Дж.АЛЕКПЕРОВА
Доктор геолого-минералогических наук Азербайджана и России, начальник отдела «Комплексные геохимические исследования» Республиканского центра сейсмологической службы при Национальной академии наук Азербайджана (РЦСС при НАНА) Рамида Керамова подвела итоги сейсмической обстановки в Азербайджане в 2017 году.
В интервью Echo.az, она напомнила, что в 2017 году в отделе «Комплексные геохимические исследования» активно продолжались работы по ежедневной оперативной оценке сейсмической обстановки и оперативному сейсмопрогнозу, только по данным сейсмофлюидодинамического (СФД) мониторинга.
«Из всех видов прогноза землетрясений, самый трудный — оперативный. За 38 лет непрерывного мониторинга сейсмодинамического режима флюидов (СДРФ) в сейсмоактивных областях Азербайджане накоплена огромная база фактических данных по различным флюидодинамическим полям. Она уникальна по длительности (1979-2017 гг.) круглогодичных наблюдений, и поэтому не имеет мировых аналогов. На основе комплексного анализа этих данных были проведены широкомасштабные работы,» — сказала Керамова.
Она сообщила, что в настоящее время «Регион охвата оперативной оценки сейсмической обстановки на основе результатов наших исследований в настоящее время достаточно обширен: акватория Каспия, территории Азербайджана и сопредельных стран: России, в частности, Дагестана и близкой к нему территории Чечни; Грузии.
Анатолийско-Ирано-Кавказский тектонический блок, в который входят Турция, Иран, а также территории стран, на которых расположены очаги глубокофокусных землетрясений Гиндукушской сейсмогенной зоны: Таджикистан, Афганистан, Пакистан; и планетарных сильных и катастрофических землетрясений (Италия, Индонезия, Япония, Чили, Филиппины)».
«Перечень стран можно увеличить, если дополнительно создать СФД «портреты» сейсмических очагов сильных и катастрофических землетрясений, которые реализовались на этих территориях», — сказала она.
Необходимо отметить, что, по ее словам, ежедневная работа с целью интерпретации данных СФД мониторинга в Азербайджане является необходимым и важным условием, потому что геодинамическая обстановка в недрах Земли чрезвычайно нестабильна и отражает процесс одновременной подготовки землетрясений различной магнитуды в разных регионах.
«Выполнить оперативный, ежедневный сейсмопрогноз в этих условиях чрезвычайно сложная задача. Такие результаты стали возможны только после внедрения 2-х автономных, независимых «Автоматизированных технологии N1 и N2 для ежедневной, оперативной оценки сейсмической обстановки в регионе, а также — оперативного прогноза сильных землетрясений только на основе данных круглогодичного мониторинга СФД полей Азербайджана,» — отметила Керамова.
«В 2017 году на территории Азербайджана произошло два сильных землетрясения: 11.05.2017 года в Саатлинском районе; 15.11.2017 года в Агдамском районе. Основной целью работ отдела «Комплексные геохимические исследования» является оперативная оценка сейсмической обстановки в акватории Каспия и на территории Азербайджана. Прогноз на первое землетрясение был дан в докладной записке руководству за N 79 от 08 мая 2017 г., т.е. за 3 дня до реализации этого сейсмособытия. «Интервал-диапазон» координат области сейсмопрогноза полностью совпали с указанным на сайте «Кинеметрикс» местоположением очага. Также правильно было рассчитано время его реализации. Но, по отношению к административной карте Азербайджана, район местоположения был указан некорректно. Ошибочно также был рассчитан «интервалдиапазон» прогнозируемой магнитуды землетрясения. Это связано с тем, что в данном очаге сейсмособытие такой силы в течение нескольких десятилетий не было зафиксировано,» — рассказала Керамова.
«Однако, наряду с этим, следует отметить пропуск сейсмопрогноза второго сильного землетрясения за 2017 г., которое произошло 15 ноября в Агдамском районе Азербайджана, с магнитудой ml=5.7 на глубине h=25 км», — говорит она.
По ее словам, за 38 лет существования отдела «Комплексные геохимические исследования» землетрясение такой магнитуды в Агдамском районе ни разу не реализовалось.
