А.ШАКУР
Россия не торопится сворачивать свое военное присутствие в Сирии — теперь это подтверждено документально. Россия приступила к формированию постоянной группировки на базах Хмеймим и Тартус в Сирии, сообщил глава Минобороны Сергей Шойгу. По словам министра, структура и штат группировки постоянных войск в Сирии утверждены президентом Владимиром Путиным.
«На прошлой неделе верховный главнокомандующий утвердил структуру и штат основных пунктов базирования в Тартусе и Хмеймиме. Мы приступили к формированию постоянной группировки там», — цитируют Шойгу ТАСС и РБК. Как напоминает последнее, о планах сохранения российского присутствия в Тартусе и на авиабазе в Хмеймиме Владимир Путин сообщил 11 декабря во время визита в Сирию. В этот же день он отдал приказ о выводе из Сирии российских военных, участвовавших в операции по борьбе с террористами.
А 26 декабря на заседании Совета Федерации было ратифицировано соглашение с Сирией, предусматривающее расширение российского пункта материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе до полноценной военно-морской базы. Сам документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Соглашение предусматривает, что в порту Тартус одновременно смогут находиться 11 российских военных кораблей, в том числе военные корабли с ядерной энергетической установкой, при условии соблюдения ядерной и экологической безопасности, говорится в соглашении.
Пункт в Тартусе передается России в безвозмездное пользование и на условиях иммунитета от сирийской юрисдикции.
«Движимое и недвижимое имущество пользуется иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий», — отмечается в документе. Соглашение также гарантирует неприкосновенность личному составу пункта, в том числе командиру, членам семей личного состава, а также членам семей экипажа. Они также не могут быть арестованы или задержаны сирийскими «компетентными органами». Также им гарантируется «неприкосновенность жилища, бумаг, имущества и корреспонденции».
Идея, строго говоря, не нова: пункт материально-технического обеспечения в Тартусе был создан в 1971 году и предназначался для обслуживания вначале советских, а позднее российских кораблей. Но, как пояснил «Газете.ru» главный редактор журнала «Арсенал отечества», военный эксперт Виктор Мураховский, принципиальное отличие полноценной военно-морской базы от пункта материально-технического обеспечения состоит в том, что на базе корабли могут быть размещены на длительный период.
«Они смогут не только пополнять запасы, но также осуществлять смену экипажей и ремонт агрегатных систем и механизмов», — рассказал эксперт.
Согласно соглашению между Москвой и Дамаском, которое уже ратифицировано российским парламентом, база в Тартусе будет расширена и передана в пользование России на срок 49 лет. Одновременно в ней смогут базироваться до 11 военных кораблей. Как сообщили ранее в Минобороны, содержание базы в Тартусе будет обходиться России в 3,2 млрд руб. ежегодно.
Другое дело — политические риски. В документе подчеркивается, что он носит оборонительный характер и не направлен против других стран. Но военная база — это не хаб по доставке гуманитарной помощи и не склад музыкальных инструментов для последующих выступлений в Пальмире оркестра Гергиева, а военный объект.
Здесь, пожалуй, нужно небольшое уточнение. Еще в 1971 году, когда пункт базирования в Тартусе только создавался, вопросов, против кого укрепляется СССР в Сирии, не возникало. «Главным противником» были США с их основной опорной базой «Инджирлик» близ турецкой Аданы. А в региональном «измерении» — не столько Израиль, с которым Сирия находилась и находится в состоянии перманентной войны, сколько Турция. Та самая, к которой у Сирии длинный список претензий, от несправедливого использования водных ресурсов реки Евфрат до притязаний на вилайет Хатай. Сегодня, конечно, Москва и Анкара демонстрируют потепление, но верится в это потепление не очень. Особенно на сирийским поле, где позиции сторон по-прежнему не совпадают.
Так, на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал сирийского лидера Башара Асада террористом, с которым нельзя обсуждать мирное урегулирование в стране. «Асад, безусловно, террорист, который занимается террором на государственном уровне. Как мы можем обсуждать будущее с президентом Сирии, который убил почти миллион своих граждан?», — заявил Эрдоган, которого цитирует Reuters.
Строго говоря, очередную словесную перепалку начали не в Анкаре. Еще 20 сентября Асад заявил, что больше не считает Турцию партнером. По словам главы сирийского режима, Дамаск, оказывается, был готов обсуждать все предложения, направленные на прекращение войны, хотя заранее знал, что большинство из них выдвигалось не из благих намерений. Затем начал старательно повторять пропагандистские штампы: оказывается, Эрдоган «поддерживал террористов», а теперь, после «разоблачения», играет роль политического нищего.
