НУРАНИ
После победных реляций о разгроме ИГ ситуация в Сирии, вопреки бодрым прогнозам и обещаниям, далека от стабилизации. Более того, информационные сообщения из Сирии напоминают те, что занимали первые строчки новостных лент до того, как на авансцену вышло «Исламское государство».
The Associated Press со ссылкой на активистов организации «Белые каски» сообщило, что сирийское правительство осуществило атаку с применением, предположительно, отравляющего газа, в результате которой пострадали примерно 20 мирных жителей в районе города Дума в окрестностях Дамаска. Сирийское правительство применение химического оружия опровергает.
Телеканал Al Mayadeen сообщил, что в результате отравления хлоридом аммония в одном из пригородов Дамаска погибли двое детей и пострадали 30 человек. По сообщению телеканала, ядовитый порошок был распространен под видом пищевой соли в районе Дамаска Восточная Гута.
Но самое опасное, СМИ вновь сообщают об обстрелах турецких городов с территории Сирии. Город Рейханлы провинции Хатай и центр одноименной провинции Килис на юге Турции вновь подверглись ракетному обстрелу из сирийского Африна, передает РИА «Новости» со ссылкой на заявление администрации провинции Килис.
«Со стороны Африна по Килису была выпущена ракета, на место ее падения немедленно прибыли экстренные службы, никто не пострадал», — говорится в сообщении. Отмечается, что по району на сирийской территории, откуда была произведена атака, турецкая артиллерия открыла ответный огонь.
Речь, по всей видимости, идет об ответе курдских боевиков на турецкую операцию «Оливковая ветвь». Другой вопрос, что подобные «ответные меры» способны только усилить решимость Турции. Анкара не ограничится операцией в Африне и «покончит с играми» вдоль всей границы с Сирией, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая перед главами местных администраций на пятый день операции в сирийском Африне, передает «Газета.ру».
«Начав операцию «Оливковая ветвь», мы пресекли игры разных сил, которые хотят осуществить свои планы в нашем регионе. Начиная с Манбиджа, чтобы покончить с этими играми вдоль наших границ, и будем продолжать это делать», — пообещал турецкий лидер. В ходе своего выступления Эрдоган также рассказал о потерях Турции и Свободной сирийской армии — по его словам, за время проведения военной операции «Оливковая ветвь» составили 7-8 человек.
«В ходе операции «Оливковая ветвь» вооруженные силы Турции понесли потери, есть раненые. Но если за первые четыре дня операции число погибших в рядах ВС Турции и сирийской оппозиции составило семь-восемь, то, по последним данным, потери противника в живой силе составили 268 человек. Операция продлится до полной ликвидации террористов», — подчеркнул президент Турции. Днем ранее Эрдоган говорил, что операция «Оливковая ветвь» будет завершена «за очень короткое время», напоминает «Газета.ру».
«Мы очень быстро закончим эту операцию. Террористы оттуда (из Африна — «Газета.Ru») бегут, а мы все вместе будем их гнать. Их бомбят наши самолеты, сейчас началась наземная операция. Мы проводим операцию для защиты наших границ. Пусть Аллах поможет нашим солдатам», — сказал президент Турции.
В то же время турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым уточнял, что операция будет проводиться в четыре этапа. Он подчеркнул, что операция продлится до тех пор, пока в регионе не будут уничтожены террористические элементы — а их там, по подсчетам турецких военных, насчитывается порядка 8-10 тыс. Конечно, весьма соблазнительно напомнить, что эти заявления Эрдогана и его соратников звучат на фоне постоянных призывов США к Турции проявлять сдержанность. А затем порассуждать о том, что отношения Вашингтона и Анкары накалились до предела, «реанимировать» прогнозы о возможном выходе Турции из НАТО…
Только вот не все так просто и «однолинейно». С одной стороны, в Анкаре действительно звучат весьма жесткие предупреждения в адрес Вашингтона. Главное условие для сотрудничества Турции и США в Сирии — прекращение поставок американской стороной оружия курдам, заявил турецкий вице-премьер Бекир Боздаг. По его словам, Анкара «неоднократно предупреждала» Вашингтон, чтобы они не помогали курдским вооруженным формированиям в Сирии, передает RT со ссылкой на РИА «Новости».
«Главные условия для продолжения сотрудничества — остановить поставки и забрать ранее поставленное оружие. Наше самое естественное право — ждать этого от наших союзников», — отметил вице-премьер.
Анкаре есть о чем беспокоиться. Арабские СМИ, в частности, арабский информационный портал Al-Masdar News, еще до официального старта операции «Оливковая ветвь» сообщили, что курдские вооруженные формирования, воюющие в Сирии, получили от США партию переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в рамках «секретной сделки».
По данным источников портала, американские военные поставили оружие в район Африна в сирийской провинции Алеппо и передали его Отрядам народной самообороны, боевому крылу Сирийских демократических сил. Была ли это действительно сенсационная «утечка» или провокационный «взброс», можно долго гадать. Но давно известно другое: на фоне обилия неподтвержденных «утечек» человек чаще всего верит тому, чему он больше всего хочет или, наоборот, больше всего боится поверить.
Но вместе с тем заметно и другое. США и Турция на фоне общей жесткой риторики явно ищут «точки соприкосновения». С показательным заявлением выступила Хизер Нойерт, пресс-секретарь Госдепартамента США. «Хотя мы обеспокоены дестабилизирующими действиями на северо-западе Сирии, я хочу также внести ясность: Турция — наш важный союзник по НАТО, и мы полностью понимаем озабоченность Турции в связи с различными террористическими организациями, ее озабоченность по поводу Рабочей партии Курдистана. Поэтому мы, с одной стороны, обсуждаем с турецкими властями пути устранения таких проблем — а с другой, пытаемся обеспечить стабильность и поощрить их к деэскалации напряженности», — заявила Хизер Нойерт.
