Э.РУСТАМОВА
Цены на нефть поддерживают азербайджанскую валюту. О плавающем режиме можно забыть. Об этом сообщил в интервью Echo.az экономист Натиг Джафарли.
«Бесспорно, среди стран бывшего Союза (без учета стран Балтии) национальная валюта Азербайджана — манат является одной из сильных валют. Хотя понятие «сильная валюта» относительное. Стоимость углеводородов со второй половины 2017 года достаточно быстрыми темпами дорожает. Причиной стабилизации экономики Азербайджана является именно этот факт. Поэтому можно сказать, что цены на нефть поддерживают азербайджанскую валюту,» — отметил экономист.
«Последние полгода курс маната по отношению к доллару практически не меняется. Всем понятно, что курс маната регулятором планомерно поддерживается на одном уровне. Даже международные финансовые институты и авторитетные рейтинговые агентства такие, как Fitch и Moody’s заявили, что Азербайджан полностью перешел на регулируемый курс национальной валюты, поэтому манат стабилизировался. Хотя Центральный банк пытается оправдаться, заявляя, что это пустые слухи», — сказал Натиг Джафарли.
Действительно, регулятор на днях заявил, что учитывая способность эффективно абсорбировать внешние шоки, Центральный банк Азербайджана будет продолжать режим плавающего курса.
«В целом, как показывают оценки, прогнозируемый объем трансфертов из Государственного нефтяного фонда и платежный баланс в 2018 году должны обеспечить стабильность на валютном рынке. Именно эти фундаментальные макроэкономические факторы формируют долгосрочный тренд курса маната», — говорится в заявлении.
Натиг Джафарли напомнил, что почти ровно год назад манат побил антирекорд — 1,91 за доллар.
«Постепенно регулятор стал укреплять позиции азербайджанской валюты за счет стерилизации денежной массы. Сегодня курс стабильно держится на уровне 1,70 ман. за американскую валюту. Благодаря этому факту нашу валюту включают в список сильных валют региона. Хотя все понимают, что «игра» еще не закончилась», — сказал он.
«Слабость маната в том, что он живет не по экономическим законам. Например, в Молдове, Казахстане, России действует плавающий курс местной валюты. Курс рубля или молдавского лея меняется от результатов торгов в межбанковской валютной бирже, где ежесекундно проводятся финансовые операции, и курс валюты в онлайн-режиме меняется — укрепляется либо слабеет. То есть все работает по экономическим законам,» — говорит Джафарли.
«В нашей стране нет такого финансового института. В течение месяца Центробанк Азербайджана проводит несколько раз валютный аукцион. Продавцом, если так можно сказать, выступает всегда только Государственный нефтяной фонд АР, а число покупателей — около 30 банков. На аукционе заранее известно, сколько долларов выставят на продажу, кто будет продавать и кто покупать. При таких условиях невозможно выйти на плавающий реальный курс маната. Конечно, если не лезть в эти дебри, то действительно, манат не теряет свою силу, потому стоит в списке сильных валют стран бывшего Союза», — заключил Натиг Джафарли.
Отметим, что средневзвешенный курс маната к доллару на валютном аукционе в четверг составил 1,7001 ман., сообщил Центробанк.
Между тем, сайт «Вести Экономика» опубликовала таблицу самых сильных и слабых валют стран бывшего СССР. Национальная валюта среди Азербайджана в списке сильных валют региона. В статье отмечается, что постепенный переход денежно-кредитной политики в направлении таргетирования инфляции привели к достаточно приемлемым итогам на валютном рынке в минувшем году в большинстве стран региона.
В таблице представлено изменение курса доллара США к валютам стран бывшего СССР (без учета стран Балтии) за 2017 год. Все представленные валюты условно разделины на три группы. Первая группа — выросшие более чем на 1% к доллару валюты. В нее попали валюты Молдовы, России, Азербайджана и Грузии.
Вторая, самая многочисленная группа — слабо изменившиеся валюты: изменение их курса к доллару не превысило 1%. Сюда попали валюты Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана, Армении и Беларуси. И третья, самая малочисленная группа — валюты, снизившиеся более чем на 1%. В эту группу вошли валюты Украины, Таджикистана и Узбекистана.
Лидером роста среди анализируемых стран стал молдавский лей. Связано это, по всей видимости, с тем, что Молдова наиболее ориентирована на торговлю с Европой, в перспективе готова рассмотреть вопрос о вхождении в ЕС. В результате курс лея к евро обладает гораздо меньшей волатильностью (хотя и о жесткой привязке говорить нельзя), и годовой рост лея к доллару практически соответствует росту европейской валюты к американской.
Рост рубля и азербайджанского маната, с одной стороны, был обеспечен ростом цен на экспортируемые энергоносители, но все же, с другой стороны, имеет существенную разницу. Если рубль колеблется в плавающем режиме, то манат, после его падения в начале прошлого года, с апреля торгуется в режиме, близком к фиксированному.