Э.РУСТАМОВА
В Азербайджане еще долго не появится полноценный рынок ценных бумаг. Ни государственные, ни корпоративные облигации не интересуют физических и юридических лиц. Об этом заявил в интервью Echo.az банковский эксперт, член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.
По словам эксперта, это потому, что в стране нет прозрачности.
«На Западе вся информация по компании прозрачна, а, значит, риск дефолта можно оценить загодя, но в Азербайджане не созданы такие условия,» — сказал он.
«Как такового рынка ценных бумаг в Азербайджане нет. Если говорить о государственных ценных бумагах, то главные проблемы, которые препятствуют развитию биржи, это параллельное существование двух рынков — формального и неформального. Остальные проблемы являются следствием, в числе которых несовершенство законодательной базы, нестабильное финансовое положение страны, отсутствие государственных гарантий,» — сказал Гасанов.
Как подчеркнул эксперт, если говорить про корпоративные облигации, то есть ценные бумаги негосударственных компаний, то и с этим в Азербайджане большие проблемы.
«Во-первых, у нас в стране очень слабо развит бизнес-сегмент. Сильных и успешных компаний можно посчитать по пальцам. Во-вторых, достоверность финансовой отчетности тоже оставляет желать лучшего. Многие компании искажают в документах реальное финансовое положение фирмы,» — говорит Гасанов.
«Физические и юридические лица приобретают ценные бумаги, надеясь на то, что в будущем смогут получить доход от компании. Конечно, если компания разоряется, то о доходах можно забыть. То есть, в такой ситуации ценная бумага становится обычной бумагой, которая не представляет никакой ценности. Тем не менее для покупателей важно, насколько прозрачно ведут свою деятельность компании, выпускающие облигации. Отмечу, что абсолютно любая компания может выпускать ценные бумаги. Даже небольшие фирмы, которые на рынке появились, грубо говоря, только вчера, могут выпускать облигации», — сказал Акрам Гасанов.
Отметим, что облигация — это эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, ее выпустившего, в оговоренный срок ее номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента.
«Ценные бумаги востребованы только тех компаний, которые давно на рынке зарекомендовали себя, как надежные и успешные организации, способные полноценно работать даже в условиях кризиса. Кроме того, как я уже сказал, финансовая отчетность этих компаний должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, то есть они должны вести абсолютно прозрачную деятельность,» — сказал Гасанов.
По его словам, покупатели должны понимать, какие перспективы у компании — достигнет успехов или есть большие риски разорения.
«Однако с учетом того, что в Азербайджане нельзя верить даже финотчетности коммерческих банков, которые регулярно искажают документы, рассчитывать на честность со стороны других компаний — слишком наивно. Сегодня даже аудиторы и независимые консультанты не могут стоять на страже честности и прозрачности. Практика показывает, как крупная международная аудиторская компания — KPMG (заключения KPMG признаются во всем мире), проводившая проверки в азербайджанских банках — Bank Standard и Texnikabank, дала относительно положительные заключения о деятельности банков, хотя буквально через несколько месяцев эти кредитные организации объявили себя банкротами. Не исключено, что аудиторская компания вошла в сговор с этими банками. Естественно, после таких инцидентов доверять даже независимым экспертам сложно. В том числе по этой причине у нас нет как таковой биржи ценных бумаг и фондового рынка», — считает эксперт.
По словам Акрама Гасанова, при такой ситуации в Азербайджане еще долго не будет рынка ценных бумаг.
«Кстати, в 2016 году самая крупная компания нашей республики — SOCAR выпустила ценные бумаги. Общий объем пятилетних облигаций SOCAR составило 100 млн долларов, а номинальная стоимость каждой облигации — 1000 долларов. Годовая доходность облигаций составляет 5%. Многие те граждане, которые купили эти облигации, решили, что в случае чего ответственность будет нести государство, но это не так. Даже сам SOCAR пытался выставить так, что на облигации есть гарантия, но чем они гарантированы — непонятно,» — говорит эксперт.
«Но имя компании сыграло решающую роль у граждан, поскольку в Азербайджане каждый второй гражданин мечтает работать в SOCAR. То есть, престиж компании в таких вопросах играет не последнюю роль», — сказал Акрам Гасанов.