НУРАНИ
Сирийская тематика, к которой российские СМИ вроде бы начали терять интерес, вновь становится одной из основных. Интервью, которое дал РИА «Новости» специальный посланник президента России по Сирии Александр Лаврентьев, — яркое тому подтверждение. В беседе с журналистами он говорил о сирийском урегулировании, коснулся предстоящего конгресса, который должен пройти в Сочи, возможной координации действий с ООН… Конкретики, правда, всеми силами избегал.
В числе прочего Лаврентьев коснулся и положения сирийских христиан. В ответ на вопрос агентства: «После войны все христиане сбежали, хотя до этого был баланс. Сейчас надо поддерживать церковь. Как вы смотрите на это?» — Лаврентьев заявил: «Я думаю, что вы абсолютно правы. Говорить о части сирийского общества, которая обладает какими-то эксклюзивными правами на что-то, что ей надо больше внимания уделять… Тем не менее, христиан очень много уехало, очень многие боятся преследований — и не только христиане, различные представители. Если взять представителей чисто национальной диаспоры, как армяне, которые компактно жили на севере страны, в настоящее время их там просто нет, потому что они практически все уехали. Вопрос толерантности и межконфессионального согласия приобретает остроту. Если бы иерархи всех церквей поспособствовали единению, согласию, сплочению, это было бы очень здорово. Мы на это надеемся и рассчитываем».
В самом деле, большинство сирийских армян предпочли покинуть страну, когда там стало по-настоящему «горячо». Большинство предпочли отправиться в Армению, но многие, «отдышавшись», уже отсюда перебрались в более благополучные страны. В бедной Армении было непросто найти работу, да и перспектива отправляться в Карабах, куда ереванские стратеги «направляли» сирийских беженцев, не очень вдохновляла.
Уехали, впрочем, не все. И недели полторы назад ереванский «Спутник» сообщал: «Островков» довоенных улиц и домов в Алеппо не найти. Куда ни повернуть — пустые окна, разбитые стены. И все-таки празднику — быть. Городские христиане из квартала Сулеймания — армяне и арабы — снова поставили у себя новогоднюю елку.
Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения депутат парламента Сирии Жирайр Реисян, место для елки на главной площади квартала — сравнительно безопасное. Здесь же она стояла на исходе декабря 2016 года — в дни, когда сирийская армия, российские самолеты и ракетные корабли добивали последних боевиков. А город, отдышавшись, вдруг понял, что четыре года оккупации остались позади.
«Елку установили просто в праздник и большого события из этого не делали. В этом году она стоит там же», — добавил Реисян. Планы у местных армянских активистов грандиозные. «Недавно, на собрании Киликийского армянского католикосата, святейший Арам I выразил благодарность очагам армянской диаспоры, которые в годину лишений протягивают руку помощи один другому. Уже составлены проекты для реставрации храма Сорока Мучеников, кафедральной армянской церкви города. Составляются они и для других, важных для общины центров. В скором времени эти чертежи начнут воплощаться в жизнь», — добавил Реисян.
Кроме того, восстанавливаются и деловые связи с Арменией. В конце октября министр экономразвития и инвестиций Армении Сурен Караян побывал в Сирии, где встретился с министрами экономики и внешней торговли Мухаммадом Самером Халилом, и туризма Бушром Язджи. По итогам встреч в Ереване и Дамаске намечены совместные недели промышленности и туризма. От этих встреч есть определенные ожидания, подытожил сирийский депутат-армянин.
Интерес Армении к положению своих соотечественников в Сирии более чем понятен. Но тут внимание на армянской общине страны фокусирует спецпредставитель президента РФ.
Конечно, можно предположить, что здесь дает о себе знать этакая конфессиональная солидарность. Но…в Сирии армяне — далеко не единственная христианская община. В некоторых сирийских городках еще сохранялся арамейский язык — тот, на котором, по преданию, говорил Иисус Христос. Наконец, здесь имелась и своя православная церковь — Антиохийская, во главе со своим патриархом. Более того, в 2011 году, когда гражданская война в Сирии только разгоралась, в Сирию отравился предстоятель РПЦ патриарх Кирилл. Он вместе с патриархом Антиохии и всего Востока Агнатием IV совершил литургию в Успенском кафедральном соборе Дамаска.
