Дж.АЛЕКПЕРОВА
Практика заключения брачных контрактов встречается во многих странах мира, но лишь в некоторых носит обязательный характер.
В Азербайджане эта процедура не является популярной и практически не встречается.
Однако на днях на заседании Милли меджлиса член парламентского комитета по вопросам семьи, женщины и детей Садагат Велиева заявила, что заключение брачных контрактов в Азербайджане должно осуществляться в обязательном порядке.
По ее словам, в связи с этим необходимо внести поправки в Семейный кодекс. «Обязательное заключение брачного контракта необходимо. Если этот контракт станет обязательным, то разводов будет меньше», — сказала она.
Депутат отметила, что в Азербайджане увеличилось число разводов, и причиной тому является отсутствие ответственности.
Как заявил Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, он одобрительно относится к брачным контрактам.
«Когда мы подключаем на месяц Интернет или покупаем мобильный телефон, и то следим за тем, чтобы был заключен контракт, оговаривающий наши права. А брачные отношения, где речь идет о человеческих судьбах, требуют не менее внимательного и бережного отношения,» — обьяснил он.
«То, что эта тема становится у нас все более актуальной, объясняется не пресловутым «влиянием Запада», а вполне насущной необходимостью. Дело в том, что наше общество вошло в рыночные отношения не с рыночным, а с базарным мышлением, и это уже сказывается», — сказал Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, рынок предусматривает долговременное планирование своей деловой активности, заботу о положительном деловом имидже, аккуратность в выполнении взятых на себя обязательств.
«Это видно на примере Запада. С другой стороны, базар рассматривает деловую активность на одноразовой основе — здесь, сейчас и по максимуму. Ал (возьми) — вер (дай), причем не случайно «ал» стоит на первом месте, предполагая возможность обмана. Такой подход характерен и для современных брачных отношений,» — считает Зейналов.
По его словам, каждый может вспомнить реальные примеры, как родственники или знакомые становились жертвами брачных аферистов, как недавно созданное семейное гнездо разоряли наркоманы или картежники, какие хитрости применялись при разводе, чтобы оставить недавно любимого человека ни с чем.
«Я уже молчу о вторых семьях, заведенных нашими бизнесменами где-нибудь в России, или об усладе педофилов с помощью религиозных браков. Казалось бы, наш парламент за четверть века независимости разработал достаточно законов, чтобы каждый в нашем обществе был бы защищен. Но так ли безупречен механизм выполнения этих законов? Ведь в общем случае человеку приходится идти в суд и доказывать, что он не верблюд,» — говорит правозащитник.
«Хорошо, если у человека, травмированного разводом, есть на это энергия и деньги (сейчас из-за недостатка адвокатов цены на их услуги растут), но и тут нет гарантии того, что даже в, казалось бы, очевидном случае наша Фемида примет справедливое решение», — посетовал он.
Правозащитник подчеркнул, что в случае наличия брачного контракта ситуация становится гораздо проще.
«Нарушил условия — плати конкретную сумму или выполняй конкретные действия. И суду, если до него дойдет дело, не будет интересна та грязь, которую обычно там друг на друга выливают, потому что это взаимная, добровольная договоренность, обязательная для обеих сторон. Именно поэтому людям с базарным мышлением не по душе брачные контракты. Если ты никого не собираешься обманывать, в чем проблема подписаться под таким контрактом?» — задался вопросом эксперт.
По словам Эльдара Зейналова, брачные контракты могут прижиться в Азербайджане.
«Если задуматься, то нечто подобное уже практиковалось, хотя нас от этого и коробило. Например, это проявлялось в виде «калыма», прилюдной описи приданого девушки и т.п. Кроме того, брачные договоры есть и в шариатском праве. У нас почему-то считается, что в исламе муж может запросто отказаться от жены по своей инициативе, а ведь при этом ей должна выплачиваться компенсация (махр), причем заранее оговоренная. Компенсация предусмотрена и при разводе по инициативе жены,» — говорит он.
«По сути те брачные контракты, которые заключаются в мусульманских странах вроде Ирана, если стороны внимательно отнесутся к их составлению, могут снять большинство взаимных претензий. Так что в нашем недалеком прошлом и у ближайших соседей есть прецеденты, которые способны ответить на миф о том, что брачный контракт — это недавняя выдумка европейцев», — добавил правозащитник.
Как рассказал Зейналов, в ПЦА обычно не поступают жалобы от семейных пар, разве что только они не разрастутся и не примут многослойного характера, как в мыльной опере.
«Недавно, например, был случай, когда жена, недовольная условиями развода, по словам мужа, обчистила его сейф и укатила с детьми за границу. В свою очередь, муж, обладая связями, устроил «веселую» жизнь родственникам своей бывшей половины, которые нам и пожаловались. В таких ситуациях сам черт ногу сломит. И определенно, если бы был брачный контракт, по которому имущество этой семьи при разводе делилось бы по совести, в оговоренной пропорции, то вся эта дискуссия между сторонами не имела бы почвы. Есть бумага за двумя подписями, скрепленная печатью, где все написано черным по белому, а все остальное — от лукавого», — пояснил он.
Э.Зейналов сказал, что слышал про то, что в Азербайджане были случаи заключения брачного контракта.
«Думаю, что, прежде чем вводить их в практику как обязательное условие для заключения брака, чтобы это не превратилось в профанацию, нужно хотя бы опубликовать и распространить в обществе доступные по языку и цене книги о том, как это делается на Востоке и Западе. Нужно также провести тренинги с адвокатами и нотариусами, чтобы они могли реально помочь создающейся паре строить свою жизнь без опасений за будущее семьи,» — говорит он.
«А вообще те молодые пары, которые чувствуют необходимость в прояснении каких-то моментов, могут заключать такие брачные контракты и сейчас на добровольной основе. Главное — чтобы они были хорошо продуманы, написаны в четких выражениях и должным образом нотариально заверены», — заключил он.
Отметим, что брачный контракт не может быть заключен между лицами, живущими в гражданском браке.
Кстати говоря, известны статистические данные по количеству браков и разводов в Азербайджане за 10 месяцев 2017 года. Как сообщили в Комитете по статистике города Баку, 49,6% населения столицы составляют мужчины, 50,4 % — женщины. Отделами регистрации за январь-сентябрь 2017 года в Азербайджане было зарегистрировано 11 968 браков и 3698 разводов. Число браков на каждую тысячу человек составило 7,1 ед., а число разводов — 2,2 ед.