Она сообщила также, что президент Трамп собирается лично поговорить по этому вопросу со своим турецким коллегой.
Более того, в процесс диалога — а речь идет именно о диалоге, а не только «обмене любезностями» — активно включается НАТО.
Турция вправе защищать свою безопасность, но при операции «Оливковая ветвь» в сирийском Африне ответ должен быть пропорционален угрозам, заявила заместитель генсека НАТО Роуз Гетемюллер. Она находится в Анкаре с двухдневным рабочим визитом. «Турция — страна, которая больше всех столкнулась с террористической угрозой на своих границах, и она ведет с этой ужасной угрозой борьбу. В отношении курдских вооруженных формирований (в Сирии) есть законные основания для беспокойства. Однако необходимо выдерживать баланс между угрозами и ответом на них», — сказала Гетемюллер в эфире телеканала NTV, отвечая на вопрос об отношении НАТО к операции ВС Турции в Африне.
Она добавила, что генсек НАТО Йенс Столтенберг находится в постоянном контакте с президентом Турции, Р.Т.Эрдоганом и «удовлетворен общением с ним». Но самое главное, Гетемюллер также коснулась разногласий между Турцией и США по поводу поставок оружия курдским вооруженным формированиям.
«НАТО — это большая семья, иногда между ее членами бывают недоразумения. Их нужно решать, безусловно. Турция очень важна для НАТО, это один из старейших участников Альянса. Мы как семья можем помочь разрешить какие-то споры между нашими членами. НАТО будет присутствовать за столом переговоров, на котором Турция может поставить этот вопрос», — добавила заместитель генсека НАТО. А это уже серьезно.
Формально активность США в Сирии реализуется не под флагом НАТО, но в Альянсе явно обозначают свою позицию и дают понять, что углубление противоречий не входит в интересы всех партнеров Вашингтона и Анкары по Организации Североатлантического договора.
Наконец, этот раскол и не в интересах самих США. А это значит, что Вашингтон тоже будет искать точки соприкосновения с Анкарой и, вероятнее всего, позволит Турции «зачистить» полосу вдоль своей границы. Во всяком случае, госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе своего визита в Париж заявил, что Штаты готовы предложить Турции создать «зону безопасности» на границе с Сирией, где сейчас ведутся военные действия. Его слова передает турецкое издание Daily Sabah, указывает «Лента.ру». Тиллерсон отметил, что Вашингтон ведет переговоры с Анкарой, чтобы понять, как можно стабилизировать ситуацию и удовлетворить запросы Турции по вопросам безопасности на границе с Сирией.
В ответ на эти слова Тиллерсона турецкий вице-премьер Бекир Боздаг и сказал, что США должны прекратить поддерживать террористические организации. Проще говоря, несмотря на жесткость формулировок, слишком многое указывает на то, что и США, и Турция настроены на диалог и на поиск некоего «общего решения». А жестко-негативная реакция США на попытку курдов провести «референдум о независимости» в Ираке показала, что союз с ними для Вашингтона не такой уж императив, и разваливать местные государства в угоду курдским лидерам в планы США не входит. И если это справедливо в отношении Ирака, то тем более Вашингтон вряд ли заинтересован в реализации подобного сценария в Турции.
Наконец, понятно и другое. Во всем «политесе», который США пытаются выстроить в отношениях с Турцией, есть еще одна сторона вопроса. То, что сегодня происходит между Турцией и США — это в немалой степени попытки администрации Трампа преодолеть последствия «политического новаторства» команды Барака Обамы.
В отличие от Дональда Трампа, Барака Обаму в отсутствии политического опыта как бы не упрекали. Но именно в период его правления серьезно накалились отношения США с ведущими союзниками на Ближнем Востоке — Турцией и Израилем. Причем если в Израиле были не без оснований обеспокоены «ядерной сделкой» с Ираном, то Турцию тоже не без оснований беспокоило и беспокоит заигрывание США с курдами. Тем более что взаимоотношения между самими курдскими группировками весьма противоречивы, и ситуация, когда одни и те же организации Вашингтон считает «независимыми», а Анкара — не более чем ответвлениями РКК.
Другой вопрос, что союз с курдами, пусть временный и тактический — та история, в которую легче было «не влезать», чем теперь красиво и достойно из нее выйти. Просто взять и прекратить поддержку своих недавних союзников не так-то просто — после такого маневра найти новых партнеров будет весьма проблематично. Публичное предательство в политике редко остается без стратегических последствий. Другое дело — предоставить Турции возможность по крайней мере «отодвинуть» курдов от своих границ.
А это уже создает возможность для серьезного «потепления» между Анкарой и Вашингтоном. Но в этом случае Россия на сирийском поле рискует многим. Тем более что здесь «факторов раскола» более чем достаточно, начиная от союза РФ с режимом Асада и заканчивая поддержкой тех же курдов. Об этом российские СМИ пишут куда меньше, чем о союзе курдов с Вашингтоном, та же РКК находилась под крылом советских, а затем и российских спецслужб на протяжении десятилетий.
Сегодня РФ вынуждена сдержанно реагировать на активность Турции, чтобы не растерять окончательно позиций на турецком направлении. Но в стратегическом плане разгром курдов невыгоден Москве куда больше, чем Вашингтону. А это значит, что Москва стоит перед реальной опасностью остаться «вне игры».