За рубежом

Что ждет Каталонию?

НУРАНИ

Новогодние обычаи у каждой страны свои. Но у большинства из них есть и общий мотив: все беды и проблемы надо оставить в старом году, а в новый взять с собой только радость и счастье. Правда, в реальности проделать это удается далеко не всегда. И классический пример здесь — кризис в Каталонии. Где, судя по всему, события развиваются «по второму кругу».

Напомним: осенью 2017 года каталонский кризис держал в нешуточном напряжении многих. Большинство в местном парламенте принадлежало сторонникам независимости этой испанской провинции, и сепаратисты решили перейти от слов к делу. Вопреки законам и призывам официального Мадрида, здесь провели «референдум о независимости», а затем на основе его результатов местный парламент провозгласил Каталонию независимой республикой.

В Мадриде отреагировали весьма жестко и ввели в действие статью Конституции, которая предусматривает существенное ограничение прав автономии, роспуск парламента и т.д.

21 декабря в Каталонии состоялись досрочные парламентские выборы. Первое место по результатам голосования вроде бы заняла центристская партия «Граждане», отстаивающая территориальную целостность Испании, однако трем политическим силам, выступающим за независимость, удалось получить абсолютное большинство в парламенте — 70 мест из 135.

Новые органы власти провинции еще не сформированы, тем не менее сепаратисты, включая их лидера Карлеса Пучдемона, который, опасаясь суда и ареста, бежал в Брюссель, открыто празднуют победу.

В Мадриде нет видимых признаков беспокойства. Однако, по информации Би-Би-Си, король Испании Фелипе VI выступил с рождественским обращением к нации, в котором призвал сторонников независимости Каталонии двигаться по пути нормального сосуществования и избегать конфронтации.

«Парламенту Каталонии предстоит решать проблемы, касающиеся всех каталонцев, уважая многообразие и ответственно думая на благо всего общества. Этот путь не может снова привести к конфронтации и исключению, которые, как мы уже знаем, не приносят ничего, кроме раздора, неопределенности и разочарования», — заявил король в своем обращении.

В своей речи он также коснулся терактов в Каталонии, которые произошли в августе, и заявил, что только «демократическое единство, сила правового государства и эффективность международного сотрудничества» могут победить терроризм.

Свое обращение король традиционно завершил поздравлением с Рождеством на кастильском, баскском, каталанском и галисийском языках.

Воздерживаются от жестких заявлений и политики. Более того, центральные власти Испании выражают готовность к диалогу и мирному решению всех возникающих проблем. Но, как сообщает та же Би-Би-Си, премьер-министр Испании Мариано Рахой заявил, что он готов к переговорам с теми, кому достанутся посты в будущем новом правительстве Каталонии.

«Я глава правительства Испании. Соответственно, я также глава каталонцев. Я приложу все усилия для того, что продолжить диалог с правительством, которое будет сформировано после этих выборов в Каталонии. Но я надеюсь, как я уже говорил ранее, что они будут вести себя в соответствии с законом. Это стоит помнить. Я надеюсь, что будет создано правительство, которое не будет прибегать к односторонним решениям и не будет считать себя выше закона», — сказал премьер-министр Испании.

Однако многие наблюдатели расценили его слова как ответ на призыв Карлеса Пучдемона, который предлагал провести переговоры в Брюсселе или любой другой стране, кроме Испании, «из-за очевидных обстоятельств». Кроме того, Пучдемон заявил, что был бы готов поехать на переговоры в Мадрид, если получит гарантии, что не будет арестован.

«Это было бы жестом доброй воли со стороны правительства Испании, который продемонстрировал бы, что оно готово встретиться с представителем большинства, требующего независимости», — заметил политик.

Состав будущего правительства Каталонии тоже еще не ясен. Сторонникам независимости, победившим на выборах в Каталонии, предстоит договариваться не только с Мадридом, но и между собой, предупреждал «Евроньюс». Перед сторонникам независимости Каталонии, победившими на выборах, стоит нелегкая задача снова взвалить на плечи бремя власти при том, что ряд их лидеров находятся в ссылке или тюрьме, а Мадрид продолжает гнуть жесткую линию, указывал общеевропейский телеканал. Еще одной ахиллесосовой пятой победителей, считают эксперты, могут стать внутренние разногласия. Инес Арримадас — лидер правоцентристской партии «Граждане», набравшей в Каталонии больше всего голосов, заявила, что посмотрит, к какому результату придут сторонники независимости, прежде чем думать об альянсах.

Марта Ровира, заменившая во главе «Левых республиканцев Каталонии» заключенного под стражу Ориола Жункераса, отказалась однозначно высказаться в поддержку экс-лидера автономии Карлеса Пучдемона, чья коалиция «Вместе за Каталонию» показала второй результат.

Ни одна политическая сила, участвовавшая в выборах, не смогла добиться большинства и получить право самостоятельно сформировать правительство, констатировал в беседе с DW профессор политологии Мадридского университета Рафаэль де Пабло Санчес. Партии, представляющие сепаратистов, — «Левые республиканцы Каталонии», либералы из коалиции «Вместе за Каталонию» и леворадикальная партия «Кандидатура народного единства» вместе получили 70 из 135 депутатских мест. По его словам, это еще не означает, что им будет легко объединить усилия для формирования парламентского большинства. Причина — «разные политические взгляды, а также соперничество и личная неприязнь лидера либералов Карлеса Пучдемона и главы республиканцев Ориола Жункераса».

