А.ШАКУР
Распад крупных империй оставляет после себя обширное наследие, от культурного влияния до политического опыта, который изучают дипломаты и политологи многих стран.
Но нередко за кадром остается другое: на месте бывших империй возникают новые государства, которые оказываются перенасыщены сверх всякой меры территориальными и этническими противоречиями. Распад СССР дает здесь изрядную пищу для размышлений.
В конце девяностых, когда в фокусе внимания политиков и интеллектуалов находились итоги балканской войны, многие эксперты все-таки решились озвучить крамольное обстоятельство. Первая мировая, говорили они, закончилась без решения балканского вопроса. Вторая мировая — тоже. Авторитарный лидер Югославии Тито до поры до времени держал все местные проблемы «под железной пятой», но после его смерти «стяжки» ослабели, и все противоречия вырвались наружу.
А теперь, уверены многие, мир пока что без особого успеха пытается разобраться с территориальными и этническими конфликтами на месте бывших владений Османской империи. После ее распада обширные территории Ближнего Востока были поделены между Великобританией и Францией, которые не очень-то стремились вникать в местные противоречия. Затем, когда на месте колониальных владений стали возникать новые государства, их «выкраивали» чаще всего без учета этнической структуры.
Местные диктаторские режимы до поры до времени сдерживали внутренние противоречия, но сегодня диктатуры рушатся, и регион погружается в войну «всех против всех». Причем местные противоречия активно используют внешние игроки.
Все эти реалии проявились и в случае с Сирией, где сегодня главная новость — турецкая военная операция в Африне.
«Горячие» новости из Сирии передавались в течение всех последних дней. О фактическом начале военной операции Турции на территории Сирии президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил 20 января, напоминает «Газета.ru». Операция началась в административном районе Африн. При этом, по словам Эрдогана, следующим местом проведения операции турецких войск станет сирийский регион Манбидж.
По словам Эрдогана, операция закончится «за очень короткое время». «Мы очень быстро закончим эту операцию. Террористы оттуда (из Африна — «Газета.ru») бегут, а мы все вместе будем их гнать. Их бомбят наши самолеты, сейчас началась наземная операция. Мы проводим операцию для защиты наших границ. Пусть Аллах поможет нашим солдатам», — сказал Эрдоган в эфире канала NTV.
Кроме того, президент предупредил сторонников про-курдской оппозиции, что в случае протестов против операции в Сирии, демонстрации подавят силовики. «Знайте, что куда бы вы ни направились на улице, наши силы безопасности будут преследовать вас», — заявил Эрдоган.
Уже в первый день вооруженные силы Турции поразили 108 целей из 113 намеченных, указывалось в заявлении Генштаба ВС республики. В сообщении Генштаба также указывалось, что турецкая авиация нанесла удар по аэродрому Минак на северо-западе Сирии, который находится под контролем отрядов «Сил народной самообороны». В Москве не преминули заметить: это тот самый аэродром, через который США поставляли оружие курдам.
В результате нового налета самолеты ВВС Турции уничтожили две огневые позиции, с которых курдские формирования «Сил народной самообороны» и партии «Демократический союз» обстреливали турецкие города на границе, указал телеканал A Haber.
По его данным, по территории турецкого города Рейханлы было выпущено 11 ракет, девять из которых разорвались в самом городе, в результате чего погиб один гражданин Сирии и 47 человек получили ранения. Ракетному обстрелу также подвергся город Килис. На его территории разорвалось четыре снаряда, семь человек получили ранения.
Продолжается и сухопутная операция. Вооруженные силы Турции и отряды «Сирийской свободной армии» за последние 48 часов продвинулись на 7,5 км от турецко-сирийской границы в направлении города Африн. Новостной портал Haberler в свою очередь сообщает, что от боевиков очищены 11 пунктов на маршруте следования военных.
