За рубежом

«Китайская грамота» для МИД России

USA-Russia-chinaА.ШАКУР

Главным ньюсмейкером в российской политике остаются США — информационная картина последних дней подтвердила это еще раз.

Министр обороны США Джеймс Мэттис на прошлой неделе представил новую оборонную стратегию Соединенных Штатов, которая развивает идеи, представленные в декабре 2017 года в Стратегии национальной безопасности США, в части, касающейся военного ведомства.

Как и в стратегии национальной безопасности, в оборонной стратегии говорится о том, что Россия и Китай являются государствами, стремящимися нарушить существующий мировой порядок.

«Становится все более очевидным, что Китай и Россия хотят сформировать мир в соответствии с их авторитарной моделью, желая иметь право вето на экономические, дипломатические и оборонные решения других стран», — говорится в документе.

Также отмечается, что Россия стремится управлять решениями своих соседей в этих сферах, и это опасно: «Использование появляющихся технологий в Грузии, Крыму и Восточной Украине для дискредитации и подрыва демократических процессов выявляется достаточной причиной для обеспокоенности, а в совокупности с ее (России) расширяющимся и обновляющимся ядерным арсеналом становится открытым вызовом».

Успешное противостояние этим двум странам, как объявлено в Стратегии, невозможно без дополнительных ассигнований на оборону: «Долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией является главным приоритетом министерства и требует увеличенных и устойчивых инвестиций из-за масштабов угроз, которые они представляют для безопасности и процветания США сегодня, и возможностей для увеличения этих угроз в будущем», — передает «Голос Америки».

Заместитель помощника министра обороны Элбридж Колби отметил, что концепция не подразумевает курс на конфронтацию с РФ и КНР, а лишь признает то обстоятельство, что в последнее время усилилось военное «соперничество» с этими двумя странами. Вместе с тем авторы концепта оборонной стратегии отмечают значимость международных альянсов, в том числе НАТО. В Пентагоне вновь призывают членов Североатлантического альянса выполнять взятые на себя обязательства и вносить в бюджет организации не менее 2 процентов ВВП своих стран, указывает «Немецкая волна».

Очевидно, что в оценках политики КНР со стороны вашингтонских аналитиков произошел заметный сдвиг. Еще совсем недавно Китай вряд ли расценивали здесь как серьезную угрозу американскому влиянию, но теперь ситуация меняется. Очевидно, что важную роль здесь играет активность Пекина в районе Южно-Китайского моря.

Об этом уже не раз рассказывалось в прессе, но, тем не менее, напомним: территориальный спор о принадлежности островов в Южно-Китайском море — Парасельских островов и архипелага Спратли — не без оснований считается одним из старейших конфликтов в Юго-Восточной Азии. Парасельские острова — это необитаемый архипелаг из маленьких островков и рифов на территории около 250 на 100 км примерно в 230 км к югу от китайского острова Хайнань и в 200 км к востоку от вьетнамского острова Лишон.

Спорят же за них Китай, Вьетнам и Китайская Республика (Тайвань). История владения ими весьма запутана. Эти острова были спорными между Китаем и Вьетнамом, контролировались Южным Вьетнамом, в 1974 году после масштабного морского боя с ВМС Южного Вьетнама Парасельские острова были захвачены КНР.

Тогда на это никто не обратил внимания. А сейчас ситуация сдвинулась, тем более на фоне другого спора — за острова Спратли в том же Южно-Китайском море. На них претендуют сразу шесть государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. В 1988 году архипелаг уже стал местом ожесточенных столкновений Китая и Вьетнама. На 21 острове архипелага держит свои гарнизоны Вьетнам, Филиппины — на восьми, Малайзия — на трех. Тайвань контролирует ключевой и самый крупный остров, превращенный в укрепленную военно-воздушную и военно-морскую базу.

В 2012 году Китай «в подтверждение своей твердой позиции» построил в другой части архипелага «город» Саньша с населением в 1 тыс. человек, разместил там военный гарнизон «дивизионного уровня», отвечающий за безопасность акватории, и т.д.

Бурным строительством в этом регионе озабочены и США, и соседние с Китаем страны — в результате под контролем Пекина могут оказаться и морские пути, и залежи нефти. Вашингтон регулярно напоминает КНР, где заканчиваются его территориальные воды и начинаются международные, что уже не нравится властям Китая.

Очередной подобный обмен любезностями состоялся накануне. Американский ракетный эсминец «Хоппер» приблизился на этой неделе к рифу Скарборо, входящему в состав оспариваемых островов Спратли в Южно-Китайском море, сообщили представители США. На риф Скарборо претендуют КНР и Филиппины. Заход эсминца в 12-мильную зону вокруг рифа — последняя в ряду аналогичных акций со стороны Соединенных Штатов, бросающих вызов территориальным притязаниям Пекина, указывает радио «Свобода».

Реакция Китая последовала незамедлительно. Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики обвинило военно-морские силы США в нарушении границы китайских территориальных вод у острова Хуанянь в Южно-Китайском море. По версии Китая, эсминец ВМС США без разрешения вошел в территориальные воды КНР в 12 морских милях от острова Хуанянь.

«Китайские ВМС в соответствии с законом произвели в отношении американского судна проверку «свой-чужой» и сделали предупреждение, чтобы он покинул соответствующие воды», — сказано в заявлении МИД Китая. Действия американского эсминца подрывают суверенитет и интересы безопасности Китая, подчеркнули в МИД КНР. Кроме того, американцы в очередной раз грубо нарушили международное право.

