НУРАНИ
Отношения Армении и Грузии вновь в центре внимания. В Тбилиси прошла встреча посла Республики Армения в Грузии Рубена Садояна с мэром Тбилиси Кахой Каладзе. Об этом сообщает пресс-служба МИД Армении.
На встрече стороны коснулись ряда направлений сотрудничества между Ереваном и Тбилиси и выразили уверенность, что следует еще более углубить и укрепить взаимоотношения между двумя городами. Стороны подчеркнули важность интенсивных взаимных контактов на уровне городских властей, и в этом контексте затронули вопросы, касающиеся предусмотренных в текущем году взаимных визитов.
Сообщив, что в этом году исполняется 2800-летие основания Еревана, посол Рубен Садоян пригласил мэра Тбилиси посетить столицу Армении и принять участие в организуемых в связи с юбилеем празднествах.
Насчет «2800-летия» господин Садоян, конечно, хватил лишку. Исторические хроники свидетельствуют: крепость Иреван, которая и дала начало городу, ставшему ныне столицей Армении, была построена в долине реки Занга по приказу Шаха Исмаила Хатаи его полководцем Реван гулу ханом в 1504-1511 годах.
Другое дело, что уже после Второй мировой войны, когда началось безудержное «удревнение» армянской истории и изобретение мифов, будто бы земли бывшего азербайджанского Иреванского ханства «исконно армянские», на одном из холмов в окрестностях армянской столицы нашли клинописную табличку с буквами «рбн», после чего возвестили: нами установлено, что Ереван — это «наследник» урартийского города Эребуни, и он был основан аж в 782 году до новой эры! Серьезные ученые в эту теорию не поверили, но пыла ереванских фальсификаторов это не остудило.
Впрочем, не менее важно другое. Встреча Садояна с Каладзе произошла на фоне весьма неоднозначных процессов между Арменией и Грузией. Каладзе, — конечно, сегодня мэр Тбилиси, вопросов внешней политики он не решает, но свой вес и влияние в команде «Грузинской мечты», без сомнения, сохранил. А в Армении, напомним, ждут от Грузии продвижения в вопросе открытия «альтернативных КПП «Верхний Ларс» транспортных коридоров».
На днях эту «армянскую мечту о грузинских коридорах» вновь озвучил не кто иной, как премьер-министр Армении Карен Карапетян. Находясь в Давосе, он заявил грузинским журналистам: в Армении хотели бы, чтобы дорога и транзит через Грузию были стабильными, так как от этого во многом зависит экономика страны.
Когда же грузинский 1tv.ge. поинтересовался, насколько реально, чтобы Россия отправляла грузы в Армению через Цхинвальский регион, Карен Карапетян ответил весьма уклончиво: «Естественно, мы просим наших соседей и друзей рассмотреть возможность, чтобы в поставке грузов не было перебоев — ни из-за погоды, ни по другим причинам. Например, в декабре 2016 года, полмесяца мы не могли принять грузы. Исходя из этого, была такая просьба, чтобы нам не пришлось искать других альтернатив для связи с внешним миром. Это как в интересах Армении, так и Грузии».
Но вот от более четкой конкретики предпочел воздержаться.
При этом эксперты напоминают: единственная реальная альтернативная «Верхнему Ларсу» автомагистраль — это проходящий через Цхинвали ТРАНСКАМ.
Строго говоря, именно об открытии этой дороги в последние недели хватает разговоров и домыслов. Только вот реальных шансов, что «армянская мечта» в обозримом будущем исполнится, немного. И подтвердил это не кто иной, как замглавы МИД РФ Григорий Карасин, который является главным переговорщиком Москвы на грузинском треке.
В интервью «Коммерсанту» он выразился предельно откровенно: «Как человек, который вместе с Зурабом Абашидзе по поручению руководства двух стран начинал в декабре 2012 года диалог по вопросам нормализации, могу засвидетельствовать: мы с самого начала честно предостерегли грузинских партнеров от иллюзий по поводу того, что восстановление двусторонних отношений с ними может каким-то образом ослабить наше межгосударственное сотрудничество с «независимыми» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Абхазией и Южной Осетией. Эти процессы лежат в абсолютно разных плоскостях. Мы намерены и дальше прагматично продолжать дело оздоровления двусторонних отношений. Российская сторона пойдет по пути нормализации так далеко, как к этому готовы в Тбилиси. Заинтересованы в полном восстановлении добрососедских российско-грузинских отношений, но, повторюсь, не ценой отказа от судьбоносных решений по Абхазии и Южной Осетии».
В таких условиях шансы на достижение компромисса равны по сути дела нулю.
Более того, на днях Россия еще больше обострила ситуацию. Госдума РФ ратифицировала соглашение между Россией и «Южной Осетией» о порядке вхождения отдельных подразделений «вооруженных сил» этого «недогосударства» в ВС РФ. Документ был подписан 31 марта 2017 года, в декабре президент РФ Владимир Путин внес соглашение на ратификацию в Госдуму.
Отмечается, что под вхождением «юго-осетинских подразделений» в состав Вооруженных сил России понимается прием «граждан» этой «республики» на службу в составе российской 4-й гвардейской военной базы в Южной Осетии по контракту в добровольном порядке.
В Тбилиси предсказуемо и справедливо возмутились. Министерство иностранных дел Грузии осудило ратификацию Государственной думой РФ военного соглашения между оккупированным Цхинвальским регионом и Россией. Ратификация документа, который открывает путь для вступления незаконных вооруженных формирований оккупированного Цхинвальского региона в состав Вооруженных сил России, является «очередным незаконным действием со стороны РФ, направленным на фактическую аннексию Абхазии и Цхинвальского региона, что, в свою очередь, является полным игнорированием основополагающих норм и принципов международного права», — говорится в заявлении МИД Грузии.
Министерство иностранных дел подчеркивает, что Москва продолжает грубо нарушать Соглашение о прекращении огня 2008 года и отказывается брать на себя ответственность и выполнять обязательство о неприменении силы, и целенаправленно мешает созданию международных механизмов безопасности на месте.
«Такими провокационными шагами Российская Федерация пытается помешать мирному урегулированию конфликта и достижению прогресса на Женевских международных переговорах. Более того, действия России наносят ущерб архитектуре европейской безопасности и направлены на дестабилизацию ситуации во всем регионе», — говорится в заявлении.
Министерство иностранных дел Грузии призывает международное сообщество «надлежащим образом оценить далеко идущую агрессивную политику России и принять эффективные меры для предотвращения незаконных процессов в оккупированных регионах Грузии».
Можно ли рассчитывать в таких условиях на скорое открытие транспортных коридоров через Грузию в Россию — вопрос открытый. Тем более, что эти коридоры нужны не столько самой Грузии, сколько Армении. Но вот станут ли в Тбилиси жертвовать ради своего соседа коренными национальными интересами — вопрос открытый. Если не риторический.