Обращаясь к сирийцам, Кирилл призывал их строить открытую мирную страну, укреплять национальное единство и самим решать все внутренние проблемы путем диалога. «Сегодня, когда Антиохийская церковь и народ Сирии проходят через серьезные испытания, я не мог оставаться в Москве, но пожелал быть среди вас, чтобы вместе с вами помолиться, чтобы своими, может быть, и слабыми словами, но вдохнуть в вас силы», — заявил тогда предстоятель РПЦ. По логике вещей, именно Антиохийская церковь должна была бы оказаться в фокусе внимания Москвы. Но Лаврентьев говорил именно об армянах.
А вот тут уже нелишне вспомнить, что политическую ситуацию в Сирии и распределение влияния между общинами и конфессиями РФ планирует писать «с чистого листа». В том числе и на многонациональном севере страны, прилегающем к турецкой границе, где о своих правах заявляют не только армяне, курды и арабы, но и туркманы.
Но зато в армянской среде, напомним еще раз, уже давно бродят идеи «христианской автономии» на Ближнем Востоке. Первоначально нечто подобное пытались реализовать в Ираке. Как уже рассказывалось в СМИ, осенью 2008 года ереванская газета «Новое время», комментируя убийства христиан в Мосуле, увязала их с планами по созданию на севере Ирака «армяно-ассирийской автономии». И еще проболталась, что большинство местных армян перебрались на нефтеносный север Ирака с юга страны в последние год-два.
«В интервью бейрутской газете «Аздак» духовный лидер армян- католиков Ирака Левон Адамян подтвердил, что проживающие в Багдаде армяне получают предложения о переселении в северные провинции Хамдания и Телькейф». Об этом на пресс-конференции в Ереване упоминал и глава Центрального национального управления армян Ирака Паруйр Акопян.
Массовое переселение ассирийцев и армян в города Ниневийской долины было инициативой министра финансов и экономики Курдистана Саргиса Агаджана, — рассказывала тогда газета. — Несмотря на армянское имя, Агаджан — ассириец. Он автор проекта, согласно которому в составе Курдистана должна быть сформирована христианская автономия, призванная создать условия для сохранения национальной самобытности ассирийцев, халдеев и армян».
Причем сколотить эту автономию пытались вблизи нефтяных месторождений. Летом 2012 года такую же «мышиную возню» начали и вокруг Сирии. Как сообщала тогда газета «Известия», «Объединение проживающих за пределами Сирии сирийских христиан» выпустило декларацию, призывающую к объединению и созданию автономного региона или даже своего государства на территории Сирии.
Но теперь появилась еще одна сторона вопроса. Россия активно укрепляет свое долгосрочное военное присутствие в Сирии. В Тартусе вместо «пункта базирования» флота создается полноценная военная база. И, учитывая чувствительность региона, в стратегических планах Кремля ей отводится не последнее место.
А теперь вспомним: Россия не так уж редко проводит вокруг своих важных военных баз этакую «этническую зачистку». Особенно, если базы создаются на случай войны с Турцией, а у местного населения в случае такой войны могут проснуться собственные предпочтения. Классический пример — Крым, с его базой ЧМФ в Севастополе, откуда в 1944 году в одну ночь выселили «неблагонадежных» крымских татар. Точно так же из удобных для вторжения Ведибасара и Месхетии выселили азербайджанцев и турок-месхетинцев. Именно в 1944 году в Крыму и возникло «русскоязычное большинство».
А сирийский Тартус, где Москва создает свою базу, — регион, где высока доля туркманов. Которых в РФ тоже считают «неблагонадежными». Иначе ВКС России не утюжили бы туркманские деревни, где никогда не было никакого ИГ. И, похоже, теперь в окрестности российской базы и намерены перебраться вполне «благонадежные» в глазах Москвы армяне. Именно с этой целью в РФ и разыгрывают на сирийском поле армянскую карту и даже рассчитывают довести «операцию» до конца. Если, конечно, Башара Асада Москва продержит на своих штыках достаточно долго.