Дж.АЛЕКПЕРОВА
Беспорядки в соседнем Иране начались в конце прошлого года. В крупных городах Ирана, среди которых Тегеран, Мешхед, Исфахан и Решт, с 28 декабря проходили массовые акции социального протеста.
Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что протесты вызваны внутренними проблемами в стране, а также подстрекательством со стороны других стран. Несмотря на то, что ситуация несколько стабилизировалась, сей факт не может не волновать Азербайджан, который соседствует с ИРИ.
Если волнения повторятся, то поток беженцев может направиться в Азербайджан, а еще хуже протесты могут отразиться на экономических проектах, куда входят страны региона.
«Говоря о влиянии на Азербайджан возможных революционных событий в Иране, то на данный момент серьезных рисков для АР нет. Если события в Иране пойдут по другому сценарию, можно будет говорить о проблемах с поставками грузов, которые идут через иранский порт Бендер-Аббас и из самого Ирана,» — Об этом сказал Echo.az политолог, руководитель проекта The Great Middle East Али Гаджизаде.
«Также может пострадать проект Север-Юг (транспортный коридор), может осложниться наземное сообщение с Нахчыванской АР. Касательно вопроса наплыва в Азербайджан беженцев из Ирана, да, такой сценарий существует, и может быть реальностью при определенных обстоятельствах. Но о них пока рано говорить…», — отметил он.
По его словам, в Иране время от времени наблюдаются разного рода и масштаба протесты.
«Следует подчеркнуть, что протестная масса в Иране достаточно внушительна и активна. Властям удалось утихомирить протесты, зачастую прибегнув к насилию по отношению к демонстрантам. Однако не исчез повод и никуда не делась протестная масса,» — сказал Гаджизаде.
«Исходя из этого, могу сказать, что в любой момент протесты могут вспыхнуть вновь. Нужно брать в расчет, что иранское общество на данный момент фактически расколото, причем сразу по нескольким параметрам. Общество разделилось на консерваторов и либералов, а также есть существенный раскол по национальному признаку. Не стоит забывать, что нынешний режим в Иране пришел к власти в результате революции, то есть схожих протестов. Безусловно, они учли этот фактор и приняли максимально возможные меры, чтобы такая же участь не постигла их,» — говорит эксперт.
«Один из главных факторов который, вызывает недовольство протестующих, это экономический. Безработица, дороговизна, отсутствие перспективы для молодежи играет роль одного из дестабилизирующих элементов,» — считает Гаджизаде.
«С полной уверенностью могу сказать, что в ближайшие 3-5 лет правительство не сможет справиться с этими проблемами. Просто потому, что для этого нет ни средств, ни других необходимых возможностей, если еще прибавить недовольство отсутствием свободы слова, репрессивный характер режима и национальных меньшинств, становится понятно, что единственный выход у правительства это закручивание гаек и усиление репрессий. Но, как показывает мировой опыт, такого рода меры имеют «положительный эффект» только в краткосрочной перспективе», — заверил он.
А российский политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков сказал Echo.az, что если в происходящее сегодня в ИРИ уже официально вмешаются США (неофициально они — главные бенефициары мятежа), то все действительно затянется на неопределенное время, а соседние страны накроет волна беженцев.
«К тому же, и это самое главное, регион погрузится в хаос, будучи раздираем военными конфликтами не только между государствами, но и между этническими группировками за контроль над территориями, прежде всего с нефтегазовыми месторождениями,» — сказал он.
По его словам, во-первых, если подобное в самом начале будет даже выгодным Израилю и Саудовской Аравии, желающих получить солидный гешефт на перекройке карты Ближнего и Среднего Востока, то уже в среднесрочной перспективе они будут явно сожалеть об этом.
«При посредничестве России и Турции Израиль вполне может договориться с Ираном об относительно мирном сосуществовании, разведении интересов, тем более, что отношения между Тегераном и ХАМАС претерпели в последние месяцы серьезные изменения,» — сказал Арьков.
«Во-вторых, без стабильного Ирана невозможен мир в Сирии и окончательный разгром на ее территории остатков т.н. «Исламского халифата» и других террористических группировок. Поскольку именно иранские военные (что не является большим секретом) обеспечивали успех наземных операций под флагом правительственных войск Сирии. Россия не станет масштабно участвовать в наземной операции, а турецкие части по факту могут вести полноценную борьбу только против курдов в Сирии и Ираке, что является одной из причин обострения отношений на линии Анкара-Вашингтон, т.к. последний поддерживает проект создания суверенного Курдистана (аппетиты курдов не ограничиваются их землями в Ираке и Сирии, но также распространяются на Турцию)», — пояснил он.
По его словам, к тому же турецкие военные в подавляющем большинстве — сунниты, как и представители бандформирований.
«И по этой причине эффективнее оказываются военные-шииты, сколь бы цинично это не звучало. Официальная хроника деликатно этого не сообщает, но при освобождении сирийских провинций от боевиков, иранские военные под видом сирийских боевиков в плен старались не брать. Даже если те сами сдавались. Фото- и видеосвидетельства доступны в «профильных» telegram-каналах. Данный факт имеет огромное деморализующее значение на оставшихся под ружьем в т.н. «Исламском халифате»,» — отметил он.