За рубежом

Когда «свой» криминал страшнее «чужих» санкций

karen-karapetyanНУРАНИ

Предновогодние дни — время традиционного информационного затишья, но в Армении политическая жизнь продолжает бить ключом. Премьер-министр Карен Карапетян выстреливает зубодробительные заявления.

Так, в интервью экономическому обозревателю газеты «168 часов», основателю платформы B4B.am Бабкену Туняну Карен Карапетян заявил: «Состояние нашей экономики похоже на высохшее и необработанное поле».

Нет, конечно, сам премьер хотел как лучше, Он, к примеру, старательно уверял: если минимальная заработная плата и пенсии не повышаются, это не означает, что средняя зарплата или доходы населения не растут. «Мы зафиксировали рост средней заработной платы на 2,7%. Да, мы говорили, что за пять лет снизим на 12 процентных пунктов. В первый год снижение небольшое, но означает ли это, что и в следующие годы все будет так же? Конечно, нет», — заявил Карапетян.

Далее он подчеркнул, что состояние экономики Армении похоже на «высохшее, необработанное поле, с которого мы должны убрать камни, полить его, удобрять, а потом только можно будет сеять и получать от этого выгоду».

«2018 год будет очень интересным, но, возможно, и более тяжелым, чем 2017-й, потому что в этом году мы пока не заложили многие необходимые основы для дальнейшего стабильного роста. Мы это сделаем в 2018 году. К примеру, в сравнении с 2017-м мы на 70% увеличили капитальные затраты. Для того, чтобы создать эти самые основы, мы должны будем в течение нескольких лет усердно работать, в этом весь «секрет». Это, конечно, не означает, что у нас не может быть серьезного прыжка по части сокращения уровня бедности, но, возможно, что в течение ближайших 1 или 2 лет существенного улучшения не будет», — сказал глава правительства.

«В переводе», правда, все это означало, что в 2018 году граждане Армении, вполне возможно, будут жить еще хуже, но уважаемый премьер-министр советовал не впадать по этому поводу в пессимизм и ждать лучшего. Как долго — вопрос открытый. Во всяком случае, на вопрос, когда население все-таки почувствует на себе эти изменения, когда этот рост начнет ощутимо влиять на жизненный уровень людей, Карапетян ответил достаточно уклончиво: «Думаю, в 2019 году большое количество людей почувствуют, что мы вели и ведем экономику в правильном направлении. Необходимо просто время».

Другой вопрос, что, кроме времени, Армении для реанимации своей экономики нужны еще и деньги. Точнее, инвестиции. Их премьер-министр вроде бы обещал, но…

Правда, как раз в эти дни в Армению прибыл один из членов созданного Карапетяном «Клуба инвесторов» — Рубен Татулян. Только вот его приезд в Армению ожидаемого энтузиазма у местной аудитории не вызвал. Все дело в том, что Рубен Татулян, известный также как «Робсон», включен Минфином США в санкционный список.

Причем взялись за Татуляна в США всерьез. Минфин США установил, что Татулян, известный как Робсон, был назначен криминальным «смотрящим» за Сочи. Еще до инцидента в Карловых Варах, где «Робсона» задержали на сходке «воров в законе», но вынуждены были выпустить на свободу как обладателя дипломатического паспорта, в 2015 году он был задержан как один из участников встречи «воров в законе» в Сочи — вместе с Захарием Калашовым, который считается одним из лидеров российского преступного мира.

Кроме того, Татулян неоднократно оказывал «ворам в законе» юридическую помощь, утверждают американские власти. Отдельные санкции также введены против ЗАО «Спа-отель Весна» и ООО «Новый век-медиа», которые принадлежат Рубену Татуляну. Сам «Робсон» свою связь с криминальным миром отрицал. В российских судах его «отмазки» проходили. Но от американских санкций не спасли.

И вот теперь ереванская «Грапарак» сообщает: Рубен Татулян, он же «Робсон», он же «смотрящий Сочи», прибыл в Армению. В ереванском «Мариотте» он уже встретился с представителями олигархических кругов — в том числе, Самвелом Алексаняном. И даже высказал свои обиды. По данным газеты, его обидели не столько санкции со стороны США, сколько реакция Армении. «Я многое делаю для армян везде — и в России, и в Армении, но только в Армении меня критикуют», — пожаловался «Робсон», пишет газета.

