НУРАНИ
Дня 29 января многие наблюдатели ждали если и не с замиранием сердца, то во всяком случае не без волнения. В США ожидалось объявление нового санкционного списка, и еще накануне эксперты с упоением строили версии, кого затронут или, наоборот, не затронут новые рестриктивные меры.
Теперь же понятно: в США предпочли сценарий «подвешенных санкций». Их контуры очерчены, но вот реальные меры давления не введены в действие. Администрация Дональда Трампа проинформировала законодателей, что в новых санкциях против России, к введению которых призывает закон, принятый в прошлом году, пока нет необходимости, поскольку он и так «служит сдерживающим фактором», указывает «Голос Америки».
Закон требует ввести до 29 января санкции против субъектов, которые ведут «значительный» бизнес с оборонительным и разведывательным секторами России, если только Конгресс не будет уведомлен о том, что предполагаемые объекты санкций «значительно сократили» масштабы такой деятельности.
Представитель Госдепартамента сообщил по электронной почте, что администрация «применяет это законодательство, в то время как Конгресс намеревается оказывать давление на Россию с тем, чтобы она сняла нашу озабоченность в связи с ее агрессией в Украине, вмешательством во внутренние дела других стран и нарушениями прав человека».
Потенциальные объекты будущих санкций «были уведомлены как публично, так и приватно, в том числе очень высокопоставленными представителями Госдепартамента и других правительственных ведомств там, где это было уместно, что значительные трансакции с перечисленными российскими субъектами приведут к санкциям», добавил представитель Госдепартамента.
«Учитывая длительные временные рамки, которые обычно ассоциируются с крупными оборонными сделками, результаты этих усилий только начинают проявляться. С этой точки зрения, если закон работает, в санкциях против конкретных организаций или лиц нет необходимости, поскольку сам закон фактически служит сдерживающим фактором», — заявила представитель Госдепартамента Хизер Нойерт. «Дальнейшие детали содержатся в секретном докладе, представленном Конгрессу», — сообщил представитель Госдепартамента.
Но и без секретного доклада вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что ущерб от введения санкций США в отношении российских оборонных предприятий составил сотни миллиардов долларов.
«Ущерб исчисляется, конечно, даже не десятками, а сотнями миллиардов долларов, к сожалению», — сказал журналистам Рогозин, комментируя американские санкции в «оборонке». Он подчеркнул, что от введения санкций также пострадали и европейские партнеры, которые потеряли российский рынок и теперь не могут поставлять свои технологии, указывает «Интерфакс». «Они (американцы — ИФ) просовывают насильно свой собственный товар, лишая европейцев возможности сбыта своего товара на территорию России и мешая нам продавать наш товар в третьих станах. Но это категорически не выгодно европейцам», — сетовал Рогозин.
Вице-премьер РФ отметил, что срывы контрактов на поставку в Россию европейских комплектующих для военной техники привели к импортозамещению и развитию собственных компетенций в РФ. «С точки зрения создания компетенции, которой никогда раньше не было на нашей территории, приобретения технологической независимости — это, конечно, наоборот плюс. Поэтому понимаете, как считать: стакан полупустой или наполовину заполненный. С точки зрения ближней, средней и долгосрочной перспективы нашей страны это выгодно», — заявил он.
О том, что США могут начать вводить санкции против компаний, организаций и физлиц из любой страны мира за признанные «существенными» сделки с предприятиями российского оборонного сектора, что следует из закона CAATSA («О противодействии неприятелям Америки через санкции»), подписанного президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года, и разъяснений Госдепартамента США, опубликованных в конце октября, сообщало, в частности, РБК.
По версии агентства, американские власти подтверждали, что мишенями нового санкционного режима могут стать экспортные поставки российского оружия. В этот перечень входит 39 российских оборонных предприятий и разведывательных структур. Почти половину позиций в списке занимают «Ростех» и его «дочки», в том числе «Рособоронэкспорт» — государственный монополист по экспорту и импорту вооружений.
В списке также Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и Главное управление Генштаба. Российскую аудиторию интересовал главным образом тот факт, что в зоне риска находятся не только иностранные, но и российские компании, которые сотрудничают с оборонным сектором, — они точно так же могут быть наказаны за «существенные» операции с организациями из списка Госдепа.
Именно поэтому крупнейший частный российский Альфа-банк в начале января объявил, что прекратил обслуживание отечественных оборонных предприятий. «Мы, увы, вынуждены ограничивать круг клиентов (в том числе в оборонке), чтобы не подпасть под санкции. Власти это прекрасно понимают», — объяснил совладелец Альфа-банка Петр Авен в интервью «Собеседнику» в январе.
Понятно, что известное «брожение» начнется и среди покупателей российского оружия — тех, кто платит за него «живыми деньгами», а не расплачивается политической лояльностью, подобно Сирии или Армении. А потеря таких клиентов для российского ВПК куда страшнее, чем запрет тому же Рогозину на въезд в США или страны ЕС.
А вот с «кремлевским списком» все оказалось не так однозначно. Напомним: по закону 29 января администрация США должна была представить Конгрессу так называемый кремлевский доклад о российской политической и бизнес-элите. В нем должны были быть названы политические и деловые фигуры, наиболее близкие к Кремлю. Минфин США действительно опубликовал «кремлевский доклад» — список лиц, приближенных к российскому руководству, которые могут попасть под новые ограничительные меры Вашингтона. В него вошли 210 человек: 114 политиков и 96 бизнесменов.
