Точка зрения

«Клоунский нос» для ОТРК «Искандер»

НУРАНИ

Телевизионные «ляпы» — популярный новогодний телесюжет. Тем более что телевидения без ляпсусов и ошибок не может существовать в принципе. Да и делают телепередачи живые люди, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Любители спорта до сих пор помнят оговорки легендарных комментаторов Николая Озерова и Котэ Махарадзе. Озеровское — «Нет, такой хоккей нам не нужен!», «Извините, технические неполадки вне территории СССР» или же «В одиночку не пробиться, но Харламов пытается!» — это уже история. Такая же, как и знаменитая фраза Махарадзе: «И вот с мячом Олег Блохин — удар — Г-О-О-О-Л!!! Но, к сожалению, мяч попал в штангу, было вне игры, да и вообще мне помощники подсказывают, что это был не Блохин».

Но бывают такие эпические ляпы, после которых как-то не смешно. Один из них — это интервью премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер советским журналистам-международникам Борису Калягину, Томасу Колесниченко и Владимиру Скосыреву. В СССР их считали едва ли не небожителями, интеллектуалами, непревзойденными профессионалами. И каково же было удивление и разочарование, когда глава британского правительства просто взяла и «раскатала» советских международников.

Уже потом станет понятно: при всем своем несомненном интеллектуальном блеске тогдашние советские телеведущие работали в весьма тепличных условиях. Они могли «пройтись», причем, весьма жестко, по адресу хоть Тэтчер, хоть Рейгана, но вот встретиться в реальном ток-шоу даже не с Рейганом, а скажем, с Дэном Разером шансов не имели. Чем и пользовались. До того момента, пока на волне горбачевской гласности не решили вывести на экран саму госпожу Тэтчер. И не получили такой позор, о котором помнят и сегодня. Причем, что самое обидное, по обе стороны экрана.

Ксения Собчак, конечно, далеко не Тэтчер. Но ее интервью программе «Время покажет» — позор для российского телевидения куда больший, чем эпический провал Калягина, Колесниченко и Скосырева в 1987 году. Понятно, что ведущие пытались выставить Ксению Анатольевну в образе «шоувумен», для которой предвыборная кампания — это «стенд-ап-шоу», а не серьезная политика.

Только вот в реальности Собчак в студии ставила весьма серьезные вопросы, а ведущие в ответ могли только ерничать и паясничать. А Артем Шейнин, который никак не мог взять в толк разницу между Будапештским меморандумом и подписанным между Россией и Украиной межгосударственным договором, так вообще периодически нацеплял на себя клоунские носы и прочий цирковой реквизит. И кому до кого было дальше — Собчак до Тэтчер или Шейнину до Калягина или Колесниченко — это еще посмотреть.

Только вот клоунский нос Артема Шейнина вполне может претендовать на статус символа и российской политики, и российского политического пиара.

Юмор в политике — вещь хорошая. Вот уже в социальных сетях активно «постят» шпильку, которую пустил на переговорах с Лавровым его британский коллега насчет трех сотен «Бентли», проданных в Россию. Только вот, как бы это поделикатнее выразиться, юмор — это хорошо. А вот выставить себя клоуном — уже не очень.

Вот, скажем, выступает на вполне себе серьезной коллегии Минобороны президент России Владимир Путин. И заявляет (цитата по «Интерфаксу»): «Нам не нужно бесконечное число баз по всему миру, и мы не собираемся играть роль мирового жандарма». Ну да, база в армянском Гюмри — не в счет, создание новой базы в Сирии — мелочь, Крым, который оттяпали у Украины для того, чтобы сохранить базу ЧМФ — тоже ерунда, база в Таджикистане вообще не в счет, в Кыргызстане — тем более. А «зеленые человечки» в Крыму, при помощи которых Украину наказывали за Майдан — это ну совсем не роль «мирового жандарма». Политика «выкручивания рук», «трубопроводное оружие», которое Москва применяла и применяет в Европе — ну ни с какой стороны.

Апофеоз, однако, был впереди. Владимир Владимирович добавил: «Мы точно и безусловно обеспечим обороноспособность нашей страны. Есть еще нечто, на что мы опираемся при этих расчетах — я говорю без иронии, мы опираемся на нашу миролюбивую внешнюю политику».

С заявками на «миролюбие» аннексия Крыма стыкуется не очень. Война на Донбассе — тем более. Игру мускулами у натовских границ, включая и военную операцию в сопредельной с Сирией Турции к нему тоже не пристегнуть. Не забудут и о «воздушной войне нервов», и об отработке сценария вторжения на учениях «Запад-2017», и о регулярных угрозах в адрес стран Балтии и Польши, и о размещении наступательного оружия в Калининграде.

