Экономика, Эхо

Почему Азербайджан не готов к трехлетнему бюджетному планированию?

Э.РУСТАМОВА

«Правительством Азербайджана утвержден бюджет на 2018 год и плановый трехлетний период. Однако среднесрочный финансовый план не содержит основные параметры бюджета, а лишь некоторые направления отмечены в документе.»

Об этом заявил в интервью Echo.az депутат Милли меджлиса, член парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Вахид Ахмедов.

«В Азербайджане помимо годового бюджета есть трехлетнее бюджетное планирование. То есть, помимо госбюджета на 2018 год, утверждены основные показатели на ближайшие три года (2018-2020 годы). Конечно, трехлетний бюджет формируется далеко не по всем уровням и параметрам бюджетной системы, в документе отмечаются лишь общие перспективы и прогнозы расходов и доходов по основным вопросам. Конкретная смета доходов и расходов государственной казны разрабатывается на один год», — сказал Вахид Ахмедов.

Отметим, государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, где расписана смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег. Именно бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

В свою очередь в интервью Echo.az доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов заявил, что макроэкономические показатели Азербайджана нельзя спрогнозировать на три года.

«Национальная экономика не отличается стабильностью, поэтому бюджет формируется только на год. Ранее в Азербайджане было принято решение о частичном переходе на трехлетнее бюджетное планирование. Плановый бюджет у нас формируется поверхностно. Поэтому процесс формирования показателей на ближайшие три года носят несерьезный характер,» — отметил Мамедов.

«Раньше считалось, что в последние годы (до 2015 года) экономика Азербайджана развивается стабильно динамично, что позволяет спрогнозировать результаты ее деятельности на среднесрочный период. С учетом того, что наши прогнозы не оправдали себя, мы до сих пор полностью не перешли на трехлетнее бюджетное планирование. По конкретным статьям расходов и доходов бюджет формируется и утверждается на один год», — говорит эксперт.

«В мировом сообществе давно существует политика принятия трехлетнего бюджета. Основной плюс заключается в том, что трехлетний бюджет дает четкое видение перспективы. Поэтому вполне рационально принимать такой бюджетный документ, но только для экономики тех стран, которым незнакома проблема неопределенности экономических перспектив. Азербайджан к таким государствам не относится,» — сказал Мамедов.

«Мы можем работать только по годичному плану, потому что сегодня совершенно непонятно, чего же ждать нам в будущем. За последние годы, как в мировой экономике, так и в экономике нефтедобывающих стран, произошли резкие изменения. Например, курс национальной валюты упал, поменялась структура ВВП, произошло сокращение источников пополнения государственного бюджета и т.д.,» — отметил эксперт.

По его словам, резкая волатильность на финансовом рынке и на макроэкономическом уровне не позволяет Азербайджану перейти на трехлетнее бюджетное планирование, где будут четко сформированы показатели по большинству параметров бюджета.

«Три года — это немаленькое время, за это время в мире и в стране может многое измениться. Формировать в конце 2017 года бюджет до 2020 года — слишком для нас рискованно. Ни у кого нет уверенности в том, что через три года в мире не произойдет очередной экономический коллапс, который приведет к серьезным последствиям, в том числе в Азербайджане. Поэтому вполне оправдано, что у нас в стране утверждаются конкретные параметры бюджета на один год», — сказал Эльшад Мамедов.

Напомним, что доходы государственного бюджета Азербайджана на 2018 год прогнозируются на уровне 20,127 миллиарда манатов (в том числе централизованные доходы — 19,473 миллиарда манатов, местные — 653,353 миллиона манатов), расходы — 21,047 миллиарда манатов (в том числе централизованные расходы — 20,323 миллиарда манатов, местные — 723,925 миллиона манатов).

В структуре доходов госбюджета на трансферты из Госнефтефонда приходятся 9,216 миллиарда манатов. Поступления от НДС прогнозируются в размере 4,288 миллиарда манатов (в том числе 1,705 миллиарда манатов по НДС с импортируемых в страну товаров), налога на прибыль — 2,320 миллиарда манатов, налога с доходов физических лиц — 1,196 миллиарда манатов, акцизного налога — 726 миллионов манатов (в том числе 172 миллиона манатов от акцизов на импорт товаров), таможенных пошлин — 535 миллионов манатов, упрощенного налога — 380 миллионов манатов, налога на добычу — 136 миллионов манатов, дорожного налога — 91 миллион манатов.

Поступления от внебюджетных доходов бюджетных организаций прогнозируются в размере 460 миллионов манатов.