Политика, Эхо

Карабахский конфликт: Активность США и закат монополии России

Б.САФАРОВ

«Есть достаточно серьезные основания для того, чтобы предположить, что в 2018 году может быть положено начало практическому этапу в карабахском урегулировании. Как минимум, азербайджанцы, депортированные из Нагорного Карабаха, хоть и временно, но вступят на территорию Нагорного Карабаха. Но это временное пребывание заложит фундамент для постоянного поселения». Об этом в рамках «Карабахского часа» заявил глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

По его словам, 2017 год для нагорно-карабахского урегулирования характеризуется возникновением Агдеринского фактора, отклонением условий Армении, активностью США и завершением монопольной позиции России.

При этом политолог отметил, что возведение жилого комплекса для 1170 семей на территории освобожденного в 1992 году от оккупации Агдеринского района является показателем материализации и решительности политической воли Азербайджана в направлении освобождения от оккупации всех территорий Азербайджана, включая Нагорный Карабах.

«Агдеринский фактор является сильным военно-стратегическим фактором, потому что из Агдере возможен прямой выход в Кяльбаджар, и это направление имеет важное стратегическое значение с военно-политической точки зрения. Агдеринский фактор в политических и дипломатических переговорах является фактором, упрощающим переговоры по Кяльбаджарскому и Лачинскому районам», — пояснил эксперт.

«На саммите ЕС в Брюсселе раздвоилось отношение к нагорно-карабахскому урегулированию. Разделение было во вред Армении. В итоговой декларации была заявлена поддержка территориальной целостности и суверенитета стран — членов «Восточного партнерства». Был выдвинут единый подход к урегулированию всех конфликтов на территории государств-членов «Восточного партнерства» посредством приоритетности принципа территориальной целостности. Были использованы термин — конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе. Это было впервые. Ранее отмечалось урегулирование конфликтов на территории Грузии и Молдовы на основе принципа территориальной целостности, а урегулирование нагорно-карабахского конфликта посредством МГ ОБСЕ. В итоговой резолюции ЕС не было отсылки к традиционной мысли по поддержке МГ ОБСЕ в нагорно-карабахском урегулировании. Это также было в первый раз», — пояснил политолог.

При этом Ахмедоглу добавил, что активность США в карабахском урегулировании в 2017 году была структурной: скоординированная деятельность в течение года посольств США в Азербайджане и Армении, Госдепартамента США, заместителя Генсека ООН по политическим вопросам, влиятельного американского дипломата Дж.Фелтмана и двух американских сопредседателей были основной причиной нового качества.

«Посол США в Армении Р.Миллз в течение года не высказал ни одной мысли, близкой к интересам Армении в нагорно-карабахском урегулировании. Напротив, заявил о необходимости решения нагорно-карабахской проблемы для развития Армении. Проекты, предложенные Армении Р.Миллзом от имени США, по своей сути диктовали связи Армении с Азербайджаном и Турцией,» — сказал Ахмедоглу.

Далее, эксперт коснулся работы Минской группы ОБСЕ.

«Новый американский сопредседатель Э.Шефер приступил к работе с новой энергией, методологией и ресурсами. Организовал встречу сопредседателей с заместителем генерального секретаря ООН по политическим вопросам Дж.Фелтманом в плоскости ГА ООН. Может быть, Э,Шефер таким образом наказал Э.Налбандяна за привычку затягивать встречи. В заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ шаблон «соблюдение договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге» вышел из повестки дня также за счет Э.Шефера,» — сказал Ахмедоглу.

Между тем РФ с позиции монополиста в МГ ОБСЕ, во-первых, не смогла эффективно это использовать, считает Ахмедоглу.

«Неурегулированность нагорно-карабахского конфликта создает еще большие риски для России. Во-вторых, использовала в пользу армян. В-третьих, РФ забыла нормы международного права, практику, в том числе цивилизованное поведение. МИД РФ, воодушевившись пассивностью США и Франции, с гордостью заявил о принадлежности только им возможности организации встречи президентов. Спустя несколько часов МИД РФ заявил, что отказывается заниматься организацией встречи президентов Азербайджана и Армении. И лишь активность США пробудила РФ», — отметил он.

«РФ превратила позицию в нагорно-карабахском урегулировании в средство давления на Армению. Каждый раз демонстрирует активность, когда хочет заполучить что-либо относительно суверенитета, экономики Армении. После достижения желаемого результата переходит к пассивной позиции».

Упомянув о том, что сопредседатели совершат визит в регион в начале февраля, эксперт не исключает того, что, вероятно, будет согласован вопрос встречи президентов.

«Активность Франции и сказанное министром иностранных дел РФ С.Лавровым о поэтапном варианте решения также являются нежелательным для армян», — подчеркнул М.Ахмедоглу.