А обижаться есть на что. Пресс-секретарь премьер-министра Армении Арам Араратян поторопился выдать опровержение: армянский бизнесмен Рубен Татулян (Робсон), который оказался в санкционном списке США, не является членом Клуба инвесторов Армении.

«Насколько я знаю, конкретно указанное вами лицо не является членом Клуба инвесторов Армении. Это, во-первых. А во-вторых, это не задача премьер-министра — лично знать всех членов клуба. Наш подход, выраженный премьер-министром, вполне ясен, он неоднократно высказывался Кареном Карапетяном: мы готовы поддерживать и сотрудничать с любым бизнесменом, готовым осуществлять в Армении инвестиционные программы», — цитирует Араратяна EADaily.

На вопрос, согласно ли правительство Армении сотрудничать даже с тем, кто включен в санкционный список США, пресс-секретарь ответил: «Еще раз повторяю: насколько я знаю, этот человек не является членом Клуба инвесторов Армении». К тому же под угрозой может оказаться дипломатический паспорт Республики Армения, который позволил Татуляну избежать неприятностей в Чехии.

А власти Армении в случае с Татуляном оказались перед непростым выбором. С одной стороны, разбрасываться инвесторами, даже такими, Армении не с руки. Еще страшнее подчиниться американским санкциям, что уже может не на шутку рассердить Москву.

Показательно, что неделю назад колумнист «Спутника» Владимир Лепехин, комментируя санкции МОК против российских спортсменов и спортивных чиновников, подчеркнул: да, многие спортсмены выразили солидарность с россиянами, но «на официальном же уровне ни одна страна до сих не осмелилась поддержать российскую сборную. Ни одна, кроме Армении. Уже через сутки после пресловутого решения МОК Национальный олимпийский комитет Армении и Министерство по делам молодежи и спорта РА выступили с совместным заявлением в поддержку российских олимпийцев.

«Будет справедливо дать возможность спортсменам, не принимавшим запрещенные препараты, выступить под флагом своей страны и, в случае их победы, исполнить гимн», — говорится в этом заявлении. И дело ведь не только в том, что армянские коллеги поддержали российских спортсменов. По их утверждению, армяне встали на защиту не России, но справедливости и принципа fair-play, «которым так любят бравировать в МОК». Понятно, что дело не в fair-play, а в статусе «форпоста России», но нет сомнений: солидарность с РФ в Армении готовы проявлять при каждом удобном случае.

Только вот ссориться с США из-за Робсона Армении тоже не с руки. Особенно с учетом такой детали: криминал в Армении, с одной стороны, тесно связан с властью, с другой, с российскими «коллегами». И вот уже «Первый информационный», сообщив, что в США готовят новый список российских «плохих парней», предрекает: «Кажется, что все это не относится к Армении, ведь в конечном итоге США борются с правительством России, а не Армении. Между тем, если США расширят список людей, подпадающих под санкции, это может оказать прямое влияние на нашу экономику».

Как напоминает ПИ, новый список будет состоять из сотен имен, и в их числе будет большинство членов Клуба инвесторов Карена Карапетяна, поскольку с самого начала было ясно, что богатство большинства армянских богатых россиян накопилось посредством коррупции и преступных схем. К тому же «эти люди всегда гордились их тесными связями с российскими властями. Это означает, что об ожидаемой поддержке этих людей и ожидаемых от них инвестициях можно забыть. Армения может потерять не только то, что она ожидала, но и то, что она имела», напоминает «Первый информационный».

После чего предупреждает: «Американская санкционная политика может иметь более серьезные последствия для Армении, чем арест имущества некоторых богатых армян России. Власти США намерены применять санкции не только против российских компаний, но и их дочерних компаний, организаций, которые имеют какое-то отношение к России. Это означает, что подвергаться санкциям могут армянские отделения российских банков, армянские банки с российским капиталом и, в целом, все те компании, которые каким-то образом связаны с Россией.

А в армянской экономике число таких компаний огромно, и они разнообразны в экономике — от телекоммуникаций до энергетики, железных дорог и горнодобывающей промышленности». Словом, статус российского форпоста грозит обойтись Армении ой как дорого. На этом фоне идея пожертвовать Робсоном и его возможными инвестициями выглядит вполне логичной. Вопрос в том, что этой жертвы может просто не хватить.