Культура и Общество

Что связывало Сталина и Булгакова, Багирова и Самеда Вургуна?

artlogosИ.АСАДОВА

В рамках очередной встречи участников клуба «Артлогос» эксперты и деятели культуры поговорили о влиянии советской цензуры на культуру и искусство народов СССР, уделив особое внимание моментам, коснувшихся непосредственно наш народ.

Судьбы людей в этом водовороте достойные острого драматического сериала. Например, судьба азербайджанца Искендера Алиева, который за 11 лет прошел путь от обычного рабочего до наркома (министра) легкой промышленности АзССР, не имея даже полноценного школьного образования, затем стал жертвой репрессий 30-х годов, чудом уцелел, провел 18 лет в Карлаге, был реабилитирован, вернулся на высокие посты и закончил жизнь пенсионером союзного значения.

С интересным рассказом о жизни Алиева на мероприятии выступил Айдын Ализаде — философ, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии НАНА.

Еще одним приглашенным эспертом на мероприятии стал Рафаэль Гюльмамедли, директор Yeni Gallery и куратор многих выставок, посвященных азербайджанскому искусству.

«Для меня лично самое интересное — это параллели. Например, в этой теме — это взаимоотношения между Сталиным и Михаилом Булгаковым, и почти такая же параллель Мирджафар Багиров — Самед Вургун», — поделился своими впечатлениями с Echo.Az один из авторов и организаторов проекта «Артлогос», ведущий мероприятия Рустам Гусейнов.

Проект «Артлогос» за короткое время смог стать популярной площадкой для дискуссий и обмена идеями по вопросам культуры, искусства, философии и истории.

«Нас не интересуют ученые звания и степени, нам важна четко сформулированная мысль и уважение к другим участникам дискуссии», — рассказал Рустам Гусейнов, отмечая, что наиболее интересными дискуссиями в клубе были те, в которых у участников были полярные точки зрения.

«Довольно часто в подобных дебатах всплывают интересные детали и обстоятельства, на которые в обычных условиях не обращаешь внимания», — сказал он.

В ходе встречи Рустам Гусейнов акцентировал внимание участников клуба на том, что, фактически, идеологические догмы и наличие цензурного фильтра привело к тому, что многие деятели великолепно освоили эзопов язык и нередко под видом «политкорректного» подавали совершенно противоположное по духу и смыслу.

«Удивительно, но были и совершенно неожиданные положительные моменты — например, некоторые авторы, чтобы обойти догматические фильтры, обращались к фольклорным мотивам, и тем самым пробуждали интерес к культурному наследию и традициям. Но самый интересный эффект — это психологический, мотивы поступков, которые совершенно не понятны современным людям», — рассказал он.

«В то же время, — подчеркнул он, ранняя советская эпоха — это время поистине революционных идей в искусстве, которые в основном были заброшены и вспомнены в 60-70-е или же получили дальнейшее развитие на Западе. Например, если обратить внимание на уцелевшие здания конструктивистской архитектуры того времени, то они и сейчас вполне современно смотрятся».

Встреча завершилась дебатами. Каждый участник высказал свою точку зрения и поделился интересными фактами.