И да, еще одна деталь: Россия периодически делает весьма щедрые оружейные подарки Армении. Той самой Армении, которая уже совершила агрессию против Азербайджана, продолжает оккупацию азербайджанских земель и еще регулярно грозится нанести удар по нефтяной инфраструктуре Азербайджана.

И теперь Владимир Путин предлагает считать все это «миролюбивой внешней политикой». Без иронии. Насчет «без иронии» он, конечно, добавил зря. Текст и так напоминал пародию, так тут еще президент решил уточнить: это не «прикол», а политическая установка. Сидели перед ним по большей части люди в погонах, которые не станут в такой ситуации прыскать в кулак. Но где уверенность, что у экранов сидит тоже сплошь «дисциплинированная публика», которая не станет задавать неприятные вопросы?

И как, интересно, Владимир Владимирович и его придворные пиарщики на них собираются отвечать? Просто проигнорируют? Сделают вид, что все нормально? Или, к примеру, для пущей убедительности нацепят клоунские носы на ракеты ОТРК «Искандер», чтобы выдать их за цирковой реквизит? И самое главное, как эту президентскую тираду выдать с серьезным видом, без клоунского носа, «дуделки» из серии «тещин язык» и прочего циркового реквизита, который притащил с собой в студию Шейнин? Может, Путин вдохновлялся выступлениями Петросяна, который чаще всего без клоунского реквизита? Или… всерьез рассчитывал, что «пипл схавает»?

Можно, конечно, посмеяться, но… в 2017 году на экраны вышел фильм «Оно» — об убийце в обличье танцующего клоуна. Так что лучше не забывать, что за этой политической клоунадой стоят реальные войны, где действительно убивают людей. И если даже надеть на ракеты «Искандер» клоунские носы, они от этого не перестанут быть ракетами.

И да, еще немного насчет «пипла» и глагола «хавать», означающего в переводе на литературный язык «есть», надо бы поподробнее. Потому как в той же тираде Владимир Путин, сравнив военные бюджеты США и России, заявил: его страна не будет втягиваться в гонку вооружений. И вообще намерена воевать не числом, а умением, по заветам Суворова. Чем живо напомнил аналогичные тирады министра обороны Армении Сейрана Оганяна, когда ему напоминали о материальном превосходстве азербайджанской армии. С

ейран Мушегович тоже очень любил заявлять, что воюет не оружие, а люди, что армянская армия сильна своим особым армянским духом, и вообще, как вы можете сравнивать «этих кочевников» с «древними цивилизованными армянами», которые будут вдохновляться доблестью воинов царя Тиграна? А потом, в апреле 2016 года, когда оборонительные порядки армянской армии просто рухнули, стало понятно, чего стоят разговоры о «боевом духе», если «матчасть» подкачала.

А теперь те же мантры, но уже в переводе на русский, вслед за Сейраном Мушеговичем повторяет Владимир Владимирович. Это, конечно, хороший повод задуматься, не писали ли эти «отмазки» одни и те же спичрайтеры. И не только спичрайтеры, кстати говоря. То, что захват Крыма развивался по тому же сценарию, что и карабахский «миацум», разве что роль «бородачей» играли «вежливые люди». Вряд ли Москва воспользовалась армянскими «наработками» — в Ереване никогда не страдали избытком креатива и предпочитали повторять чужие ходы, а не придумывать свои. Куда логичнее предположить, что сценарии для «миацума» с самого начала писались в Москве. Пусть даже оглашать их доверяли Абелу Аганбегяну или еще кому-нибудь в том же роде.

Другое дело, что теперь, на фоне санкций, не только Армении, но и России приходится задумываться о цене политики захвата чужих земель. «Груз 200» в Москве никогда не считали, а вот экономику игнорировать не получается. Особенно если станки для завода, где изготавливаются танки «Армата», тоже попадают под санкции, и заменить их при помощи «импортозамещения» не получается. Плюс ко всему растут в РФ и социальные проблемы. Так что считать денежки приходится уже и армии. А это самый страшный сон для Владимира Путина и его многочисленных «форпостов» и «сателлитов».

Словом, остается только паясничать и ерничать. Убеждая при этом всех и вся, что говорит президент ну абсолютно без иронии, и все это и есть официальная позиция страны, линия партии и т.д. и т.п. Только вот правы были и древние, которые советовали: «Поставьте своего врага в смешное положение — и вы победили». И не считали нужным особо распространяться, каковы шансы на победу, если правитель сам выставил себя в роли клоуна или шута.