НУРАНИ
Со свининой России в большой политике не везет. Причем фатально. Впрочем, вряд ли это чистой воды «невезение» — скорее речь идет о неумении просчитать последствия собственных действий.
В 2008 году «темой номер один» в российской большой политике был перенос в Таллинне захоронений советских солдат, погибших при штурме эстонской столицы, и установленного там памятника, известного как «Бронзовый солдат», с холма Тыннисмяги в центре города на военное кладбище.
В Москве в ответ возмутились: как это так? Посыпались обвинения в «реабилитации нацизма», «глумлении над памятью павших» и т.д. и т.п. В Эстонии в ответ напоминали: вообще-то мы независимое государство и сами вправе решать, держать ли памятник в центре города, снести его вообще или же перенести куда-либо. Журналисты не из числа особо зашоренных официальной пропагандой напоминали: в самой РФ тоже переносят и памятники, и даже захоронения.
В Химках останки героев-летчиков, эксгумированные ради расширения шоссе, вообще умудрились потерять. В Санкт-Петербурге снесли памятник краснофлотцам ради строительства элитного коттеджного поселка. По всей РФ счет такого рода прецедентам идет на тысячи…
Но в Москве куда важнее было «наказать» Эстонию. В результате перед посольством Эстонии в Москве митинговали активисты сегодня полузабытого движения «Наши», а формально безработные москвичи бросили в диппредставительство несколько емкостей с «зеленкой» и свиную голову.
В 2015 году свиная голова появилась у входа в московский МХТ имени Чехова — на сей раз от имени «православных активистов». Последних возмутила постановка пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж», которую наследники «Черной сотни» сочли «богохульной». И решили отцензурировать репертуар театра в соответствии со своим культурным уровнем.
А теперь «свиная тема» оказалась в центре большой политики РФ на европейском направлении. Нет, на сей раз обошлось без свиных голов у посольских дверей. Только вот потери могут оказаться куда внушительнее. Речь идет об иске в полтора миллиарда евро за запрет импорта свинины из стран ЕС.
Напомним: в декабре 2013 года в Литве была зафиксирована африканская чума свиней. В ответ Россельхознадзор с 30 января 2014 года запретил поставки в РФ продукции свиноводства из стран ЕС до получения гарантий безопасности от Еврокомиссии. В середине февраля еще один очаг АЧС был выявлен в Польше. В ЕС посчитали, что Россия применяет двойные стандарты, поскольку вспышки АЧС регулярно фиксируются в России, но российские производители не попадают под запрет.
Переговоры не привели к соглашению, и в апреле 2014 года Евросоюз подал иск в ВТО. В начале декабря 2017 года Минэкономразвития РФ сообщало, что Россия по требованию ВТО вроде бы отменила запрет на ввоз свинины из стран Евросоюза из-за АЧС, однако он продолжает действовать на основании продовольственного эмбарго. То есть, тех самых «контр-санкций», наложенных Россией на страны ЕС в ответ на введенные против нее санкции.
И вот теперь «история политического свинства» получила продолжение. В августе 2016 года панель арбитров ВТО решила, что российский запрет идет вразрез с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО: арбитры поддержали ЕС по большинству пунктов жалобы.
В частности они пришли к заключению, что запрет на поставки свинины из всех стран ЕС противоречит международным стандартам Всемирной организации здравоохранения животных, а значит, не соответствует обязательству России «основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах», как прописано в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО. Арбитры также признали неправомерными отдельные запреты России на поставки живых свиней и свинины из Литвы, Латвии, Польши и Эстонии.
Россия подала апелляцию на это решение, объяснив это тем, что ситуация с африканской чумой свиней в странах Балтии и Польше продолжает ухудшаться, а предпринимаемые службами ЕС меры для ликвидации очагов заболевания неэффективны. Однако она была отклонена.
В начале июня 2017 года ЕС и Россия проинформировали Орган по разрешению споров ВТО о том, что выполнят его рекомендации в течение восьми месяцев и 15 дней. В среду, 6 декабря, срок исполнения подходил к концу.
