За рубежом

Воздушные маневры России нервируют США

НУРАНИ

Большинству простых обывателей не так уж часто доводится видеть в небе военные самолеты — разве что во время парадов или авиашоу. Военная авиация предпочитает действовать скрытно, на глаза лишний раз не попадаться.

Тем более редко доводится лицезреть военные самолеты с борта гражданских лайнеров. Другое дело — пилоты военных же самолетов. Воздушное патрулирование у своих границ и над нейтральными водами появилось еще во время «холодной войны» между СССР и НАТО.

И уже тогда летчики противоборствующих блоков выработали свои «правила поведения», которые позволяли бы и защитить безопасность своих границ, и не спровоцировать «маленькую войну». Которая может очень быстро перерасти в войну большую: нервы у всех на пределе.

Затем, после падения Берлинской стены, напряженность на рубежах «холодной войны» пошла на убыль.

Но в 2014 году Россия «встала с колен» и не только аннексировала украинский Крым, но и устроила у границ стран НАТО впечатляющую «воздушную войну нервов»: российские военные самолеты летали вплотную к чужим границам, имитировали нанесение ядерного удара, пересекали трассы гражданских лайнеров с выключенными транспондерами…

Но теперь новости об опасных воздушных играх приходят с берегов Черного моря. США выразили «самую серьезную озабоченность» в связи с опасным сближением российского военного самолета с американским самолетом в международном воздушном пространстве над Черным морем, сообщает «Голос Америки». Инцидент произошел во время российских военных учений.

«Хотя американский самолет действовал в рамках международного права, российская сторона грубо нарушила действующие соглашения и международное законодательство», — заявила представитель Госдепартамента Хизер Нойерт.

«Это лишь очередной пример действий российских военных, игнорирующих международные нормы и соглашения», — добавила она. Госдепартамент призвал Россию прекратить небезопасные, с его точки зрения, действия, которые увеличивают риск просчетов и столкновений в воздухе.

Напомним: первым о перехвате самолета-разведчика ВМС США в этом районе сообщил телеканал CNN, причем источники в Пентагоне утверждали, что перехват был выполнен небезопасно, так что разведчик вынужден был прекратить свою миссию. Российский истребитель, по их словам, пролетел от самолета США примерно в пяти футах (1,5 м).

Затем о том, что перехват российским истребителем Су-27 американского самолета радиоэлектронной борьбы EP-3 Aries над Черным морем был небезопасным, сообщили в пресс-службе шестого флота ВМС США. Как подчеркнули американские военные, полет EP-3 Aries выполнялся над Черным морем — в международном воздушном пространстве.

«Этот перехват был определен как небезопасный в связи с тем, что Су-27 приблизился на пять футов и пересек траекторию полета EP-3, в результате чего EP-3 пришлось пролететь через завихрение от реактивной струи Су-27», — заявили в пресс-службе.

Здесь также подчеркнули, что американский самолет совершал свой полет «в соответствии с международным правом и не провоцировал действия», и настаивают, что Россия «должна соблюдать международные стандарты, установленные для обеспечения безопасности».

Появилась уже и версия самой России. Минобороны РФ сообщило: действительно, истребитель Су-27 вылетал на перехват американского самолета-разведчика, который совершал полет над нейтральными водами Черного моря.

«На перехват цели из состава дежурных сил ПВО был поднят истребитель Су-27, который приблизился к воздушному судну на безопасное расстояние и идентифицировал его как самолет радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II ВМС США», — цитирует сообщение РИА «Новости».

По версии Москвы, «весь полет российского самолета Су-27 проходил строго в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, никаких внештатных ситуаций не было».

По словам российских военных, экипаж истребителя доложил об идентификации американского самолета и сопровождал его, не допуская нарушения границы воздушного пространства России и с соблюдением всех необходимых мер безопасности.

Можно, конечно, счесть инцидент над Черным морем «случайностью». Но вот произошла эта «случайность» на фоне отчетливого роста напряженности на Черном море.

Прежде всего, напомним: признанные государственные границы здесь, как бы это помягче выразиться, не совпадают с зонами фактического контроля. Россия аннексировала украинский Крым, оккупировала грузинскую Абхазию.

Понятно и другое. Официальная версия: мол, захват Крыма диктовался необходимостью «защитить русскоязычных» — это, будем откровенны, сказки для легковерных.

Есть, конечно, мнение, что основная цель российской аннексии Крыма и вторжения на Донбасс заключается в попытке не дать западным энергетическим компаниям доступ к природным ресурсам, расположенным в Черном море и в районе Юзовского газового месторождения, находящегося в границах Донецкой и Харьковской областей. Во всяком случае, такое мнение в интервью «Крым.Реалии» высказал ветеран армии США, сотрудник аналитического центра National Review Institute и международный консультант по развитию энергетики Роберт Чизлетт.

