А.ШАКУР
Трения и разногласия время от времени возникают и между союзниками — те, кто внимательно отслеживает развитие событий на мировой арене, убеждались в этом не раз. Достаточно вспомнить, как Франция и Германия выступили резко против американской военной операции в Ираке в 2003 году.
Москву тогда этот «раскол между США и Европой» не на шутку воодушевил. Правда, сегодня, на фоне санкций США и ЕС против России и единой позиции в этом вопросе Вашингтона и его европейских союзников, ну, может, за вычетом нейтральной Австрии, вспоминать о тех надеждах вслух как-то даже неудобно.
Сегодня в центре внимания российских аналитиков — уже отношения Турции и США. Тем более, что новостные ленты продолжают приносить сообщения, которые, по идее, должны бы обнадежить Москву. С очередной серией резких заявлений в адрес США выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы взяли за основание управлять государством по принципам справедливости, безопасности, здоровья и образования», — отметил он на Совете справедливости.
«Пророк говорил: «Аллах любит справедливых». Первая обязанность управляющих государством — охранение справедливости. Наша культура строится на справедливости. 15 июля 2015 года — день попытки госпереворота, и на следующее утро мы увидели справедливость мира. Когда мы требуем у берегущих сбежавшего в США того известного террориста выдать его нам, то слышим отказ. Однако за 15 лет они попросили у нас выдачи 12 террористов, и мы выдали их. Мы отправили все досье. Они нисколько не уважают право, закон. Они нашли путь бросать Турции вызов политическими решениями. Я в этом вопросе придерживаюсь иной позиции. Я категорически не верю и не уважаю их справедливость», — подчеркнул он.
Коснулся и решения суда в отношении бизнесмена Рзы Зарраба: «Имеет это решение отношение к праву? Они на суде могут открыто принимать политическое решение. Ты опекаешь тех, кто в моей стране пытается совершить переворот, а мне не выдаешь. У них нет справедливости. Справедливость в Турции».
Можно, конечно, напомнить, что дело Рзы Зарраба вызывает в окружении Эрдогана понятную обеспокоенность: на его основании если не судебные органы США, то уж во всяком случае турецкая оппозиция может обвинить персон из окружения Эрдогана и в финансовых махинациях, и в «обходе» санкций, наложенных на ИРИ. Тем более понятно стремление Анкары добиться от США экстрадиции Гюлена.
Наконец, есть серьезные разногласия и по Сирии. Основные разногласия между Турцией и США связаны с тем, что Вашингтон вооружает сирийское крыло РПК, PYD и YPG, а также до сих пор не выполнил требования Анкары об экстрадиции лидера террористической организации FETO, разъяснил ситуацию глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Как подчеркнул глава турецкой дипломатии, действия США противоречат партнерским отношениям между двумя государствами.
«США утверждают, что являются союзниками Турции и в то же время активно вооружают PYD и YPG, которые представляют угрозу не только для Турции, но и для всего региона», — сказал Чавушоглу. Он отметил, что Вашингтону следует понять, что PYD и YPG не представляют всех этнических курдов Сирии.
Наконец, министерство иностранных дел Турции вызвало поверенного в делах США Филиппа Коснетта. Как передает ТАСС, он был вызван в турецкое внешнеполитическое ведомство для обсуждения текущей обстановки в Сирии.
Все это, по логике вещей, должно было бы не на шутку воодушевить Россию. Тем более, что ее эксперты и аналитики уже вовсю рассуждают об успехе «астанинского процесса», партнерстве между Анкарой и Москвой на сирийском поле и т.д.
Только вот именно на сирийском поле партнерство между Анкарой и Москвой, о котором вдумчивые аналитики и так говорили с изрядной долей скепсиса, раскалывается окончательно и безнадежно. В МИД Турции вызвали послов России и Ирана. Причина — наступление сил Башара Асада под Идлибом на сирийскую умеренную оппозицию, в чем Анкара не без оснований усматривает нарушение соглашений о перемирии и зонах деэскалации.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу потребовал от России и Ирана «делать все необходимое», чтобы предотвратить нарушение режима прекращения огня в Сирии, подчеркнув, что армия сирийского лидера Башара Асада ведет бои с «демократической оппозицией» при поддержке Москвы и Тегерана. Теперь Анкара требует от Москвы и Тегерана «делать все необходимое», чтобы предотвратить нарушение режима прекращения огня в Сирии. Россия и Иран, по словам Чавушоглу, «как гаранты перемирия (должны) выполнять свои обязательства и остановить нарушения со стороны режима (Асада)», указывает «Газета.ру».
