За рубежом

В кого метили убийцы Оливера Ивановича?

НУРАНИ

Балканы назвали «пороховым погребом Европы» еще в те времена, когда с выстрела сербского националиста Гаврилы Принципа в австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда по сути дела началась первая мировая война. Потом об этом определении вспомнили уже в конце ХХ века, когда журналисты в своих репортажах с балканской войны писали об «этнических чистках», бомбардировках и блокаде Сараева. Затем, после Дейтонских соглашений и начала натовской миротворческой операции в Косово, казалось, что время «большой крови» на Балканах закончилось. Но теперь ситуация в этом регионе вновь накаляется.

Тревожные вести с Балкан начали приходить еще 16 января. В городе Косовска-Митровица в Северном Косово был застрелен лидер сербской партии «Свобода, демократия, правда» Оливер Иванович. Неизвестные обстреляли политика возле штаб-квартиры его партии «Свобода, демократия, правосудие». Иванович получил пять огнестрельных ранений и скончался, несмотря на попытки врачей спасти ему жизнь, указывает «Российская газета».

Полиция объявила в розыск нападавших, несмотря на скудные сведения о них. Автомобиль, из которого предположительно велась стрельба и на котором подозреваемые скрылись с места происшествия, был вскоре обнаружен сожженным. В город оперативно прибыли эксперты из Приштины. По словам госпрокурора Ширики Силы, они смогли «собрать улики, которые будут использованы в расследовании». Тем временем миротворческий контингент НАТО и полиция самопровозглашенной республики усилили патрулирование улиц в Косовска- Митровице, продолжает «РГ».

В Белграде произошедшее расценили как теракт. «Для государства Сербии это террористический акт, и так мы и будем к этому относиться», — заявил президент Сербии Александр Вучич по окончании экстренного заседания Совета безопасности страны. По его словам, «нападение на Оливера Ивановича — это, во-первых, нападение на сербский народ на севере Косооа и Метохии, во-вторых, это нападение на Сербию в целом».

Президент также отметил, что преступление произошло на территории, которая не находится под контролем Белграда, поэтому власти Сербии вынуждены ждать результатов от местных правоохранительных органов. «Но я ожидаю, что реакция будет быстрой и эффективной», — заявил Вучич, одновременно призвав миссии Евросоюза и ООН в Косово допустить государственные органы Сербии к участию в расследовании.

Сказать, что новости об убийстве Ивановича «взорвали» информационное пространство — ничего не сказать. Сербия считает Косово неотъемлемой частью своей территории. Более того, местные националисты и СМИ России постоянно сообщают о притеснениях оставшихся в Косово сербов, прежде всего в сербской части города Косовска-Митровица. Наконец, нельзя не заметить: трагедия произошла как раз накануне очередного раунда переговоров между Белградом и Приштиной в Брюсселе. Сербская делегация, как того и следовало ожидать, переговоры тут же покинула.

Намеки в эфире российских федеральных каналов звучали весьма прозрачные. Российские СМИ начали обильно цитировать в эфире сербского ультранационалиста Воислава Шешеля: «Я не верю в то, что убийцы будут найдены, потому что я уверен в том, что западные разведслужбы в это замешены и что это уже начало новой американской инициативы на Балканах, о которой было объявлено два месяца назад».

Российские «Вести» со своей стороны указывают: «Сразу после объявления в Вашингтоне «новой американской стратегии на Балканах», президент Сербии Вучич прилетел в Москву и заверил Путина, что «Сербия — военно-нейтральное государство и не стремится входить в военные союзы, включая НАТО». Было это 19 декабря под нынешний Новый год. А еще на этих переговорах Путин предложил Сербии подключиться к Турецкому потоку и стать транзитной страной в Европу. Понятно, что для сжиженного газа из США — это угроза. Так что нужен кризис. И срочно. Сейчас, как результат заказного убийства, переговоры между Белградом и косовской Приштиной уже прерваны».

В то же время на Балканах версии не столь однозначны. Местный журналист Владо Вурешич заявил в интервью BFM: «Он один из людей, которые, можно так сказать, и от сербов, участвовал в выборах в Косове, был в парламенте Косова и считал, что нужно вести диалог с албанцами, чтобы посмотреть, как жить сербам, когда Косово провозгласило независимость. Он не имел поддержку Белграда, но его нельзя было считать, как говорят, албанским сербом, то есть сербом, который сотрудничал с албанскими партиями или с албанской властью в Косове. Так что тут довольно сложная ситуация, и действительно неизвестно, кто бы его мог убить. Сложная ситуация, но это убийство однозначно может очень осложнить ситуацию».

Понятное дело, что не допустить этого самого осложнения ситуации пытаются и в Приштине, и в Белграде.

«Опасаясь взрыва, президент Сербии Александр Вучич в субботу 20 января прибыл в Косово с примиренческой миссией, — цедят сквозь зубы российские «Вести». — В качестве президента Вучич впервые на косовской земле. Его встречают аплодисментами. Но кто бы подумал, чтобы приехать сюда, на исконную сербскую землю, Вучичу нужно было получить особое разрешение косовских властей. Но несмотря ни на что президент приехал». «Сербы должны остаться и жить дальше в своих домах в Косово и Метохии, и мы не должны допустить, чтобы нас стало меньше на территории, на которой мы всегда жили», — цитирует его российский канал.