Отреагировали в Пекине и на новую стратегию национальной безопасности США. Официальный представитель министерства обороны Китая Жэнь Гоцян обратился к США с призывом отказаться от политики «холодной войны» и рационально и объективно оценивать китайское военное строительство и инициативы на международной арене.

«Министерство обороны США 19 января представило доклад о «Национальной оборонной стратегии», план национальной стратегии, помимо прочего, содержит абсурдные рассуждения о модернизации китайской армии, не принимая в расчет, что такие преувеличенные явления, как соперничество так называемых великих держав и «китайская военная угроза», изобилуют ложными суждениями в духе «игры с нулевой суммой» и антагонизма», — приводит РИА «Новости» слова представителя министерства.

Как уверены в Пекине, в этом документе «в наивысшей степени видно мышление «холодной войны». «Мы настаиваем на том, чтобы США отказались от мышления «холодной войны», следовали мирному пути решения основных проблем современности и общей тенденции мирового развития, рационально и объективно оценивали национальную оборону КНР и развитие китайской армии», — добавил Гоцян.

Он обратил внимание на то, что «в отличие от идеологии гегемонии, присущей некоторым странам, Китай не имеет желания бороться за господство», и армия КНР «активно берет на себя международные обязательства, при этом усилия и вклад Пекина в этой сфере получили повсеместное признание международного сообщества».

По словам представителя китайского военного ведомства, КНР «следует по пути мирного развития, твердо придерживается оборонительной политики национальной обороны, не занимается военной экспансией или расширением сфер своего влияния, всегда остается строителем мира во всем мире, вносит вклад в глобальное развитие, защищает существующее мироустройство».

При этом нельзя не заметить, что партнерство с Китаем активно наращивает РФ. Саудовская «Аш-Шарг аль-Аусат», которую цитирует ИноСМИ, указывает: «Россия отправила первую партию ЗРС С-400 «Триумф» в Китай. Российское информагентство «ТАСС» со ссылкой на источник из Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сообщает, что первая партия ЗРС С-400 «Триумф» была отправлена в Китай. Согласно источнику, комплект включает в себя командный пункт, радиолокационную станцию, энергетическое и вспомогательное оборудование, запасные части, инструменты, принадлежности и другие элементы системы С-400″.

Как продолжает газета, «эксперты подтвердили, что поставка С-400 в Китай в данный момент не связана с событиями в регионе, особенно напряженностью на Корейском полуострове. Однако в то же время они указывают на то, что сама сделка демонстрирует характер стратегического партнерства между Москвой и Пекином». Более того, к вящей радости Москвы, военный атташе китайского посольства в России генерал-майор Куй Яньвэй заявил, что Пекин и Москва должны вместе противостоять давлению со стороны Вашингтона. Как передает РИА «Новости», на встрече с председателем комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Бондаревым Куй Яньвэй отметил, что в новой стратегии Пентагона Китай и Россия рассматриваются как угрозы для США. «США с западными странами в европейской части сдерживают Россию, а в азиатской части сдерживают Китай», — отметил военный атташе.

По его мнению, Москве и Пекину нужно вместе противодействовать глобальным угрозам, а также «вызовам со стороны США и их союзников», чтобы обеспечить безопасность не только в своих регионах, но и во всем мире.

Но вот Вашингтон на этом фоне явно попытался перехватить инициативу. Президент США Дональд Трамп в интервью Reuters прямо заявил, что Россия помогает КНДР с поставками в нарушение введенных против Северной Кореи международных санкций. На этом фоне Пхеньян, по словам американского лидера, «с каждым днем приближается» к способности запустить ракету большой дальности в сторону Соединенных Штатов.

И в то же время поставил в пример Москве Китай. Украинская «Деловая столица» пересказывает интервью американского лидера: «Россия совсем не помогает нам с Северной Кореей. То, в чем Китай нам помогает, Россия портит. Другими словами, она восполняет то, что отнимает Китай», — сказал Трамп, имея в виду информацию, недавно появившуюся в СМИ, о том, что российские танкеры в море передают судам КНДР углеводороды.

По его словам, Путин «мог бы многое сделать» в вопросе с КНДР. «Но, к сожалению, у нас не такие близкие отношения с Россией, и в некоторых случаях существует вероятность того, что Россия возвращает то, что Китай отнимает (у Северной Кореи в рамках санкций). Таким образом, чистый результат не так хорош, как мог бы быть», — повторился он. Официальная «Российская газета» раздраженно заметила: «Глава Белого дома голословно обвинил Москву в невыполнении международных санкций против Северной Кореи, не в первый раз попытавшись «столкнуть лбами» Россию и Китай».

Москве явно есть из-за чего нервничать. Поведение США напоминает даже не игру в «плохого и хорошего полицейского», а прямо-таки классическую дипломатию «кнута и пряника», где «пряником» было интервью Трампа, а «кнутом» — оборонная стратегия, которую огласил Мэттис. Вряд ли речь идет об очередном «разброде» в команде Дональда Трампа. Конечно, у Китая с США множество нерешенных вопросов, включая и острова, и претензии на гегемонию в регионе, и Северную Корею, но КНР все же не находится под такими жесткими санкциями, как Россия, и Конгрессу в ближайшее время не будет представлен «список друзей Си Цзиньпина» по аналогии с «друзьями Путина».

Пекин, в свою очередь, проводит куда более прагматичную политику, чем Москва. И на этом фоне Трамп просто ставит эту страну перед выбором: или Китай оказывается в одном лагере с Россией, или же строит свои собственные, и более теплые, отношения с США. И вряд ли стоит сомневаться, что «русский мир» в Крыму и на Донбассе вряд ли так уж ценен для Пекина, где вполне могут по меньшей мере принять во внимание предупреждение Трампа.