Политика, Эхо

Что противопоставят оккупанты азербайджанским дронам?

dron-bpla-bespilotnikНУРАНИ

Составление картинок из отдельных паззлов — популярное во всех странах развлечение. Особенно теперь, когда эта игра существует и в «компьютерных» вариантах. Известно и другое.

Как утверждают психологи, для того, чтобы «схватить» общую картину и понять, что же на ней нарисовано, все 100% элементов не всегда и нужны. Достаточно этак двух третей. Впрочем, есть и те, кто уверен: для того, чтобы понять, нарисован ли здесь дачный домик у моря или лев в саванне, достаточно и процентов 30.

Другое дело, что тут уже многое зависит от личных аналитических способностей человека. Реакция Армении на апрельские бои 2016 года — пример классический. Сначала армянские стратеги банально «проморгали» изменение расстановки сил, перевооружение азербайджанской армии и такую мелочь, как санкции за Крым, которые серьезно ограничили свободу действий РФ.

И устроили провокации на линии фронта, рассчитывая, что новая война будет повторением боевых действий начала девяностых: этакой «легкой прогулкой» с попутным грабежом азербайджанского населения. И совершенно не ждали, что откатываться придется как раз армянской армии. А Россия, вопреки прежней практике, не вмешается. Причем, судя по всему, самое сильное впечатление на армянских вояк произвели именно азербайджанские беспилотники — и разведывательные, и ударные.

Вся эта «предыстория» имеет понятную важность сегодня, когда Вооруженные силы Азербайджана уничтожили беспилотный летательный аппарат (БПЛА) армянских Вооруженных сил, сообщает азербайджанское оборонное ведомство. «25 декабря днем ВС Азербайджана уничтожили БПЛА ВС Армении, который совершил попытку осуществить разведывательные полеты над позициями Вооруженных Сил Азербайджана в Агдамском направлении фронта», — отмечает Минобороны.

Причем, судя по фотографиям, беспилотник не подбили, а посадили целехоньким на свою территорию. То есть, перехватили управление. Это, конечно, не что-то сногсшибательное, а обычный квадрокоптер. Но и его ой как непросто перехватить в воздухе. Так что посаженный беспилотник — это информация к размышлению о технической оснащенности и интеллектуальном уровне азербайджанской армии.

Не случайно, что по ту сторону линии фронта отреагировали по принципу «я не я и хата не моя». Информация, распространенная азербайджанскими СМИ о том, что азербайджанская сторона уничтожила армянский беспилотник, не соответствует действительности, старательно убеждал корреспондента Новости Армении — NEWS.am известный мастер официальных версий, пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян. По его словам, «армянская сторона не использует такие игрушки. Это неправда. Такими игрушками играются сельские азербайджанские дети».

А вот это уже вышло у Арцруна Ованнисяна совсем по Фрейду. Судя по всему, несмотря на все бодрые вопли, Армения пока что не располагает настоящими боевыми беспилотниками. Да, на выставках и парадах что-то такое демонстрируется, но в реальной боевой обстановке их не применяют. Так что вся история с армянскими беспилотниками заставляет вспомнить еще одну громкую сенсацию — шум вокруг «систем видеофиксации», которые будто бы поставлены из США и установлены на линии фронта. После апрельских боев Армения с пеной у рта настаивала на установке чего-то подобного на линии фронта под эгидой ОБСЕ.

В Азербайджане выступили категорически против. Безопасность в регионе может быть достигнута только в случае вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских земель. А меры, которые приведут к «замораживанию» линии соприкосновения в ее нынешней конфигурации, неприемлемы. И самое главное, сегодня нужны кардинальные решения для урегулирования конфликта, а не паллиативные меры. Армении очень не хотелось признаваться, что инициатива провалилась, и тогда был найден изящный выход. В США «друзья Армении» купили и отправили в Ереван…коммерческие системы видеонаблюдения, которыми можно оснастить, скажем, дом или ранчо.

И начали бодро «пиарить» это в СМИ. Одни «всего лишь» уверяли, что теперь у армянских войск есть возможность «видеть» едва ли не на 20 км в глубину территории противника. Другие договаривались аж до того, что установка этих систем означает, что Армения вместе с оккупированным Карабахом получила вожделенные «гарантии безопасности» от США. Правда, в реальности коммерческие системы видеонаблюдения — это не тот товар, поставки которого предполагают наличие политической воли и тем более гарантий безопасности.

