НУРАНИ
В Армении обсуждают очередную сенсацию. Накануне ереванская «Аравот» распространила сногсшибательную новость: этому изданию из достоверного источника стало известно, что около 10 дней назад армянскими силовыми структурами была предотвращена попытка въезда в Армению одного из членов международной террористической группировки «Исламское государство».
В середине декабря пограничной службой Армении и органами национальной безопасности в аэропорту «Звартноц» в Ереване был задержан гражданин одной из стран Центральной Азии (имя журналистам уточнить не удалось), который является членом «Исламского государства». Этот человек прибыл из Турции и попытался проникнуть на территорию Армении.
Подозреваемому в Армению въехать не позволили и отправили обратно в Турцию. Газета попыталась выяснить подробности в аэропорту «Звартноц», но там информацией делиться не стали и порекомендовали связаться с соответствующими органами. В ответ в Службе национальной безопасности Армении подтвердили, что несколько дней назад спецслужбами была пресечена попытка въезда на территорию республики члена террористической организации «Исламское государство».
Согласно информации, в результате предпринятых подразделениями СНБ оперативно-розыскных мероприятий была пресечена попытка въезда на территорию Армении иностранного гражданина, имеющего связи с ИГ. От других комментариев в СНБ Армении воздержались, отметив, что оперативно-розыскные мероприятия продолжаются.
Но зато отрапортовали, что в 2017 году в рамках контртеррористических мероприятий был пресечен въезд в Армению 960 лицам, подозреваемым в связях с международными террористическими организациями. Еще 95 иностранцев были взяты под контроль в особом режиме. СНБ Армении также активно сотрудничает с коллегами из других государств для пресечения въезда в Армению членов различных террористических группировок. В общем «страна может спать спокойно, граница на замке».
Но вот что непонятно. Дело даже не в том, офицеры армянского СНБ или российские пограничники принимают в аэропорту «Звартноц» решение, кому ставить штамп о прилете и въезде в страну, а кого в многострадальную Армению «не пущать». Важно другое. Если «гражданин одной из стран Центральной Азии», который пытался попасть в Армению, имел отношение к ИГ, то почему его просто развернули на границе и отправили обратно в Турцию, а не задержали и не допросили, наконец? Он просто ехал полюбоваться на озеро Севан или же планы были немножечко другими?
Ответов на все эти вопросы нет. Но зато армянские эксперты уже вовсю рассуждают на тему, кто насылает на Армению напасть в лице ИГ. Политтехнолог Виген Акопян уже завил агентству Sputnik Армения: исламистов против Армении могут использовать внешние «недоброжелатели». «Опасность проникновения ИГ в Армению и регион реально существует. Около месяца назад в Грузии уже был известный случай, связанный с ИГ», — сказал Акопян.
По его словам, многие аналитики отмечают, что после поражения ИГ в Сирии и Ираке члены организации переместятся в другие страны, в том числе на территорию постсоветского пространства, откуда многие из них родом. Такая опасность, по мнению Акопяна, существует и на Южном Кавказе, учитывая, что регион находится в непосредственной близости к Сирии и Ираку.
«Не исключено, что эти силы будут использоваться на другом театре действий. Исламисты, имеющие огромный опыт полевой работы, «видевшие» кровь и не брезгующие ею, могут быть использованы против Армении определенными силами», — сказал Акопян. А вот «недоброжелателей» у Армении, по его словам, очень много, как минимум, две соседние страны. А более конкретно, по его словам, об этом должна знать СНБ, которая, по официальным данным, запретила въезд 960 человек, подозреваемых в связях с террористами.
Правда, ереванский арабист Саркис Григорян напомнил: ИГ «хорошо себя чувствует» на территориях, где есть мусульманское население, которое оказывает им помощь, если они уходят в подполье. «Армения не находится среди таких стран. Но исключать полностью такую возможность нельзя, потому что в планах ИГ — расширение, в том числе за счет Кавказа. Два года назад был создан «Кавказский вилайет» ИГ, члены которого «прославились» в разных регионах мира. Опасность есть, исключать ее наивно», — сказал Григорян.
Здесь бы, конечно, Саркису Григоряну вспомнить такое неудобное обстоятельство: армянские спецслужбы весьма тесно сотрудничали и сотрудничают с северокавказскими бандитскими группировками, в том числе присягнувшими ИГ, рассчитывая использовать их против Азербайджана. В Ереване не сомневались: их «бумеранг террора» не достанет. По каким причинам столь опасные игры своего «форпоста» не пыталась пресечь Москва — тема отдельного разговора. Вернее, информация к размышлению.