Как подчеркивают авторы доклада, сам по себе этот список не является санкционным, а попадание в него «не создает каких-либо других ограничений, запретов или ограничений на отношения с такими лицами». Но в том, что уже завтра он может стать руководством к действию при введении новых санкций, сомнений нет. В документе оказалось все руководство российского правительства, включая премьер-министра Дмитрия Медведева. Также в перечень внесли руководство Администрации президента, среди них — пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
В документе оказались и спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, и руководители госкомпаний: генеральный директор РЖД Олег Белозеров, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.
Также в список вошли директор СВР Сергей Нарышкин, спецпредставитель президента Сергей Иванов, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, первый замминистра обороны, глава Генштаба Валерий Герасимов, начальник ГРУ Игорь Коробов, заместитель секретаря Совбеза Рашид Нургалиев. Указаны в нем губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, мэр Москвы Сергей Собянин, генпрокурор Юрий Чайка, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, директор ФСО Дмитрий Кочнев и директор ФСБ Александр Бортников.
Помимо этого, в документ внесли представителей президента в органах власти. Среди них — детский омбудсмен Анна Кузнецова и уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, а также представители главы государства в различных федеральных округах. В опубликованном списке значатся и предприниматели, чье состояние, «по данным заслуживающих доверия источников» Минфина США, не менее миллиарда долларов. В документ попали Елена Батурина, Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Владимир Потанин, Герман Греф, Леонид Федун, Сергей Галицкий, Алишер Усманов, Владимир Евтушенков, Алексей Миллер, Игорь Сечин, Михаил Фридман, Владимир Лисин, Михаил Гуцериев, Сулейман Керимов, Андрей Костин, Михаил Прохоров. Также Минфин представил приложения к «кремлевскому списку».
Так, отдельным перечнем идут российские компании с доходом более двух миллиардов долларов в год и госучастием не менее 25%. Ведомство подготовило еще и секретную часть доклада: туда могли попасть те, кто занимает должности ниже упомянутых в несекретной части или имеет состояние менее миллиарда долларов, напоминает РИА «Новости».
Популярная российская журналистка Юлия Латынина на сайте «Новой газеты» дала весьма скептическую оценку новому списку:
«Итак, долгожданный «кремлевский список» Минфина США опубликован — и оказался на поверку пшиком. Либо вся его суть запрятана в секретной части, либо перед нами — просто тупой бюрократический документ, представляющий из себя винегрет». Так, среди высших политических фигур упомянут «бывший министр Андрей Фурсенко, сосланный на бессмысленную должность потому, что он был слишком либерален для нынешнего российского климата». Что же касается руководителей госкомпаний, то «в списке оказались Игорь Сечин («Роснефть»), Алексей Миллер («Газпром»). Это логично. Эти люди являются верной опорой режима, и вряд ли бы мы увидели г-на Сечина главой самой крупной нефтяной компании страны, если бы он таковым не был. Но в списке также оказались Герман Греф (Сбербанк) и Виталий Савельев («Аэрофлот»). Это, мягко говоря, несправедливо. Греф и Савельев принадлежат к числу менеджеров, которые, несмотря на ужасные экономические и политические условия, пытаются делать из вверенных им госпредприятий более-менее западные компании». Но, по мнению Латыниной, «самый караул — это список олигархов. Он составлен по тому же формальному критерию: «все, чье состояние превышает 1 млрд долларов». В результате — и смех, и грех!
В список вошел Фархад Ахметов, бывший владелец одной из лучших российских независимых газодобывающих компаний «Нортгаз», у которого отжали этот «Нортгаз» еще в начале 2000-х! В список вошел Михаил Гуцериев — олигарх, которого силовики обдирали, как липку. Гуцериев виноват перед Минфином США только в том, что он сумел договориться и вернуться?»
Как продолжает журналистка, «что уж тут говорить об олигархах ельцинской эпохи! Вагите Алекперове, про которого все время ходят слухи, что он будет следующей после Евтушенкова жертвой «Роснефти». Владимире Лисине, главе НЛМК, который никогда не был замечен ни в каких политических проектах.
Главе «Уралэлектромеди» Андрее Козицыне, который и в Москве-то не бывает — сидит на своем Урале. И, разумеется, Михаиле Фридмане, Петре Авене и Германе Хане, которые виноваты ровно в том, что сделали состояние в 90-х, а в 2000-х — выжили». По мнению Латыниной, список составляли «по телефонному справочнику», не вникая, кто есть кто.
Но у «Укринформа» версия уже другая. «Список можно охарактеризовать двумя словами: никого не пропустили! Все, у кого активов больше миллиарда долларов, — значатся, все, кто занимает высшие государственные должности, — тоже. Никаких исключений для «либералов» или «честных бизнесменов» нет, в список попал даже глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов. Это очень и очень приятная, а также, надо признать, неожиданная новость: американцы, кажется, наконец-то отказались играть в популярную на Западе кремлевскую игру под названием «Российская демократия».
Суть этой игры: мол, среди российской элиты есть принципиальные оппоненты путинскому авторитаризму — немного, но есть, и их Западу надо всячески поддерживать и поощрять (прежде всего — не ставить между ними и путинцами знак равенства), поскольку они надежда многострадального российского народа на конечную победу демократии, которую, безусловно, приближают, работая в невероятно сложных и опасных условиях, такие выдающиеся российские демократы, как вице-премьер Дворкович, глава Сбербанка Греф, тот же Федотов.
Теперь этой игре конец, теперь как у классика: «Спокойно, Козлодоев! Сядем усе!» А это означает, что противодействие Кремлю — и неприятие путинской команды — выходит уже на совершенно новый уровень, где показной либерализм мало кого обманет.