В некоторых точках в ближайшее время будут развернуты временные военные базы, необходимые для дальнейшей реализации тактических маневров. К двухтысячному передовому ударному контингенту, участвующему в операции на сирийской территории, по мере установления контроля над новыми районами сегодня, как утверждает Haberturk, присоединится еще тысяча бойцов. Всего же ВС Турции задействовали в операции около 6,5 тыс. солдат и офицеров.
Цели Турции в этой ситуации более чем понятны. Анкара на фоне продолжающегося террора РКК не заинтересована в возникновении у своих границ никому не подконтрольного курдского анклава, да еще и с вооруженным «компонентом». Другое дело — интересы «третьих стран». Точнее, США и России.
В Москве всячески подчеркивают, что в Сирии схлестнулись именно интересы Вашингтона и Анкары. Особенно красочно по этому поводу высказался Сергей Лавров, глава МИД России. В интервью «Коммерсанту» он обвинил США в «недоговороспособности», отметив что именно эта «недоговороспособность» и привела, дескать, «в бешенство» Турцию.
В свою очередь, в Минобороны РФ заявили, что Турция начала военную операцию в районе сирийского города Африн из-за бесконтрольных поставок современного американского вооружения формированиям, лояльным США. «Основными факторами, способствовавшими кризисному развитию ситуации в данной части Сирии, стали провокационные шаги США, направленные на обособление районов с преимущественно курдским населением», — полагают в ведомстве, чей комментарий цитирует «Лента.ру».
В Москве отметили, что Пентагон, по имеющимся данным, поставил проамериканским формированиям на севере Сирии переносные зенитные ракетные комплексы. «Подобные безответственные действия американской стороны в Сирии ведут к срыву процесса мирного урегулирования», — заключили в министерстве.
Расчет Москвы более чем понятен. Поддержка, которую США оказывают курдским формированиям в Сирии и Ираке, по понятным причинам раздражает Анкару. А уж стремление РФ вбить клин между Турцией и США вряд ли нуждается в пояснениях и комментариях.
Казалось бы, в РФ могут записать эту пиар- кампанию себе в актив. Тем более что немало резких заявлений в адрес Вашингтона звучит и в самой Анкаре. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил США: «Не посягайте на наши границы, не провоцируйте нас. Я говорил об этом (экс-президенту США Бараку) Обаме, что мы можем неожиданно прийти однажды ночью». Эрдоган подчеркнул, что некоторые из турецких партнеров оказывали поддержку террористам, в том числе «находящимся в сирийском Африне». Некоторые официальные лица прямо обещают, что в случае необходимости Турция атакует и силы США.
Но вот реакция США вряд ли обрадует Москву. Здесь хоть и призывают Анкару к сдержанности, но все же не торопятся выступать с алармистскими заявлениями. Соединенные Штаты на фоне сообщений о начале Турцией и отрядами сирийской оппозиции военной операции против курдов в районе Африн в Сирии призывают стороны избежать эскалации конфликта в регионе, пояснил официальный представитель Министерства обороны США Эрик Пахон.
«Мы призываем все стороны избегать эскалации и сосредоточиться на более важной задаче по разгрому ИГ, — цитирует его ТАСС. — Возглавляемая США коалиция не проводит операции в Африне, потому что сконцентрирована на военных операциях против ИГ. Мы понимаем обеспокоенность Турции с точки зрения безопасности, связанную с Рабочей партией Курдистана, которая признана в США зарубежной террористической организацией. Соединенные Штаты не оказывают никакую поддержку РКК», — добавил представитель оборонного ведомства.
В свою очередь, глава Пентагона Джеймс Мэттис подчеркнул, что обеспокоенность Анкары проблемами безопасности имеет под собой основания, передает «Голос Америки». Кроме того, по его словам, Турция поставила в известность США перед нанесением удара по поддерживаемым Вашингтоном курдским формированиям. Прокомментировал он и поддержку, которую США оказывали курдским группировкам в Сирии. «Они доказали свою эффективность, — отметил Мэттис. — Это стоили им потерь, исчисляемых тысячами людей, но… при поддержке коалиции, они разгромили «халифат» ИГ в Сирии, и это — вопрос арифметики».