Но, не дожидаясь окончания коалиционных переговоров, сепаратисты уже пытаются перейти в наступление на Мадрид. Постоянный совет парламента Каталонии подаст иск в Конституционный суд за введение прямого правления Мадрида в автономии, пишет РИА «Новости». Инициаторами оспорить решение Сената Испании о применении 155-й статьи Конституции выступили представители коалиции «Вместе за да». До этого иск по поводу вмешательства центральных властей в управление Каталонией и отставки женералитета подала в КС коалиция En Comu Podem (Podemos). Правда, шансы выиграть у сепаратистов ничтожны, но сам факт подобного иска показывает: в Барселоне не намерены сдаваться.

А такая неопределенность пугает многих, и прежде всего из мира бизнеса. Результаты выборов особо беспокоят деловые круги Каталонии, констатирует DW. Жоан Льюч Босет, представитель Официальной палаты торговли, промышленности и мореплавания Барселоны (ОПТПиМ) заявил в беседе с DW, что негативные процессы в экономике региона, возникшие в последнее время, пока, «судя по всему, не прекратятся». Он напомнил, что за два с половиной месяца Каталонию покинуло более 3 тысяч предприятий. Их владельцы обеспокоены «политической нестабильностью, возникшей по вине сепаратистов, угрозой отделения от Испании и связанной с этим утратой членства в Евросоюзе». Кроме того, в третьем квартале, по сравнению с предыдущим, на 75 процентов снизились иностранные инвестиции — регион недополучил полтора миллиарда евро.

Особо страдают от создавшейся ситуации, по оценке представителя ОПТПиМ, сфера туризма и недвижимости. Если в начале года продажи жилья, после почти 10 лет застоя, начали существенно расти, то сейчас этот рост прекратился. Почти не продается недвижимость на морских курортах иностранцам. Аналогичная ситуация и в туризме. Несмотря на снижение цен до 20 процентов по сравнению с обычными тарифами вне сезонья, отели теряют от 40 до 80 процентов туристов. На половину сократилось бронирование гостиниц на рождественские каникулы. «Иностранцев, похоже, не прельщает атмосфера гражданского противостояния, в которой живет Каталония», — резюмировал Льюч Босет.

А за всем этим внимательно наблюдает Россия, для которой кризис в Каталонии — это удобный повод еще раз пустить пару ядовитых шпилек в стан своих западных противников. Только вот все больше доказательств: ролью стороннего наблюдателя Москва не ограничивалась.

«Около 20 испанских государственных организаций, особенно в Каталонии, используют ту или иную программу «Лаборатории Касперского» — российской компании, которая приобрела популярность благодаря своему компьютерному антивирусу; три месяца назад ее продукцию запретили использовать в государственных ведомствах США из-за подозрений в шпионаже, исходящем из Москвы», — пишет El Pais.

«Административные органы Испании дистанцируются от этой меры. В большинстве своем они отказываются на нее реагировать или напоминают, что испанское правительство не дало никаких рекомендаций на этот счет», — сообщает журналист Жорди Пуэйо Бускетс. «Компания заявляет, что обвинения в шпионаже ложны, и заверяет, что не заметила никаких последствий для своего портфеля клиентов в Испании. Все это происходит в тот же период, когда сети российского вмешательства сфокусировали свою деятельность на Каталонии, извлекая выгоду из стремления к независимости», — говорится в статье, которую цитирует ИноПресса.

Журналисты обнаружили на сайтах, где есть данные о госконтрактах за последние 6 лет, примерно 25 контрактов с упоминаниями названия Kaspersky на общую сумму около 1,2 млн евро. Возможно, на самом деле цифра выше, поскольку некоторые материалы о тендерах публикуются без упоминаний о конкретном ПО, чтобы не давать хакерам лишней информации.

Издание замечает: «В корпоративном документе «Лаборатории Касперского» Депутатское собрание Севильи открыто названо как случай успешного сотрудничества на протяжении более 10 лет. На той же веб-странице упомянуты в том числе компания Telefonica и лондонская полиция».

У «Лаборатории Касперского» есть 38 сотрудников в Испании. Официальная штаб-квартира, упомянутая на сайте компании, находится в Мадриде. «Однако у российской компании есть и офис в Барселоне, где работают два аналитика из отдела международных расследований и три специалиста по коммерции», — говорится в статье. Издание утверждает, что в здании, где находится офис, «в последние месяцы проводились акции, связанные с сепаратистским вызовом: дебаты для Би-би-си или пресс-конференция каталонского правительства после незаконного референдума 1 октября».

И это не единственное свидетельство, что по крайней мере на уровне киберопераций Россия пыталась «подталкивать» развитие событий в Каталонии к максимально радикальному варианту из возможных. Это, вероятно, еще не повод объявлять российскими агентами всех сторонников независимости Каталонии. Но в том, что каталонский кризис вряд ли пройдет незамеченным для отношений России и ЕС, сомнений мало.