Только вот нельзя не заметить некоторых обстоятельств. Убийство Ивановича произошло в то время, когда на Балканах стремительно размываются позиции России. В те же дни, когда СМИ РФ рассказывали об убийстве Ивановича, в Скопье, столицу другой балканской республики — Македонии — прибыл генсек НАТО Йенс Столтенберг. Македония с 1999 года участвует в Плане действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ). На саммите альянса в Бухаресте в 2008 году стране было предложено вступить в организацию при условии, что она совместно с Грецией найдет взаимоприемлемое решение по вопросу о ее названии. В Скопье уже готовы пойти и на такой шаг.

Столтенберг говорил в парламенте Македонии: «Членство — это больше, чем разрешение вопроса с названием. Союзников объединяют не только общие интересы, но и общие ценности. Страны, стремящиеся ко вступлению в союз, должны показать, что они разделяют эти ценности. Это означает придерживаться пути реформ». Для России стремление в НАТО Македонии — это явно не лучшая новость. Македонцы — славяне, в большинстве своем православные, к тому же, в стране наличествует серьезная албанская община.

Наконец, в эфире симоньяновского RT эксперт Института Европейских исследований в Белграде Стеван Гайич рассуждал: дескать, Вашингтон и Брюссель стремятся усилить свое влияние на Македонию, потому что только через ее территорию в Сербию может пройти часть инфраструктурных проектов, важных для Москвы, Анкары и Пекина. «Сербия заинтересована в «Турецком потоке», который должен пройти через территорию Македонии, а также в китайской железной дороге и других проектах, — отмечал эксперт. — Запад же рассматривает их не только с точки зрения экономики, но и геополитики, то есть как угрозу в свой адрес».

«Цена вопроса» высока. Тем более что сегодня в Москве могут рассчитывать разве что на союз с Сербией. Казалось бы, память о бомбардировках НАТО в 1999 году и Косово, чью независимость Сербия не признала, надежно удерживают Белград от прозападных «рывков». Но, во-первых, в 1999 году бомбили и Черногорию, которая уже стала членом альянса. А во-вторых, сама Сербия не демонстрирует ожидаемого упорства. К вящему ужасу России, сегодня позиции Белграда далеко не такие принципиальные, как того хотелось бы Москве.

Даже прерванные после убийства Ивановича переговоры Белград и Приштина решили возобновить. На этом фоне постпред РФ при ЕС Владимир Чижов банально проговорился, заявив, что перспективы диалога между Приштиной и Белградом после убийства бывшего заместителя министра по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии и одного из лидеров косовских сербов Оливера Ивановича не стали более радужными.

«Понятно, что диалог между Белградом и Приштиной, который при посредничестве Евросоюза шел, ну я бы сказал ни шатко, ни валко в последнее время из-за растущего ужесточения позиции косово-албанской стороны по тем вопросам, которые в рамках этого диалога обсуждались, включая то обязательство, которое ранее Приштина на себя взяла в отношении формирования ассоциации сербских муниципалитетов Косово, сейчас перспективы этого диалога более радужными, конечно, не стали , — рассуждал Чижов в эфире телеканала «Россия 24″. — Я не исключаю, что реакцией на эту реакцию будет дальнейшее ужесточение подхода и косовских албанцев, то есть, когда я говорю, что перспективы диалога между Белградом и Приштиной становятся менее радужными, я имею в виду и то, что точек соприкосновения может оказаться меньше, чем было до сих пор».

И вот на этом фоне кое-кто на Балканах уже открыто призывает Москву к военному вмешательству. Пророссийское движение «Сербская лига» («Српска лига») обратилось к властям Сербии с просьбой инициировать переговоры с Москвой о появлении российских миротворцев в Косово. Об этом сообщается на сайте движения, указывает «Лента.ру».

По словам председателя «Сербской лиги» Александра Джурджева, миссия ООН и силы европейской миссии EULEX в Косово «не могут защитить сербский народ от действий албанских террористов, хотя их главная роль заключается в сохранении мира, стабильности и обеспечении безопасности населения». В связи с этим Джурджев призвал правительство Сербии воспользоваться правом, предоставляемым резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН, и разместить в Косово 999 сербских солдат. Он также предложил начать переговоры о размещении в Косово миротворцев из России, чтобы «предотвратить ужасные убийства сербов и уничтожение имущества».

«»Сербская лига» призывает исполнительную и законодательную власть нашей страны, правительство и парламент обратиться к президенту России Владимиру Путину с просьбой подключиться к процессу разрешения ситуации и по аналогии с моделью решения кризиса в Сирии подписать соглашение между Сербией и Россией», — пояснил Джурджев.

Только вот все это более всего напоминает этакую «многоходовку», цель которой — не толко и не столько защитить сербов в Косово, сколько изменить политическую ситуацию в самой Сербии, власти которой проводят недостаточно антизападную, по мнению РФ, политику и не намерены превращать свою страну в «рычаг удержания» под контролем Москвы соседних государств, ранее входивших в единую Югославию. И это уже как минимум повод задуматься, с какими рисками может быть связан статус союзника России и даже тесные политические связи с Москвой.