За рубежом

Каковы реальные итоги визита Сержа Саргсяна в Грузию?

НУРАНИ

Армянские правоохранительные органы получили подарок от грузинских коллег. В Армению из Грузии экстрадирован Роберт Агванян, находившийся в розыске по обвинению в контрабанде ПЗРК «Игла» и его незаконном обороте, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры Армении.

Согласно информации, Роберт Агванян экстрадирован в Армению в результате сотрудничества между прокуратурами Армении и Грузии с целью привлечения к уголовной ответственности. «По совокупности доказательств, добытых в ходе предварительного следствия по уголовному делу, расследуемому Службой национальной безопасности при правительстве Армении, 24 марта 2017 года было принято решение привлечь Роберта Агваняна в качестве обвиняемого по ч. 2 ст.235 и п. 1 ч.2 ст. 235.1 Уголовного кодекса РА.

В результате совместных мероприятий, предпринятых Главным управлением уголовного розыска полиции Армении, сотрудниками СНБ и Центрального департамента криминальной полиции МВД Грузии, 27 марта Р.Агванян был обнаружен в городе Тбилиси.

Ходатайство Генпрокуратуры Армении о выдаче Р.Агваняна правоохранительным органам Армении было удовлетворено, и 25 декабря 2017 года он был экстрадирован в Армению», — говорится в сообщении.

Эта новость вызвала в Армении понятный интерес. По информации «Первого Информационного», Роберт Агванян является сыном бывшего мэра Эчмиадзина, бывшего депутата Национального Собрания от фракции «Республика» Ерванда Агваняна, и труба от переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла» действительно принадлежала ему. А это уже явный намек на не самые благоприятные процессы в правящей партии, где накануне 2018 года явно наметились «разброд и шатание».

Другой вопрос, не является ли эта экстрадиция стремлением Тбилиси «подсластить пилюлю»: визит Сержа Саргсяна в Грузию закончился явно не с теми результатами, на которые рассчитывали в Армении. Эксперты Южного Кавказа продолжают обсуждать итоги визита в Грузию президента Армении Сержа Саргсяна. Как того и следовало ожидать, было сказано много слов о взаимной дружбе, добрососедстве и взаимных перспективах, прежде всего в сфере транспорта и коммуникаций. Но вот в том, что касается конкретных результатов, все куда туманнее.

В самом деле, в Тбилиси Серж Азатович отправился преисполненным надежд. Тем более что в Грузии уже подписали со Швейцарией соглашение о транспортных коридорах. К тому же визит проходил на фоне очередного затора на Военно-Грузинской дороге. Серж Саргсян уже завершил свой визит, а ситуация на трассе все еще далека от разрешения. Еще утром 27 декабря там стояли почти четыре сотни грузовиков. Только вот… ключей от дороги Серж Саргсян в Армению не привез.

Джонни Меликян, главный ереванский эксперт по Грузии, который в эти дни для местных журналистов прямо-таки нарасхват, в очередном интервью — на сей раз «Первому информационному» — пояснил: «Заявление премьер-министра Грузии было, конечно, очень позитивным, но нам также необходимо понять динамику российско-грузинских отношений и переговоры по этому вопросу. Грузия подписала документ со швейцарской компанией SGS, которая должна осуществлять постоянный мониторинг грузоперевозок, с одной стороны, на российско-абхазской и российско-южноосетинской, а с другой — на грузино-абхазской и грузино-южноосетинской границах. Документ с этой компанией должна подписать и Россия, после чего будет создан совместный трехсторонний совет, на котором будут обсуждаться пути реализации российско-грузинского соглашения. Это долгий процесс, но дискуссии также происходят и с армянской стороной. Грузия сообщит, какие переговоры были проведены, каков процесс в настоящее время.»

«Очень важен тот факт, что сразу после этого визита президент Армении отправился в Москву. Подобные переговоры могут проходить и в Москве, и я думаю, что армянская сторона затронет этот вопрос и в России. И если Россия не будет резко против этого, мы можем ожидать, что визит президента в Тбилиси и Москву может привести к тому, что и Россию подпишет договор с швейцарской компанией. Остальное зависит от российско-грузинских отношений, насколько обе стороны хотят реализовать это соглашение».

Здесь, конечно, уважаемому ереванскому эксперту надо бы напомнить: никакой «грузино-абхазской» или «грузино-южноосетинской» границы не существует в природе. Есть российско-грузинская граница, часть которой контролируется законными властями Грузии, часть — оккупирована Россией.

