Культура и Общество, Эхо

«Больные браки» в Азербайджане

brak-semya-family-marriageДж.АЛЕКПЕРОВА

В Азербайджане перед вступлением в брак пара по закону должна пройти медицинское обследование. При этом, даже если у одного или у обоих будет обнаружен СПИД или любое другое заболевание, закон не запрещает им создавать семью. Пара лишь получит результаты анализов и врачебный совет, решение принимают молодые самостоятельно.

При этом, возникает логический вопрос, а стоит ли больным разрешать создавать семью, если у них могут родиться больные дети, и так по цепочке. Конечно, где-то это нарушает право человека на выбор, но ведь речь идет о будущем поколении нашей страны…

Со времени внедрения в Азербайджане обязательного медицинского обследования желающих вступить в брак, за период 1 июня 2015 — 31 декабря 2017 года было обследовано 354284 человека. Как сообщила директор Научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии Зохра Алимирзоева, 14074 человека среди обследованных являются носителями талассемии, 1333 — заражены сифилисом, у 282 человек обнаружен СПИД.

По ее словам, 131 пара является носителями талассемии. Директор отметила, что в течение 2017 года было обследовано 135990 человек: «3891 из них являются носителями талассемии, у 119 человек обнаружен СПИД. Число пар, являющихся носителями талассемии, составило 14».

«Ни одно из прав индивидуума не может рассматриваться в отрыве от интересов общества. И, соответственно, оно может быть ограничено в общественных интересах. Этот баланс достаточно сложный, и временами споры доходят даже до Европейского суда по правам человека,» — заявил Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.

«В данном случае государство интересуют лишь те болезни, которые угрожают половой сфере, жизни партнера или здоровью будущего поколения. Тем более, что многие о них даже не подозревают и по своей инициативе медобследование не проходят. Запрещать кому-то жениться государство не собирается, и медицинская проверка нужна лишь для того, чтобы выбор партнера для брака был сознательным,» — отметил правозащитник.

Предположим, по его словам, кто-то болен СПИДом или гепатитом и решает из мизантропских соображений заразить им других людей.

«Если это случайная связь, то роль государства будет минимальной: просветить общество о болезнях и способах предохранения от них, обеспечить функционирование аптек. Но если речь идет о создании семьи, то статья 34 Конституции прямо обязывает государство опекать семью и брак, охранять материнство, отцовство, детство,» — напомнил Зейналов.

«Так что здоровье вступающих в брак и их потомства входит в круг интересов государства, и тут, по меньшей мере, надо, чтобы будущие супруги знали о возможных проблемах, с которым столкнется будущая семья. И, хотя статья 32 Конституции гарантирует право хранить личную и семейную тайну, но с оговоркой о возможности вмешательства в личную жизнь в «случаях, предусмотренных законом». Так что нарушением прав такая проверка будет лишь в случае, если информация о ее результатах будет передана не только жениху и невесте, но и третьим лицам, например, их семьям, прессе и т.п.,» — отметил он.

По словам Зейналова, виновных в этом ждет ответственность по закону.

«Запрещать кому- либо жениться, и даже специально отговаривать от брака, неэтично и бесчеловечно. За такое госслужащих надо наказывать. Но предупредить о возможных последствиях вполне уместно.

«Когда мы берем кредит в банке и нас предупреждают об ответственности за несвоевременную оплату взносов, то это считается в порядке вещей, и мы за это благодарны. Но если нечто подобное делают при заключении не кредитного, а брачного договора, то люди начинают возмущаться», — пояснил он.

Правозащитник сказал, что можно посмотреть на ситуацию под углом уголовной ответственности, раз уж речь зашла о ВИЧ, СПИД и половых инфекциях.

«Статья 139 Уголовного Кодекса наказывает за распространение венерических болезней. Но, заметим, только «лицом, знавшим о наличии у него этой болезни». Точно так же статья 140 предусматривает ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Но, опять же, если поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ- инфекцией будет «заведомым». Теперь представим, что люди вступили в брак и через некоторое время выясняется, что у обоих «стыдная» болезнь. Начинаются взаимные упреки, выяснение, кто из них виновен,» — говорит Зейналов.

«Семья все равно разрушается, но при этом еще возникают тяжелые последствия, которых можно было бы избежать, если бы брак не заключался. Или возьмем описанный случай мизантропии. Даже если выяснится, кто был виновником болезни, то всегда есть возможность списать трагедию на «незнание» о наличии болезни и уйти от уголовной ответственности», — пояснил эксперт.

Эльдар Зейналов считает, что проведение медобследования с информированием будущей пары о наличии опасных болезней и возможных последствиях предотвращает такие конфликты.

«Оно делает «венерика» или «спидоносца» уголовно наказуемым за возможное заражение своего партнера, а партнера предупреждает о необходимости позаботиться о предохранении. Государство обязано продумывать такие формы опеки над браком и семьей, которые не были бы оскорбительными или чрезмерно проникающими в семейную жизнь. Причем на власть оказывается давление с двух сторон. Одни люди требуют неограниченной возможности жениться, даже на животных или на манекенах. Это грозит существованию самого института брака. Другие, наоборот, требуют законодательного запрета браков с определенными категориями людей или их стерилизации. Это ведет к фашистским практикам,» — говорит правозащитник.

«В этих условиях, азербайджанское государство старается держать баланс. Однако он достаточно серьезно подрывается неофициальной практикой религиозных браков, которые иногда просто прикрывают обыкновенную (и наказуемую по закону!) практику педофилии. К тому же для этого прохождения медобследования не требуется, со всеми вышеописанными последствиями. Плохо, что у нас и это тоже пытаются представить как «свободу религии», «соблюдение обычаев» и т.п.», — добавил он.

Отметим, что сейчас в Азербайджане медицинское обследование перед вступлением в брак — дело добровольное, то есть если молодые люди хотят узнать о своих болячках до свадьбы, они его делают, если нет — так нет. Конечно, человек вправе не рассказывать другим о поставленном ему диагнозе, однако, не забывая о том факте, что законом предусмотрена уголовная ответственность за заражение других людей.