НУРАНИ
Насколько соответствуют действительности существующие стереотипы о тех или иных странах мира? Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, возникают эти стереотипы как бы не на пустом месте.
С другой, не верить им тоже советуют не без оснований. Последние события в Саудовской Аравии — яркое тому подтверждение.
Еще недавно нефтяные монархии Персидского залива воспринимались многими как царство роскоши, где никаких проблем не могло существовать в принципе. И вот теперь с берегов залива и с Аравийского полуострова приходят сообщения об арестах высокопоставленных персон, включая членов королевской семьи, борьбе с коррупцией, за который не так уж трудно углядеть борьбу за власть, и т.д. и т.п.
В начале ноября Высший комитет по борьбе с коррупцией во главе с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом поместил под стражу десятки членов королевской семьи, госслужащих и предпринимателей, обвинив их в финансовых и должностных преступлениях. В общей сложности допросу подверглись более 300 человек.
Как заявил кронпринц в интервью газете «Нью-Йорк таймс», 95% обвиняемых согласились на сделку, передав часть своих активов властям в счет нанесенного убытка, достигшего за последние годы 100 млрд долларов.
Как сообщалось ранее, на сделку согласились, в частности, сыновья бывшего короля Абдаллы — принцы Фейсал и Машааль; бывший министр финансов Саудовской Аравии и один из членов правления национальной нефтяной компании Saudi Aramco Ибрагим Абдель Азиз аль-Ассаф, экс-министр национальной гвардии принц Мутаиб бен Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд. Официально список подозреваемых не опубликован до сих пор.
Теперь события получили продолжение. Власти Саудовской Аравии перевели несколько десятков задержанных по подозрению в коррупции принцев, чиновников и экс-министров из отеля Ritz-Carlton в тюрьму для особо опасных заключенных Аль-Хаир на юге Эр-Рияда. С таким утверждением выступила издаваемая в Лондоне панарабская газета Al-Araby Al-Jadeed, передает ТАСС.
По данным источников издания, в тюрьму переведены порядка 60 человек, среди которых — саудовский принц Турки бен Абдалла (сын бывшего короля Абдаллы бен Абдель Азиза Аль Сауда (2005-2015)), а также принц-миллиардер аль-Валид бен Талал (племянник действующего короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда).
Но самое примечательное, что эту новость широко тиражируют информагентства Армении, отмечая, что у принца аль-Валида бен Таляля — «армянские корни». Как пояснял, в частности, ереванский «Спутник», «аль-Валид- внук армянки Мунайир, оказавшейся в результате «геноцида армян в Османской империи» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) в гареме основателя Саудовской Аравии».
А вот здесь надо поподробнее. Слишком углубляться в изучение национальных корней бабушек в современном мире не принято. К тому же, согласно все тем же устоявшимся стереотипам, женщины в Саудовской Аравии мало что решают.
Даже право водить автомобиль и появляться на улице без сопровождения мужчины из своей семьи они получили только в прошлом году. Но точно так же из истории не вычеркнуть и другого. На Ближнем Востоке, частью которого является и Саудовская Аравия, очень любят ссылаться на свою древнюю историю, куда более глубокую, чем у стран «золотого миллиарда».
Но в то же время факт остается фактом: Саудовская Аравия появилась на карте мира только в тридцатые годы ХХ века. Причем основателю королевства Абдулазизу бен Сауду удалось объединить страну только в результате жестокой межплеменной войны. А вот затем монарх… взял в жены представительниц покоренных племен, что должно было, по местным традициям, закрепить этакий межплеменной мирный договор.
Это, конечно, еще не доказательство, что и у «армянки Мунайир, оказавшейся в результате «геноцида армян в Османской империи» в гареме основателя Саудовской Аравии», тоже была похожая политическая роль. Но эксперты предупреждают: во-первых, в Саудовской Аравии счет принцев идет на тысячи. И получают свой кусок пирога с начинкой из нефтедолларов, а тем более становятся миллиардерами далеко не все из них. А во-вторых, и «в-главных», не стоит забывать о традиционных армяно-арабских связях.
Да, Саудовская Аравия не имеет дипломатических отношений с Арменией, но ее представители не то чтобы сильно возражали, когда уже после распада СССР Армения получала статус наблюдателя в Лиге арабских государств. О том же, что творится в «финансовом закулисье», можно только догадываться.
Наверняка же известно, что именно этнические армяне в значительной степени контролировали и во многом продолжают контролировать в арабском мире финансовую и финансово-кредитную сферу — в основном через банки Ливана. Даже знаменитую фразу «Нет никаких причин, которые бы помешали нам, арабам, контролировать американские компании» произнес в семидесятые годы ливано-армянский банкир Роже Тамраз.
Но даже не это самое примечательное. Именно принца-миллиардера бен Валида называли, в числе прочего, еще и главным лоббистом России в Саудовской Аравии. В частности, российские финансовые аналитики предрекали, что бен Валид может войти в капитал банка «Югра», если тот возобновит работу. Российский политолог Станислав Белковский в своем аккаунте в «Фейсбуке» так характеризовал принца-миллиардера: «Основной деловой партнер РФ и Кадырова. Простите за внимание».
Наконец, в декабре 2017 года российский портал «Посольский приказ», специализирующийся на «внешнеполитической» и «дипломатической» информации, опубликовал письмо неназванного автора, который подверг прямо-таки «разгромной» критике деятельность нынешнего главы МИД РФ Сергея Лаврова.
В числе прочего автор указывает: «А тут еще скандал: власти Саудовской Аравии 4 ноября арестовали 12 принцев, 38 министров нынешних и бывших якобы за коррупцию. Среди них — принц и мультимиллиардер Валид бен Талал, через которого выстраивали финансовые потоки друг Богданова и президент РФПИ К.Дмитриев, вкупе с чеченцами. Вот незадача теперь! В Москву месяц назад с помпой приехал король Саудовской Аравии, наобещал много денег и закупку оружия, а тут арестовывают главного лоббиста Москвы в королевстве. Ошибочка вышла у господина Богданова. Уже далеко не первая за последний месяц (и это без потери Сирии)».
Богданов, о котором идет речь, — заместитель министра иностранных дел России, курирующий страны Ближнего Востока. А по совместительству — близкий родственник главы МИД Армении Налбандяна — тот женат на сестре Богданова. И вот все это очень трудно назвать лишь случайными совпадениями, за которыми не стоит ровным счетом ничего. Судя по всему, во-первых, у коррупционных афер в Саудовской Аравии наличествует явный «армянский привкус».
А во-вторых, и в это нефтяное королевство Россия пыталась попасть через «армянские каналы». И вряд ли тут дело только в родственных связях Богданова и Лаврова — это традиционные ориентиры и «опорные точки» российской политики. Которые дают изрядную пищу для размышлений, чего стоят обещания «перемен» в политике Москвы, если в Азербайджане вступят в ЕАЭС, откажутся от независимого экспорта нефти и газа или сделают России еще какие-то политические подарки.