Теперь та же история повторяется с беспилотниками. По поводу которых господину Ованнисяну приходится напрягать все способности, чтобы убедить армянскую аудиторию: БПЛА у армянской армии есть, и то убожество, что показывают азербайджанские СМИ — это ложь, инсинуации и зловредная пропаганда.

Во всяком случае, министр обороны Армении Виген Саркисян в интервью телекомпании «Шант» старательно уверял: в вопросе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на данном этапе у Армении гораздо больший потенциал и практический результат. «В этом направлении также работа продолжится. Мы не должны забывать, что не мы должны равняться, а на нас пытаются равняться. Мы этот приоритет должны сохранить», — отметил он.

Оказывается, финансовыми средствами и прилагаемыми усилиями Азербайджан пытается компенсировать то, чем Армения традиционно обладает: человеческий потенциал, знания, последовательность в работе, преданность делу, отвага.

Насчет «человеческого потенциала» Саркисян, конечно, хватил через край: при нынешней миграции из Армении давно «выдуло» перспективные кадры во всех сферах. Что же касается прочих красивых слов вроде «последовательность в работе, преданность делу, отвага», то, конечно, хочется спросить: господа, вам самим не надоело? А то неловко как-то получается: мантры звучат, а беспилотников нет.

Понятно и другое. Азербайджан на линии фронта в апреле 2016 года применил не только беспилотники, но и огнеметы, системы залпового огня и многое другое. Некоторые образцы Армении удалось выплакать у России в счет льготных кредитов. Понятно, что и беспилотники Армения пытается выторговать у своего гранд-патрона. Особенно если учесть, что недели две назад пресс-служба Южного военного округа бодро рапортовала: инструкторы подразделений беспилотных летательных аппаратов российской военной базы Южного военного округа в Армении начали подготовку вновь прибывших военнослужащих.

В течение месяца на высокогорном полигоне «Камхуд» пройдет одиночная подготовка и слаживание расчетов беспилотников. К их запуску допущены военнослужащие, которые прошли подготовку и сдали теоретические зачеты по знанию технических характеристик и правил эксплуатации беспилотных самолетов.

«В ходе практических занятий военнослужащие операторы беспилотников научатся разворачивать комплексы разведки, подготавливать их к запуску, осуществлять запуск с рук и с катапульты, выполнять различные задачи в воздухе и производить безопасную посадку», — говорится в сообщении.

Расчеты беспилотников научатся вести наблюдение за объектами в высокогорной местности в интересах разведывательных подразделений, а также для обеспечения занятий по боевой подготовке подразделений военной базы.

Особенностью проводимых занятий, пояснили в ведомстве, является запуск беспилотной техники соединения в «экстремальных» зимних условиях на высоте более 1,5 тысячи метров над уровнем моря и порывах ветра более 10 метров в секунду.

Только вот пока что дарить Армении свои БПЛА Россия не торопится. В том числе и потому, что не очень-то с руки тестировать их в реальной боевой обстановке против аналогичных образцов, стоящих на вооружении Азербайджана. Во всяком случае, российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр уже заявил армянским журналистам: апрельская война показала серьезные недостатки армянской армии в области вооружения и боевой подготовки. Если Азербайджан не остановился бы, непонятно, как развивались бы дальнейшие события.

«Естественно, попытались извлечь уроки, понять недостатки, поэтому, скорее всего, сделали все, что было возможно. Но есть много более фундаментальное. Это отсталость вооруженных сил Армении. Это, как говорится, не ваша вина. Это ваша беда. Нужны современные средства ведения военных действий, некоторые из которых есть в Азербайджане. В Азербайджане есть, например, ударные беспилотники, которые во время апрельской войны сбивали армянские бронемашины и технику. У Еревана нет подобных беспилотных летательных аппаратов. Даже у России их нет. Азербайджан сейчас в некоторых вещах более продвинут, нежели Россия, потому что израильтяне поставляют эту технику Азербайджану, а России — нет, так как запрещают американцы. А своими силами мы пока не можем производить такие беспилотники. Говорят, «мы почти сделали», но «почти» и «сделали» — это разные вещи. У России нет ударных беспилотников, есть разведывательные беспилотники, но они, по сути, израильские. А над получением ударных беспилотников все еще работают. У Еревана их вообще нет. Это очень серьезный фактор, особенно в случае позиционной войны. Армения отстает и в качестве военной техники. У Армении — советская, а у Азербайджана — бронетехника с израильской модернизацией. В случае войны эти факторы сыграют свою роль».

Так что Армении остается только изображать хорошую мину при далеко не лучшей игре.