«Поэтому Сирия не доверяет ему, не считает турецкую сторону ни партнером, ни гарантом», — уверял Асад. И вообще, по его словам, со странами, которые лишь на словах заявляют о поддержке урегулирования сирийского кризиса, не будет никакого сотрудничества ни в области безопасности, ни в открытии посольств, пока они не порвут свои связи с терроризмом. «Мы не позволим нашим врагам и противникам добиться через политику того, чего им не удалось достичь с помощью терроризма», — сказал тогда Асад.
Отметим: по официальным данным, «потепление» между Москвой и Анкарой к этому моменту уже набирало обороты. И что же: Башар Асад вдруг стал таким самостоятельным, что не обращает внимания на позицию Москвы? А РФ в этом случае не считает нужным придержать его за локоть, как во время церемонии встречи Путина на базе «Хмеймим»? Или же, наоборот, Башар Асад знает о позиции Москвы чуть больше, чем это выражается в официальных релизах?
В те же дни, кстати говоря, посол Украины в Турции Андрей Сибига заявил на встрече с журналистами в Анкаре, что Турция предоставит Украине 3 млн долларов на оснащение армии. «До конца года я подпишу очередной договор, согласно которому Турция выделяет 9 млн лир (3 млн долларов) на помощь украинской армии», — сказал дипломат. По его словам, это будет второй год подряд, когда подписывается такие договора.
«Предусмотрено 5 таких соглашений по 3 млн долларов прямой финансовой помощи Украине на закупке военного оснащения», — добавил Сибига. Быть может, сумма в 3 миллиона долларов и не сногсшибательная, но здесь важен сам факт, вернее, его политическое «прочтение».
Словом, на этом фоне трудно поверить в то, что расширение российского военного присутствия в Сирии ну никак не скажется на отношениях Москвы и Анкары.
Наконец, есть еще США. На американской базе Эт-Танф в Сирии, которая ограничивается участком местности радиусом 55 километров, фактически идет подготовка боевиков, ошарашил публику в интервью «Комсомольской правде» начальник Генштаба, первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов.
По его словам, по данным космической и других видов разведки на базе находятся отряды боевиков. «Они фактически там готовятся. Мало того, недавно британский телеканал Би-Би-Си сообщил, как была организована эвакуация боевиков из Ракки. Четыреста человек были вывезены курдами под прикрытием американцев в лагерь Шаддади — это на северо-востоке Сирии. Это подконтрольная курдам территория и там также находится американская база. Кроме того, в лагерь Шаддади прибыли еще порядка 800 человек с восточного берега Евфрата, из района, где курды наступали…», — рассказал генерал.
Он отметил, что эти боевики — фактически террористы ДАИШ. «Но после проведенной с ними работы они перекрашиваются, берут другое название — «Новая сирийская армия» и другие. Их задача — дестабилизировать обстановку», — говорит Герасимов.
По данным Генштаба, из лагеря Шаддади порядка 400 человек ушли в район Эт-Танфа. Уже после того, как главные силы ДАИШ были разгромлены, они пытались дестабилизировать обстановку, наступая с восточного берега Евфрата. «Но понесли потери. Мы думаем, где-то 750 человек сейчас находятся в Шаддади и порядка 350 — в Эт-Танфе», — добавил Герасимов.
Здесь, пожалуй, следует напомнить: «игиловцами» российские офицеры именуют всех противников Асада точно так же, как в январе 1990 года называли «исламскими фундаменталистами» всех сторонников независимости Азербайджана. Однако важно другое: и словесная перепалка Герасимова с американскими коллегами, и недавний воздушный инцидент не оставляют сомнений, что между США и Россией в Сирии нарастает соперничество, и это еще мягко сказано.
И, наконец, не стоит забывать, что гражданская война в Сирии еще не закончилась. В западной сирийской провинции Хама упал военный самолет, сообщило накануне Министерство обороны Сирии. Военные уточнили, что самолет атаковали террористы, пилот погиб. Других данных о произошедшем в ведомстве не раскрыли. Ливанское агентство Al Masdar со ссылкой на источник среди противостоящих правительству Башара Асада сил сообщает, что был сбит учебно-боевой самолет L-39 Albatros, который производился с 1971 года в Чехословакии.
В другом сообщении Агентства говорится, что боевики распространили видео, на котором демонстрируется окровавленное тело пилота, погруженное в автомобиль. На автомате одного из боевиков виден логотип, похожий на логотип запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Но вот означает ли это, что самолет сбили боевики ИГИЛ или же их противники, где один из солдат просто воспользовался трофейным оружием — вопрос по меньшей мере открытый. Но в чем нет сомнений, так это в том, что развитие событий в Сирии все больше напоминает афганский сценарий.
В Афганистане Москва тоже считала, что успешно поддерживает «на штыках» лояльное себе правительство, расширяла сеть своих баз, в том числе в Баграме, именовала всех своих противников террористами и позволяла себе высказаться насчет «национального примирения» в Афганистане. Только вот закончилось все позорным бегством из страны.