Глава МИД Турции в ходе пресс-конференции также сообщил, что, по мнению Анкары, силы Сирийской арабской армии продвигаются «на приграничной территории» в провинции Идлиб «при поддержке со стороны России и Ирана», потому как войска САА не способны «совершать такие действия без поддержки (РФ и Ирана)».
Причем, как подчеркивают эксперты, это не единственное проявление раскола между Москвой и Анкарой. «Первый звонок» прозвучал еще 27 декабря, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал сирийского лидера Башара Асада террористом, с которым нельзя обсуждать мирное урегулирование в стране. «Асад, безусловно, террорист, который занимается террором на государственном уровне, — цитировало Reuters турецкого лидера. — Как мы можем обсуждать будущее с президентом Сирии, который убил почти миллион своих граждан?»
Но самое главное, «событийная канва» не ограничивается одной только Сирией. Немалую пищу для размышлений дают итоги визита Эрдогана во Францию. В ходе переговоров Реджеп Тайип Эрдоган хоть и заявил, что его страна «устала ждать» приглашения в ЕС, но все же подтвердил настрой Анкары на евроинтеграцию. Но самое главное, в ходе визита в Париже в присутствии президентов Франции и Турции Эммануэля Макрона и Реджепа Тайипа Эрдогана франко-итальянский консорциум Eurosam подписал с Турцией контракт на проведение исследования перед разработкой новой системы ПРО. Ожидается, что исследование продлится 18 месяцев.
Исследование должно способствовать заключению контракта уже на разработку и производство системы ПРО, а также «открывает путь к созданию совместной трехсторонней противоракетной обороны». Три страны рассчитывают, что к 2025 году им удастся подготовить систему, которая будет отвечать их «основным операционным потребностям» и сможет противостоять самолетам-невидимкам и баллистическим ракетам. Eurosam видит также «перспективы для экспорта».
Напомним: турецкая национальная система ПВО и ПРО, точнее, работы по ее созданию, уже не первый год находятся в фокусе внимания мирового экспертного сообщества. После начала гражданской войны в Сирии асадовские, а затем и российские, самолеты не раз «залетали» в турецкое воздушное пространство. В первые месяцы и годы небо над Турцией прикрывали американские ЗРК «Патриот», но затем они с территории страны были выведены. Турция пыталась договориться с США о совместном производстве ЗРК, но доступа к технологиям «Патриотов» Анкаре не предоставили.
В ответ в Турции проявили интерес к российским ЗРК С-400 «Триумф». Москву эта перспектива донельзя обрадовала. США не на шутку обеспокоила. Турция вела переговоры о кредитах и закупках, в США предостерегали и заявляли о необходимости «прояснить вопрос»…и тут неожиданно на сцену вышел европейский, притом вполне «натовский», производитель ЗРК. Североатлантический альянс приветствовал уже само по себе начало переговоров. И вот теперь контракт на исследования уже подписан, и обещает он именно то, чего добивалась Турция: совместное производство с возможностью экспорта.
Это соглашение, быть может, и не сорвет сделку по приобретению Анкарой российских ЗРК С-400 «Триумф», но, без сомнения, оставляет Турцию в «натовской» оружейной орбите, что как минимум неприятно для Москвы, где уже строили радужные планы едва ли не по выходу Турции из НАТО и ее переориентации на Россию.
Наконец, несколькими днями ранее министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу объявили после переговоров в немецком Госларе (Нижняя Саксония), что Анкара и Берлин намерены улучшить двусторонние отношения. Несмотря на то, что в последние месяцы между Берлином и Анкарой наблюдались разногласия, необходимо сделать все возможное для преодоления трудностей в отношениях, заявил Габриэль на пресс-конференции после встречи с Чавушоглу, передает «Немецкая волна». Турция — важный партнер Германии во многих областях, обе страны связывает «намного больше общего, чем это можно осознать», отметил глава германской дипломатии.
Его турецкий коллега также напомнил о проблемах и напряженных ситуациях, омрачавших двусторонние отношения в последние месяцы. «У нас единая позиция по поводу того, что эти разногласия могут быть преодолены благодаря диалогу», — приводит слова дипломата информагентство AFP.
Вместе с тем Чавушоглу отметил, что у Анкары есть «определенные ожидания» по отношению к Берлину, в том числе связанные с РКК. Тем не менее, общий вектор ясен — стороны идут на сближение.
А это уже означает, что в политике Анкары намечается очередное «уточнение курса», и оно не в пользу России. Еще остаются разногласия с США, но опыт переговоров с Францией и Германией уже не позволяет исключать, что и здесь в ближайшее время может произойти впечатляющий прорыв. А это значит, что очередная громкая политическая инициатива РФ вновь закончилась в лучшем случае ничем.