Но в то же время глава Пентагона признал, однако, что успех в борьбе против ИГ не способствовал исчезновению многих моментов, вызывающих беспокойство у Турции. Он добавил, что, как нетрудно понять, Анкара опасается, что конфликт распространится за пределы Сирии. «Турция — наш союзник по НАТО. Это единственная страна НАТО, в пределах которой активно действуют инсургенты. И обеспокоенность Турции проблемами безопасности вполне законна», — отметил Мэттис.
Более того, аналитики напоминают, что несколько дней назад между США и Турцией развернулась еще одна пикировка по все тому же вопросу. Несколькими днями ранее в возглавляемой Соединенными Штатами коалиции по борьбе с террористической группировкой ДАИШ заявили, что приступили к формированию местных сил, которые займутся охраной границы Сирии с Турцией. Значительную их часть должны были составить курдские формирования. В Анкаре справедливо возмутились. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара планирует подавить в зародыше попытки США по созданию «армии террористов» вдоль сирийско-турецкой границы.
«Это 30-тысячное формирование, которое планирует создать Вашингтон, должно называться «армией вероломных предателей». Нет никаких сомнений в том, что они при первой же угрозе направят свое оружие против американских военнослужащих», — предупредил турецкий лидер.
В свою очередь, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в ходе телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, что Североатлантический альянс понимает озабоченность Анкары в связи с решением США обучать курдов в Сирии для защиты границ. «Прежде чем объявить о создании армии, в состав которой войдут бойцы Отрядов народной самообороны (YPG), никаких консультаций с НАТО проведено не было. Мы понимаем, почему Турция обеспокоена этим вопросом из соображений собственной безопасности», — цитирует ТАСС слова генсека.
Эрдоган в свою очередь отметил, что подобные действия США «скажутся на стабильности в регионе в целом». Он подчеркнул, что Турция предпримет все необходимые меры по защите своей национальной безопасности.
На этом фоне уже и госсекретарь США Рекс Тиллерсон заверил: «Вашингтон доводит до сведения Анкары, что сложившаяся ситуация была неверно описана и неправильно представлена. Кое-кто оговорился. Мы не создаем никаких «сил по безопасности границ» в Сирии». По его словам, США лишь оказывают поддержку местным силам, которые действуют в районах, освобожденных от боевиков террористической организации «Исламское государство». Тиллерсон сообщил, что подробно обсудил этот вопрос со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Ванкувере, на полях международной министерской встречи по ядерной проблеме КНДР.
Уже через несколько дней Турция начала свою военную операцию, и комментарии официальных лиц США в стиле «мы разделяем вашу озабоченность, а вы проявите сдержанность», намеки на телефонные разговоры и т.д. не позволяют исключать, что между США и Турцией достигнуты определенные договоренности и определены «красные линии», дальше которых не продвинутся ни турецкие танки в Сирии, ни поддержка курдов со стороны США.
Только вот есть еще одна сторона вопроса. Сегодня у «болтающего класса» на слуху поддержка курдов со стороны Вашингтона, но на протяжении десятилетий ту же РКК поддерживала и продолжает поддерживать Москва. В том числе и с использованием «передаточных звеньев» в лице Башара Асада или властей Армении. И для РФ турецкие удары по курдам, да еще и без ожидаемого скандала с США — явно не лучшая новость.
Другое дело, что явно встать на защиту курдов у России сегодня по понятным причинам не получится. Что, впрочем, еще не означает, что поддержка не будет оказана по каналам тайным. Тем более что партнерство Москвы и Анкары в той же Сирии уже серьезно пошатнулось. Пусть даже в России еще не признают этого официально.