За рубежом

Афганистан накрывает волна террора

А.ШАКУР

Есть такое циничное правило: кровь в разных частях света имеет неодинаковую цену. И теракты в Париже или Кабуле вызывают далеко не одинаковую реакцию широкой публики. Вот и теперь волна терактов в Афганистане освещается в прессе и социальных сетях далеко не с той же тщательностью и активностью, что и, к примеру, памятные многим взрывы в Париже или Брюсселе.

Другое дело, что их политические последствия могут оказаться куда масштабнее, чем это представляют себе многие наблюдатели.

В минувший уик-энд трагические новости из Афганистана вновь были «в топе». Не менее 100 человек погибли и более 150 получили ранения в результате взрыва самодельного взрывного устройства в Кабуле днем 27 января, передавала «Голос Америки».

Как сообщают информационные агентства, заминированная машина «Скорой помощи» взорвалась, подъехав к контрольно-пропускному пункту в центре афганской столицы. Ответственность за террористический акт взяло на себя «Талибан».

Официальные представители афганского правительства при этом считают, что теракт был организован группировкой «Хаггани», а главной целью атаки могло быть расположенное рядом с полицейским КПП здание Министерства внутренних дел страны.

«Это настоящая бойня», — заявил информационным агентствам координатор итальянской гуманитарной группы Emergency Дежан Панич. Через несколько часов после взрыва некоторые из пострадавших продолжали оставаться на площади. Из-за нехватки машин «скорой помощи» медики старались оказывать помощь на месте, делая перевязки и организовав мобильный пункт переливания крови.

Депутат парламента Мирвайс Ясини, оказавшийся недалеко от места взрыва, сообщил агентству Reuters, что заминированная машина «скорой помощи» взорвалась, подъехав к КПП около 12 часов по местному времени. Суббота является в Афганистане рабочим днем, поэтому на площади во время обеденного перерыва было много людей.

Недалеко от площади, где произошел теракт, находится несколько офисных зданий, а также посольства Нидерландов, Швеции и представительство Европейского союза. Согласно сообщениям полиции, дипломатические миссии не пострадали. Но вполне возможно, что мишенью были именно западные дипломаты. Или, во всяком случае, талибам хотелось представить дело именно так.

Это не единственный теракт в Кабуле за последние дни. Неделю назад, 20 января, боевики «Талибан» в столице Афганистана 18 часов удерживали постояльцев отеля Intercontinental. За это время они убили почти 20 человек. При теракте в Кабуле погибли 18 иностранцев, в том числе девять граждан Украины. Погибшие в Кабуле украинцы были сотрудниками афганской авиакомпании. Как установили по горячим следам, в атаке принимали участие пять террористов. Все они были ликвидированы в результате длившейся 18 часов операции афганской полиции.

Группа вооруженных автоматическим огнестрельным оружием мужчин в военной форме вошла в здание отеля со стороны кухни. Затем они проследовали в зал, где ужинали постояльцы, и открыли по ним огонь. Нападавшие также использовали гранаты, из-за чего в отеле возник пожар.

В момент теракта в здании Intercontinental проходили сразу две свадьбы и Всеафганская конференция по информационным технологиям. Территорию вокруг здания гостиницы сразу же оцепили правоохранители. Очевидец произошедшего рассказал журналистам, что нападавшие талибы выкрикивали ряд антизападных лозунгов. Отмечается, что террористы убивали иностранцев намеренно.

И вот теперь — новый теракт. Президент Франции Эмманюэль Макрон решительно осудил теракт в Кабуле и выразил поддержку народу Афганистана, противостоящему экстремистам, о чем написал в своем микроблоге в Twitter. Кровавую акцию в центре афганской столицы Макрон назвал «гнусным терактом». Он добавил, что обращает полные скорби мысли к народу, который слишком сильно пострадал от террора. Франция поддерживает народ Афганистана, заверил он.

В ночь на 28 января огни на Эйфелевой башне были погашены в память о жертвах взрыва в Кабуле. Подсветку отключили в полночь, траурная акция продлилась один час. В своем микроблоге мэр Парижа Анн Идальго пояснила, что символический жест призван показать жителям Афганистана: французы солидарны с ними.

Госдепартамент США в тот же день выразил соболезнования семьям и близким погибших, назвав теракт «трусливым».

«Мы резко осуждаем сегодняшний трусливый теракт в Кабуле и тех, кто организовал его, — написала в своем Твиттере официальный представитель дипломатического ведомства Хизер Нойерт. — Наши мысли- с жертвами и их семьями, и мы вместе со смелыми гражданами Афганистана».

Наконец, президент США Дональд Трамп в субботу осудил теракт в Кабуле и призвал мировое сообщество принять решительные меры против талибов и «тех, кто их поддерживает».

«Я осуждаю подлый теракт, в результате которого погибли десятки и получили ранения сотни невинных людей. <…> США привержены безопасности Афганистана, свободного от террористов, которые угрожают американцам, нашим союзникам и всем, кто не разделяет их порочную идеологию», — говорится в заявлении Трампа, поступившем в РИА «Новости».

Трамп отметил, что «жесткость «Талибана» не должна восторжествовать». Он также призвал мировое сообщество «принять решительные меры против талибов и тех, кто их поддерживает».

А вот это уже серьезно. Потому как в числе стран, которые оказывают поддержку талибам, все чаще упоминается Россия.

