Ибрагим МАМЕДОВ, доктор философии по истории
Подводя итоги уходящего года, можно отметить много замечательных событий, одним из которых, безусловно, является открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
Этот глобальный геоэкономический и геополитический проект имеет настолько широкомасштабное значение, что не заметить его невозможно. Но это было запланировано и завершение строительство БТК было ожидаемо.
А мне бы хотелось привлечь внимание, на мой взгляд, самому важному процессу, который продолжается уже третий год и постепенно подходит к позитивному завершению. Это стагфляция, в которой мы оказались в результате неожиданного падения цен на нефть.
Стагфляция — это самый жестокий и сложнейший из всех форм кризисов. Парой казалось, выйти из него невозможно. Но итоги 2017 года показывают, что критический момент уже пройден и свет в конце тоннеля стал виднее.
Чтобы понять значение проводимых реформ надо поставить диагноз экономической ситуации, в котором мы оказались после неожиданного падения цены на нефть. Наблюдалось сокращение инвестиций, падение производства, рост безработицы и инфляции.
Это форма экономического кризиса в корне отличается от мирового кризиса 2009-2014 годов, который называется стагнацией. При стагнации с падением производства и параллельно с ростом безработицы наблюдается дефляция. То есть, от того, что покупательная способность население падает, начинают снижаться цены на товары и услуги.
Выход из этой ситуации предлагает кейнсианство: стимулируется спрос, и в результате рынок оживляется. Но у нас в 2015 году сложилось иная ситуация. Параллельно с падением производства, ростом безработицы начался и рост инфляции. То есть, наблюдалась стагнация с инфляцией. Что называется стагфляцией — одновременный рост безработицы и инфляции.
Это самый опасный букет экономических проблем, выход из которого крайне сложно. Надо отметить, с этим столкнулись в США в начале 1980-х при Рейгане, и вышли, применив «курс рейганомики». Один вариант выхода из стагфляции это рост цен на сырье. То есть выход там, откуда возникла сама проблема.
Но, как видно, президент страны не является сторонником этого варианта. Самым важным шагом, чтобы остановить стагфляцию, является удержание инфляции. А вторым — стимулирование экономики либеральными решениями.
2016 и 2017-й годы показали, что самым сложным моментом — ростом инфляции удалось справиться. Вопреки пессимистичным прогнозам инфляцию удержали в тех рамках, которые не мешают долгосрочным инвестициям и развитию.
Это есть классический монетаризм — единственный путь выхода из стагфляции и единственный правильной подход при стагфляции был применен руководством страны.
Приоритетом для монетаризма является не борьба с безработицей, а инфляция. Важно обуздать инфляцию и принимать либеральные решения. Естественно, одним только удержанием инфляции экономику не спасешь. При стагфляции, в отличие от стагнации, надо стимулировать не спрос, а предложение, что стало приоритетом экономической политики президента.
И так, что мы наблюдаем вслед за удержанием инфляции: инвестиции для производства продовольственных товаров увеличиваются; осуществляется государственная инвестиционная программа, целью которой является, в том числе и оживление реального сектора-производства; поощряются инвестиции (на сумму 1.7 млрд. манатов); льготные кредиты на 146 миллионов манатов, исключительно на реальный сектор; вышли указы президента по защите прав предпринимателей, создан Апелляционный совет при президенте; начался процесс повышения эффективности госуправления, проводятся структурные реформы; идет процесс постепенного сокращения государственных расходов; упрощены отношения между субъектами предпринимательства и государственными органами, сокращено время, затрачиваемое на получение лицензий, а также упростилось их получение.
Снижено число видов деятельности, требующих лицензии, началась бессрочная выдача некоторых из них. Суммы выплачиваемых государственных пошлин сокращены от 2 до 4 раз; активизировалась программа по приватизации; наконец, государство стимулирует строительный сектор, чтобы приводить в действие связанные с ним сферы экономики и т.д.
Инвестиционная активизация Европейского банка реконструкции и развития в Азербайджане улучшает атмосферу бизнес-ожидания в стране и обнадеживает предпринимателей. Естественно, еще предстоит сделать многое, но как мы уже отметили самый кризисный момент, слава Богу, преодолен.
Страна выходит из стагфляции. Теперь начинается движение вверх. И это самый значительный итог уходящего года в национальном и историческом масштабах.