6 декабря Министерство экономического развития сообщило, что Россия выполнила требования Всемирной торговой организации (ВТО) и сняла запрет на импорт свинины из стран Евросоюза, который был введен из-за африканской чумы свиней (АЧС). При этом в ведомстве отметили, что свинина попадает под список запрещенных к ввозу продуктов в рамках продовольственного эмбарго, введенного в 2014 году в ответ на секторальные санкции Евросоюза, и этот запрет продолжает действовать. И во все эти тонкости можно было бы и не особо вникать, если бы не одно обстоятельство.
Еще 20 декабря 2017 года Reuters проинформировало, что Европейский союз обратится в ВТО с просьбой наложить на Россию торговые санкции на 1,39 млрд из-за ограничения импорта свинины. В заявлении ЕС говорится, что Россия не выполнила решение ВТО по импорту свиней и свинины. Запрос о введении санкций против России будет направлен в орган ВТО по решению споров 3 января 2018 года. Сумма санкций рассчитана как общая стоимость этой продукции из ЕС в 2013 году, штраф ежегодно будет повышаться на 15%.
По оценкам ЕС, в 2013 году стоимость экспорта свинины в Россию достигла почти 1,4 млрд, что составило около 25% всего экспорта свинины из ЕС. Запрет имеет серьезное воздействие на свиноводческую отрасль ЕС, так как внутренние цены на свинину в ЕС упали из-за перенасыщенности рынка.
И вот теперь, передают «Ведомости», Всемирная торговая организация (ВТО) направила в арбитраж требование Евросоюза о взыскании с России 1,39 млрд евро в год из-за ограничения импорта свинины, сообщает Politico со ссылкой на знакомые с разбирательством источники. Арбитражный суд определит, насколько правомерны заявленные требования, после чего будет рассмотрена возможность введения санкционных мер, пояснил изданию европейский чиновник.
Указанная сумма равна общей стоимости годового импорта свинины из Евросоюза до введения санкций. В ЕС также намерены каждый год увеличивать сумму взыскания на 15%. А имеющийся опыт не дает РФ особых поводов для оптимизма — в прошлом году ВТО признала неправомерным российский запрет на импорт свинины, который нанес тяжелый урон фермерам в Дании, Германии и Нидерландах.
Так или иначе, на «ура-патриотизм» не хватает даже думских политиков. России будет сложно выйти без потерь из ситуации с компенсацией, которую может потребовать Евросоюз из-за ограничения импорта свинины, по причине членства РФ в ВТО, признал в беседе с РИА «Новости» первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. «Выйти из этой ситуации очень сложно, потому что выход из ВТО чреват очень серьезными последствиями. Это тот вариант, когда вход — рубль, а выход — два… В итоге придется компенсировать убытки всем участникам ВТО — это почти 150 стран», — сказал депутат, напомнив, что в противном случае России грозит арест собственности за рубежом и прочие негативные проявления.
«Вступив в ВТО, мы сели играть за стол с международными шулерами, причем подписались играть по их правилам. Они будут решать, законно то или иное действие России или незаконно. И мы стоим перед очень серьезным выбором: либо подчиниться этим правилам и нести экономические убытки, либо мы будем неуклюже защищать свой рынок», — добавил парламентарий.
Другое дело, что самые важные выводы здесь «за кадром». Иск ЕС к России на полтора без малого миллиарда евро — это, конечно, еще один, и весьма весомый, повод задуматься о цене тех самых «контр- санкций», которые Россия наложила на ЕС и США. Но не только. По сути дела, господин Емельянов обозначил вслух то, о чем в России боятся даже думать: РФ со своими «политическими методами» просто не встраивается в нынешнюю систему международных отношений.
И если еще в начале 2014 года, в разгар «крымской эйфории», многим казалось, что «рык русского медведя» заставит весь мир трепетать в страхе, что «боятся — значит, уважают», и неважно, что там клепают либеральные борзописцы — в реальности Европа не посмеет даже пикнуть против Кремля. Но теперь выясняется, что такого рода политика обходится России слишком дорого, и самое страшное, речь идет не только и не столько об имиджевых потерях. Так что вопрос, кто и кому в результате контрсанкций «подложил свинью», может иметь весьма неожиданный ответ.