Но нет сомнений, что куда более важную роль играло стремление РФ превратить Крым в этакий «непотопляемый авианосец». Во всяком случае, оружием полуостров накачивают старательно. Совсем недавно под Севастополем на мысе Фиолент на боевое дежурство по противовоздушной обороне заступили ЗРК С-400 «Триумф». Как напоминают аналитики, , в январе 2017 года первый дивизион С-400 был развернут в районе Феодосии.

«Комсомольская правда», сообщив об этом, приводит мнение западных экспертов: С-400, наряду с такими системами, как ОТРК «Искандер» и береговыми противокорабельными комплексами класса Бастион, играет ключевую роль в новой концепции ВС России, известной на Западе как «Зона запрета доступа», которая заключается в том, что войска НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия систем запретной зоны A2/AD без риска нанесения им неприемлемого ущерба.

В эфире радио Sputnik директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук, политолог Алексей Подберезкин хвастливо заявил, что отныне все пространство над Черным морем будет контролироваться силами воздушно-космической обороны России.

«Учитывая, что развернуто уже два дивизиона С-400, мы можем говорить, что все пространство над Черным морем будет контролироваться силами воздушно-космической обороны России. Все направлено против высокотехнологичных эффективных средств воздушно-космического нападения: самолетов радиолокационной разведки, баллистических ракет средней и малой дальности, ударной авиация и тому подобного. Размещение этих дивизионов фактически означает, что завершается развертывание средств воздушно-космической обороны по всему периметру России», — уверял Алексей Подберезкин.

«Учитывая, что современная война — это, прежде всего, война с использованием средств воздушно-космического нападения, С-400 — это тот универсальный комплекс, который позволяет защититься от всех типов нападения, даже от средств, находящихся в ближнем космосе. Хочу отметить, что самое опасное для России стратегическое направление — юго-западное, на котором велика возможность неприятных для нас моментов, например, провокаций в акватории Черного моря. Размещение этого комплекса гарантирует, что все воздушное пространство и морская поверхность будут под контролем», — говорил Подберезкин.

Только вот при этом в «Арбатском военном округе» осознают: на самом деле позиции России в этом регионе довольно шаткие. Мировое сообщество, ну, за вычетом Венесуэлы или Науру, не признало «независимости» Абхазии, а уж об аннексии Крыма и говорить нечего: здесь Москва может рассчитывать разве что на чиновников асадовского режима.

И самое главное, США и их союзники по НАТО стремительно наращивают военное присутствие на Черном море. Ракетный эсминец ВМС Великобритании «Дункан» и турецкий фрегат «Газиантеп» вошли в акваторию Черного моря, о чем сообщается в Twitter Объединенного военно-морского командования НАТО.

А еще 5 января в Черное море вошел ракетный эсминец «Карни» (DDG-64), после чего зашел в порт Одессы с целью «проведения операций по обеспечению безопасности на море и укрепления комбинированной готовности военно-морского потенциала среди союзников и партнеров НАТО».

Более того, к явному неудовольствию Москвы, в начале января в Черное море вошел американский ракетный эсминец USS Carney. Корабль провел совместные тренировки с морской авиацией ВМС Украины. Целью мероприятия была отработка взаимодействия в соответствии со стандартами НАТО и повышение уровня взаимосовместимости. 13 января эсминец покинул Черное море. Ранее этот же корабль посещал Украину в рамках учений Sea Breeze-2017 в июле прошлого года. Тогда, помимо него, с американской стороны были направлены крейсер Hue City типа Ticonderoga, а также патрульный противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon и около 800 военных моряков и морских пехотинцев.

С украинской стороны, по заявлениям Минобороны Украины, тогда участвовали более 30 кораблей и катеров, 29 летательных аппаратов и свыше трех тысяч человек личного состава, напоминает RNS. На этом фоне активизацию в Черном море военных флотов США и Великобритании прокомментировал в эфире радио Sputnik военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин.

«Идет наращивание напряженности в этом регионе. Эта напряженность, я думаю, рассматривается англосаксами как фактор возможного давления на Россию, поэтому проводятся подобного рода провокационные действия. Потому что мы понимаем, что заявления Киева в отношении Крыма, Донбасса и России — это подготовка к крупномасштабной провокации. Значит, можно сделать вывод, что Великобритания и США стоят за подготовкой этой крупномасштабной провокации и являются ее инициаторами. А (президент Украины) Петр Порошенко — всего лишь исполнитель», — уверял Александр Жилин вполне в стиле «установок» кремлевской пропаганды.

Только вот за этими агрессивными высказываниями сквозит вполне реальный страх. И тогда уже опасные маневры российских ВКС в небе над Черным морем могут быть и попыткой сделать риск такого военного присутствия для США слишком высоким. Только вот вряд ли такая стратегия принесет Москве успех. Особенно в долгосрочной перспективе.