его мнению, решение Пучдемона снова стать главой правительства — это месть Левой республиканской партии, которая в октябре вынуждала его не объявлять новых выборов.
Сейчас раскол среди сепаратистских партий вышел наружу: «Впервые мы наблюдаем конфликт между левыми республиканцами и партией «Вместе за Каталонию», между Жункерасом и Пучдемоном. Вчера мы видели, как председатель парламента принимал решения, не посоветовавшись с другими партиями. Разрыв отношений стал очевиден. Если другие партии попытаются отстранить Пучдемона, заблокировать его кандидатуру, он, скорее всего, сорвёт голосование. У него 15-16 лояльных депутатов. Они могут воздержаться при голосовании и новый кандидат на пост главы регионального правительства не получит достаточного количества голосов. Поэтому либо выбирают Пучдемона, либо мы идем на новые выборы. Потому что он обладает полным контролем над парламентом в его нынешнем виде».
Еще накануне Карлес Пучдемон заявлял, что другого кандидата на пост председателя правительства Каталонии нет. Об этом политик, скрывающийся от испанского правосудия в Бельгии, заявил в своем видеообращении.
Но… на 30 января было намечено заседание парламента Каталонии, на котором депутаты должны были обсудить кандидатуру Пучдемона на пост председателя правительства автономного сообщества. Однако за несколько часов до его начала спикер Роже Торрен заседание все-таки отложил.
По официальной версии, Торрес намерен оспорить предыдущее решение КС, который постановил, что Пучдемон должен лично присутствовать на заседании, предварительно запросив разрешение судьи Верховного суда, который ведет его дело. «68 депутатов, поддерживающих независимость, которые были готовы проголосовать за меня, — это лучшая демократическая гарантия для спасения этого пленума. Нет ни одного другого возможного кандидата, ни одной другой арифметической комбинации», — заявил Пучдемон в обращении, которое разместил в соцсетях.
Он выразил «сожаление», что пленум по утверждению его кандидатуры на посту главы каталонского правительства не состоялся. «Председатель парламента пошел иным путем, и мы должны уважать его решение», — сказал он.
Но затем настрой изменился. «Нас принесли в жертву. По крайней мере, меня», — такими словами в личных сообщениях описал отсрочку дебатов по его кандидатуре на пост лидера Каталонии Карлес Пучдемон. Частичный доступ к личной переписке бежавшего в Бельгию экс-главы автономии получил телеканал «Телесинко», указывает «Евроньюс».
Приводит телеканал и содержание опубликованной переписки Пучдемона с бывшим советником по здравоохранению при правительстве Каталонии Тони Комином, который также находится в Бельгии: «Это последние дни Каталонской республики. План Рахоя Монклоа (официальная резиденция премьер-министра Испании) сработал. Я только надеюсь, что это правда и, что благодаря этому все будут освобождены. Если нет — то это будет исторический конфуз».
«Я думаю, вы понимаете, что все кончено, нас принесли в жертву наши же соратники, по крайней мене меня, вы будете консулами (я надеюсь и хочу этого), но меня уже выбрали козлом отпущения, предложенным Тардой (глава партии «Левые республиканцы Каталонии»)» «Я не знаю, сколько мне осталось жить (я надеюсь, что у меня будет много времени), но я намерен посвятить свою жизнь и защитить свою репутацию. Они нанесли уже много урона своей клеветой, слухами и ложью. Все это я терпел ради общей цели. Теперь все кончено, и я должен сделать все возможное, чтобы защитить себя».
Затем, комментируя информацию телеканала, Пучдемон написал в «Твиттере»: «Я журналист и я всегда понимал, где те границы, например, личная жизнь, куда нельзя вторгаться. Я тоже человек, и есть такие моменты, насчет которых я сомневаюсь. Но я и президент и я никогда не отступлю, в дань уважения, благодарности и преданности нашему народу и Каталонии в целом. Мы продолжим начатое!».
Только вот верится в этот оптимизм с трудом. Тем более что в Барселоне уже задумываются о цене сепаратизма, и не в фигуральном, а в самом прямом смысле — в евро.
Число побывавших в Каталонии иностранных туристов в декабре сократилось на 13,9% и составило 823,4 тыс. человек, сообщает национальный статистический институт Испании.
Сокращение турпотока в Каталонии наблюдается третий месяц подряд. В октябре снижение составляло 4,7%, а в ноябре — 2,3%. Строго говоря, суммарно по всей стране в декабре поток туристов сократился на 0,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 4 млн туристов.
Среди всех популярных туристических направлений число туристов снизилось только в Каталонии и на Балеарских островах, незначительно выросло на Канарах и в Андалусии. Турпоток в Мадрид и Валенсию вырос приблизительно на 10%. А это уже не тот вопрос, который может проигнорировать каталонский бизнес.