Напомним: в конце мая 2017 года в столице Грузии проходил парламентский форум НАТО. И украинская делегация на заседании Парламентской ассамблеи НАТО в Тбилиси передала вице-президенту ПА Расе Юкнявичене доклад о связях России с запрещенными на государственном уровне в РФ организациями «Исламское государство» (ИГ), «Талибан», а также с движениями ХАМАС и «Хезболла». Глава делегации Украины Ирина Фриз отметила, что в документе говорится о связях «Российской Федерации с террористическими организациями на Ближнем Востоке и в Средней Азии».

По ее словам, в документе содержатся «факты и анализ путей коммуникаций, поддержки и координации действий РФ с ИГИЛ, «Талибан», ХАМАС, «Хезболлой» и тому подобных». В Москве привычно отмахивались, но затем обвинения прозвучали уже на другом, более высоком уровне. В августе 2017 года Москву в поставках оружия афганскому движению «Талибан» обвинил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Причем речь шла не об «утечке» и не взломе, в результате чего журналистам стали известны конфиденциальные документы. Об этом госсекретарь заявил в ходе брифинга для журналистов в Госдепартаменте.

«Россия действительно поставляет оружие талибам, и это нарушает международные нормы и нормы Совета безопасности ООН. Мы, безусловно, возражаем против этого. Если кто-то собирается поставлять в эту страну оружие, то оно должно идти через афганское правительство», — заявил глава американской дипломатии.

При этом заявление Тиллерсона прозвучало на весьма показательном фоне. 14 августа спецпредставитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов в интервью газете «Известия» заявил, что Москва не видит необходимости в дальнейшем пребывании американских войск, поскольку «армия США ничего толком не может сделать». Он выразил уверенность, что Афганистан фактически становится «мировым инкубатором международного терроризма».

А 22 августа президент США заявил, что новый подход его администрации по отношению к Афганистану будет заключаться в том, чтобы предотвратить превращение этой страны в безопасное убежище для исламистских боевиков, стремящихся напасть на Соединенные Штаты. Он не уточнил, как долго силы США должны остаться в Афганистане. По его словам, полномочия военных в сфере борьбы с терроризмом там будут расширены.

Есть, наконец, еще одна сторона вопроса. Ситуация в Афганистане имеет для России и геополитическое «прочтение». С одной стороны, противостоят здесь американцы вместе со своими союзниками по НАТО, и не только по НАТО, радикальным исламистам, которые в случае чего могут «взорвать ситуацию» в странах Центральной Азии и которым РФ противостоит на Северном Кавказе.

Более того, не так уж и давно Москва вполне открыто оправдывала свое военное присутствие в государствах этого региона тем, что если российские военные базы в Таджикистане и Кыргызстане будут свернуты, то если не завтра, так через неделю лихие всадники в чалмах со спущенным концом появятся на окраинах Омска и Оренбурга.

Сегодня военное присутствие России в Центральной Азии только укрепляется. Другое дело, что после терактов 11 сентября 2001 года, точнее, после появления американского военного контингента в Афганистане и американской же военной инфраструктуры в странах Центральной Азии, России приходится всерьез тревожиться по поводу размывания позиций в этом регионе.

В самом деле, еще недавно, во всяком случае, вскоре после распада СССР, в Кремле, да и не только в Кремле, не сомневались: единственной альтернативой российскому влиянию в странах Центральной, или, как тогда говорили, Средней Азии, может быть только ислам разной степени радикальности. О прозападном влиянии здесь в силу географических, исторических и экономических причин говорить не приходилось.

Но с началом натовской операции в Афганистане ситуация меняется кардинальным образом. США укрепляются в Афганистане, и у Центральной Азии появляется геополитическая альтернатива. Пока что Москве удается брать верх в политическом соперничестве. Она даже смогла «выдавить» из региона американские базы. Но вместе с тем наиболее дальновидные кремлевские эксперты не сомневаются: если США укрепятся в Афганистане, то совсем рядом с государствами «южного подбрюшья» России возникнет очаг влияние зловредных «дядей в пробковых шлемах». Со всеми вытекающими.

Плюс ко всему политические процессы в Центральной Азии и так уже не на шутку беспокоят Москву. Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева принимает президент США Дональд Трамп. В Астане присматриваются к перспективам железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. А это, напомним, неконтролируемый Россией путь к европейским рынкам. Кыргызстан пережил уже две революции, которые можно назвать «бархатными» лишь с очень большой натяжкой. Стремительно открывается для мира доселе изолированный Туркменистан.

При этом есть еще одна сторона вопроса. В отличие от прозападных и национально-демократических политических течений, радикальный ислам — оппозиция насколько взрывоопасная, настолько же, простите за цинизм, «удобная».

Во-первых, в отличие от того же Египта, шансов прийти к власти на выборах у исламистов в Центральной Азии немного.

А во-вторых, в отношении этих политических течений силовые меры более чем оправданы. В январе 1990 в Азербайджане, напомним, Москва объявила скопом всех участников движения за независимость нашей страны «исламскими фундаменталистами», затем заручилась карт-бланшем мирового сообщества на подавление джихадистского подполья на Северном Кавказе.

Безусловно, это еще не доказательства для суда, что в нынешней серии терактов в Афганистане наличествует «российский след». Но вот не замечать недовольство Москвы по поводу действий США в Афганистане тоже не получается.