Но теперь у ереванских политтехнологов, пардон, «поджариваются пятки» — в суд передается дело Армана Джанджугазяна, обвиняемого в убийстве российского военнослужащего. И как теперь сообщает ереванский «Спутник», следствие в Армении выяснило, что мужчине, убившему в апреле 2017 года в Гюмри военнослужащего российской военной базы Дмитрия Ялпаева, помогали лица, представившиеся сторонниками «Исламского государства»! Об этом говорится в направленном следствием в суд обвинительном заключении.
Здесь, пожалуй, надо напомнить предысторию. Военнослужащий 102-й российской военной базы Ялпаев был убит 22 апреля, получив восемь колото-резаных ран в области шеи, спины и головы. Обвиняемый в убийстве — 21-летний Арман Джанджугазян, житель города Степанаван.
«Джанджугазяну предъявлено обвинение в том, что он при содействии неустановленных пока следствием лиц, представившихся сторонниками террористической группировки «Исламское государство», 22 апреля по мотивам религиозной ненависти, с умыслом на незаконное лишение жизни нанес военнослужащему 102-й российской военной базы Дмитрию Ялпаеву несколько ударов гражданским клинковым ножом, являющимся холодным оружием, который он носил незаконно», — говорится в обвинительном заключении, размещенном на сайте информационной системы судебной деятельности.
Джанджугазяну были предъявлены обвинения по статьям: «Убийство по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма» и «Незаконное ношение холодного оружия».
Только вот в чем дело. Как уже сообщалось в прессе, в том числе в нашей газете, накануне убийства Ялпаева обсуждали другое ЧП на российской базе. Там, если верить «утечкам», пропал российский контрактник Дмитрий Лошманов. Он вышел с территории воинской части утром 16 апреля за покупками — и исчез. Лошманов, утверждали осведомленные источники, был в гражданской одежде, оружия при себе не имел. Полиция Армении, проявив чудеса оперативности, объявила его в розыск как без вести пропавшего. А затем пропавший «контрактник» нашелся 19 апреля в одной из квартир гюмрийского квартала «Муш».
Прокурор Ширакской области Армении Карен Габриелян сообщил: «Лошманов жив-здоров, телесных повреждений не имеет. Будут выясняться новые обстоятельства его исчезновения». Официальной версии, где именно «завис» контрактник, не появилось, но журналисты разузнали: Лошманов находился в обществе одной из местных дам «с пониженной социальной ответственностью».
Здесь, конечно, можно было бы посмеяться, но, пока полиция старательно искала пропавшего Лошманова, армянские социальные сети пестрели сообщениями: Лошманова похитили, что его будут пытать и казнят в качестве мести за убийство членов семьи Аветисян, которое в том же Гюмри совершил военнослужащий российской базы Пермяков. И когда через три дня после того, как Лошманов нашелся в приятном обществе в квартале «Муш», в Гюмри был убит Ялпаев, в «бытовую версию» поверили не все.
Но уже очень скоро ереванские СМИ, и прежде всего та же газета «Аравот», опубликовали сенсационное сообщение: подозреваемый в убийстве военнослужащего российской военной базы в Гюмри Дмитрия Ялпаева А. Джанджугазян оказался перешедшим в ислам армянином! «Подозреваемый с первых минут задержания удивил правоохранителей отдела полиции района Муш, заявив, что он — мусульманин и до 19 лет проживал в Греции.
Из его допроса выяснилось, что он последователь суннизма (направление ислама) и всегда держит при себе Коран, читая его на трех языках — греческом, арабском и английском», — заговорщическим тоном сообщала газета «Аравот», та самая, которая и «раскопала» новость о задержанном в «Звартноце» боевике ИГ, которого почему-то отпустили восвояси. Это была очень громкая и очень удобная «сенсация», которая тут же снимала неудобные вопросы о существовании в Армении антироссийских настроений, напряженности вокруг 102-й базы в Гюмри и т.д.
Теперь дело Джанджугазяна передается в суд, и происходит это на редкость несвоевременно: в Армении и так изрядно понервничали, услышав пару нелицеприятных комментариев от российских телеведущих. Напоминать в этой ситуации об убийстве в Гюмри российского военнослужащего слишком рискованно. А вот попытаться навесить его на «исламистов», которых к тому же используют против Армении ее мусульманские «недоброжелатели», — самое оно.
В Ереване, возможно, посчитали, что на этом можно ставить точку. Но теперь «информационный мяч» уже на российской половине поля. Попытаются ли в России добиться от Армении полноценного расследования убийства своего солдата? Или же примут «на веру» ереванскую версию? Ответ на этот вопрос — солидная информация к размышлению, как далеко готова зайти Москва в поддержке своего «форпоста».