Плюс ко всему Меликян в очередной раз пытался донести до своих соотечественников важный «месседж». В Тбилиси заключили со Швейцарией соглашение о транспортных коридорах, но теперь этот договор должна подписать еще и Россия. У которой может оказаться свое мнение, в особенности по вопросу тех самых «границ» оккупированных грузинских регионов.

Плюс ко всему есть те «красные линии», за которые правительство Грузии не переступит. СМИ и экспертное сообщество в Тбилиси напомнили об этом еще раз. Тенгиз Аблотия на сайте «Грузия Online» предупреждает: «В государственных коридорах зреет измена. Настоящая, серьезная. Настолько серьезная, что в случае смены власти вся правительственная верхушка «Грузинской мечты» должна будет, и рано или поздно пойдет на нары лет на 20″.

По мнению Аблотия, «пока ничего не произошло. Пока государственная измена не случилась, и пока Грузией правит законно избранное правительство, а не оккупационная администрация или банда узурпаторов. Возможно, в конце концов, ничего и не произойдет. Однако сам факт, что об ЭТОМ начали говорить открыто — уже внушает опасения. Грузия подписала соглашение с некоей швейцарской компанией о том, что на нее может быть возложено обязательство контролировать грузопоток на неконтролируемых Тбилиси участках границы с Россией — на реке Псоу, у Рокского туннеля. Подписанный документ сопровождается обильными речевками, цель которых убедить народонаселение в том, что в этом соглашении нет ничего такого, что противоречило бы интересам Грузии.

Премьер-министр даже заявил, что эти «коридоры» не будут использоваться для транзита «за исключением отдельных форс-мажорных случаев, когда невозможно будет использование уже имеющихся маршрутов»… Очень опасное допущение, если учитывать, что ситуацию на Крестовом перевале при желании каждый день можно назвать «форс-мажорной». Этого оказалось недостаточно, и министр иностранных дел по глупости поправил премьер-министра, заявив, что «не в форс-мажорных обстоятельствах, а на постоянной основе», И при этом выглядел вполне удовлетворенным, будто сделал большое и полезное дело».

Как уверен Аблотия, «преступлением является не та или иная версия соглашения о коридорах, не те или иные его пункты — преступлением является само допущение того, что государство добровольно отказывается от функции контроля над границей и передает его непонятно кому». По его мнению, «сейчас — вся надежда на Москву, которая, увидев слабость мечтателей, потребует внести в это соглашение что-то такое, на что не сможет пойти даже беспринципная и трусливая «Мечта»…

Проще говоря, пока что еще до реального продвижения очень далеко, но в Грузии уже бьют тревогу и дают понять: «свобода рук» у правительства не безгранична, А это значит, что скорого открытия дороги не будет. Более того, немного шансов, что в Тбилиси пойдут на это ради интересов Еревана. Похоже, понимают это и в самой Армении. Где армянский оппозиционный сайт Armenian Report уже принимается обвинять Тбилиси во всех смертных грехах: «Начнем с того, что у Еревана накопилось предостаточно вопросов к Тбилиси.

Напомним, что у нас остался неприятный осадок из-за того, что впервые в истории двусторонних отношений Тбилиси отклонил представленную Ереваном на должность посла в соседней стране кандидатуру известного армянского политолога Сергея Минасяна. Скрепя сердце, нашим властям пришлось проглотить эту обиду и предложить грузинам другую кандидатуру — Рубена Садояна.

Сильное недовольство в Армении вызывают и слишком явные заигрывания грузин с турками и азербайджанцами. На протяжении последних лет Тбилиси, подпавший под финансовое, экономическое и политическое влияние Азербайджана и Турции, подспудно проводит откровенно антиармянскую политику.

В частности всячески ущемляются права армянского населения «Джавакха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), а недавняя робкая попытка депутатов Ахалкалаки признать на уровне региона «геноцид армян» была похоронена под мощным нажимом со стороны грузинских националистов.

И, наконец, Грузия остается безучастной к тому, что Армения на протяжении двух с половиной десятилетий живет в условиях экономической и транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции». В переводе: политика Тбилиси Армению сильно не устраивает. А визит Сержа Саргсяна в Грузию не принес тех результатов, на которые рассчитывали в Ереване.