«В связи с этим фактом, в разработанном мною «Атласе эталонных СФД «портретов» сейсмических очагов в акватории Каспия и территории Азербайджана» идентификационный «портрет» этого сейсмособытия до указанного времени отсутствовал. А он необходим для экспрессметода определения местоположения очага прогнозируемого землетрясения», — говорит она.
Продолжая тему оперативного сейсмопрогноза в 2017 году, следует также отметить примеры успешного прогноза активизации грязевулканической деятельности. В частности, на территории Азербайджана заранее, еще 2.06.2017 в докладной за N98 было правильно указано, что возможно извержение грязевого вулкана в пределах Абшерона, которое и случилось 12 июня. Это произошло на вулкане Кейреки, который находится на расстоянии 12 км от Баку.
По словам Керамовой, 5 мая 2017 года на вулкане «Локбатан», который находится в Гарадагском районе, то есть на Абшероне, произошло извержение вулкана.
«Мы дали руководству докладную за N64 от 19 апреля о подготовке данного события на «диапазон-интервал» времени с 19 апреля по 29 апреля текущего года. Наша ошибка в координатах, по данным доктора геолого-минералогических наук, главного специалиста по вулканам Азербайджана Адиля Алиева, составила всего 15 км. Также мы немного ошиблись во времени — всего на 2 дня», — отметила она.
Также нашла свое подтверждение информация о подготовке слабого землетрясения в Лерикском районе Азербайджана, во временном диапазоне 14.06-21.06 этого года.
«И действительно, 14 июня в указанном регионе произошло землетрясение с магнитудой ml=3.2. Ошибка в координатах была равна всего 1 км», — сказала она. И таких примеров было много в течение 2017 года.
Также она напомнила, что 3 мая этого года в Загатальском районе ощутим был «отголосок» достаточно сильного землетрясения (ml=5.4), эпицентр которого находился на юго-западе Дагестана. Процесс его подготовки к реализации был установлен еще 24 апреля, т.е. за 10 дней до основного толчка. Потом он был повторен 27 апреля. Анализ по оперативной оценке сейсмической обстановки на азербайджанской и в соседней Дагестанской территориях был сделан сотрудниками заранее, трижды.
«В первый раз он был отражен в докладной за N 67 от 24 апреля конкретно для территории Дагестана, на «диапазон-интервал» времени с 24 апреля по 03 мая текущего года, с «интервалом» относительно низкой магнитуды, равной 3.0-3.9. Отмечу, что это сейсмособытие реализовалось в тот же день, с магнитудой, равной ml=2.7. Его очаг находился в 126 км к ЮЗ от города Махачкала, 20 км к востоку от г. Тлярата. А в наших оперативных данных был указан очаг, который мог бы локализоваться в Южном Дагестане; в 114 км к ЮВ от города Махачкала (36 км к Западу от города Дербент). При сопоставлении реальных и сейсмопрогнозных данных ошибка в расстоянии составила 100 км», — отметила Керамова.
«Второй раз, в докладной руководству за N 72 от 25 апреля, мы показали, что напряженно-деформационное поле отражает возможную подготовку землетрясения в Гахском районе Азербайджана, на «диапазон-интервал» времени с 25 апреля по 04 мая текущего года, с «интервалом» относительно низкой магнитуды, равной 3.0-3.9. И, наконец, в третьей докладной от 17 апреля на период времени 27.04.-04.05 вновь были повторены данные о подготовке сейсмического события, с теми же параметрами. Все приведенные данные нашли потом свое подтверждение в опубликованной информации сайта РЦСС при НАНА, в день реализации Дагестанского землетрясения (03 мая). Наша ошибка в расстоянии между реализованным очагом и прогнозируемым Гахским равна 33-41 км», — отметила Керамова.
Отметим, что в течение года на территории Азербайджана произошло 78 землетрясений магнитудой свыше 3 баллов, 26 из них — ощущаемые. По сравнению с 2016 годом число землетрясений в 2017 году уменьшилось, но количество выделенной сейсмической энергии увеличилось.
Напомним, что Рамида Керамова и сотрудники отдела «Комплексные геохимические исследования» выполняют интерпретацию данных ежедневного СФД мониторинга на 24 объектах наблюдений в 6 сейсмогенных зонах Азербайджана, обрабатывая фактический материал, который поступает с 6 геохимических станций. Они расположены на Абшероне, в Шамахинском, Шекинском, Хачмазском, Сиязаньском и Лянкяранском районах нашей республики.