За рубежом

Необъявленный взрыв «крымской бомбы»

НУРАНИ

Сегодня в это непросто поверить, но первоначально с «легкой руки» Герберта Уэллса термин «зеленые человечки» относился к марсианским пришельцам, а не к спецназу ГРУ. Сегодня ученые не обнаруживают следов существования на Марсе развитой цивилизации, способной запускать в космос межпланетные корабли. Да и вообще не берутся ответить на вопрос, могут ли добраться до нашей планеты гости из космоса на пилотируемых кораблях и если да, то откуда именно. Что, впрочем, не мешает множеству людей рассказывать, что они видели в небе «летающие тарелки» и прочие НЛО.

Другое дело, что порой за НЛО принимают объекты вполне земного происхождения, в том числе, вернее, чаще всего — пуски ракет. Так, в июне 2012 года странный светящийся объект видели над Баку. А наутро в газетах прочитали, что это Россия проводила испытания своей ракеты «Тополь». В 2009 году нечто странное видели в небе над Норвегией — это тоже, как оказалось, были российские ракетные тесты.

Но одно дело, если жители увидели что-то непонятное в небе. И совсем другое, если «бабахнуло» на земле. Однако в столице оккупированного Крыма — Симферополе — около четырех часов дня 26 декабря жители разных районов отчетливо слышали громкий хлопок. В СМИ и соцсетях появились фотографии, сделанные после после инцидента, на которых в небе отчетливо виден белый инверсионный след. В соцсетях пользователи высказывают предположение, что произошел запуск ПЗРК. Жители Пневматики сообщили, что видели пролетающий истребитель. Очевидцы сообщают, что хлопок был слышен и в районе Белогорска. Однако официальные инстанции молчат, отделываясь комментариями «по нашему ведомству ничего не произошло».

«На балке Тубай в момент хлопка виден вертикальный конденсационный след, который внезапно оборвался. Сам истребитель вдруг обнаружился визуально над горами в стороне Судака, развернулся над Перевальным и замкнул круг в районе Гвардейского», — приводит «Крыминформ» слова одного из очевидцев в своем Telegram-канале. Источник в Минобороны заявил «Крыминформу», что странным объектом мог быть самолет, а громкий хлопок возник в момент преодоления звукового барьера.

Мнения очевидцев в группе «Симферополь» в социальной сети «ВКонтакте» разделились. Одни считают, что это был самолет, другие предполагают, что над Крымом пролетел метеорит. «Сидели на работе, так у нас окна чуть не повылетали от взрывной волны, и сигналки на машинах сработали. И мы слышали два взрыва, один очень громкий, а второй поменьше», — рассказала одна из пользователей. «Все как в Челябинске. Только стекла не выбивает», — пишет сторонник гипотезы о метеорите.

Другое дело, что метеорит наверняка увидели бы и в других регионах. А вот неполадки с оружием — другой вопрос. Во-первых, оккупированный Крым этим самым оружием перенасыщен. А во-вторых, и «в-главных», откровенничать о такого рода взрывах и инцидентах военные не любят.

Но если перекрыть информацию об инциденте с отдельно взятым истребителем в Симферополе не так трудно, то вот куда сложнее засекретить экономические последствия взрыва «крымской бомбы».

Как констатирует «Коммерсантъ», минувший год стал самым провальным для российских фондов с точки зрения привлечения иностранных инвестиций со времен введения санкций. В отсутствие сближения в отношениях США и России за год зарубежные инвесторы вывели с российского рынка почти 900 млн. На предрождественской неделе исход инвесторов из фондов, ориентированных на российский рынок, заметно ускорился и составил, по оценке «Ъ», основанной на отчете BofA Merrill Lynch, 126 млн.

Этот результат оказался самым провальным в период действия антироссийский санкций и фактически полностью перекрыл позитивный итог 2016 года, когда в российские фонды зарубежные инвесторы вложили 870 млн, признает газета. В итоге российские фонды оказались в числе аутсайдеров среди стран БРИК.

В Москве, конечно, заготовили удобоваримую официальную версию. «Вывод инвестиций из российских фондов связан с возможностью инвестировать их в более доходные активы в других частях мира, принимая во внимание, что риски те же самые»,- уверяет на страницах «Ъ» управляющий директор УК «Сбербанк Управление активами» Евгений Линчик. Только вот в реальности риски далеко не равны.

И дело, без сомнения, в санкциях. Как сквозь зубы признает начальник управления инвестиций «Райффайзен Капитала» Владимир Веденеев, в конце 2016 года международные инвесторы делали ставку на то, что приход к власти в США Дональда Трампа позволит снять геополитическую напряженность и, возможно, санкции с России. Однако вместо этого произошло ухудшение отношений между странами, которое летом переросло в расширение секторальных санкций.

«Поэтому инвесторы предпочли не торопиться с наращиванием позиций на российском фондовом рынке, в то же время заметно активизировавшись на рынке рублевого долга, в частности, на рынке ОФЗ»,- отметил уже и директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.

А тем временем перспектива ужесточения санкций становится все более реальной. В прессу уже просочились сведения, что администрация президента США Дональда Трампа готовит так называемый Кремлевский доклад — список высокопоставленных российских чиновников и приближенных к власти предпринимателей.

Его представят конгрессу до конца января. Составление перечня предусмотрено законом «О противодействии противникам США посредством санкций», подписанным Трампом в августе, и, по словам экс-координатора санкционной политики Госдепа, эксперта вашингтонского Atlantic Council Дэниела Фрида, над докладом работают Министерство финансов, Госдепартамент и ряд других ведомств.

Включение в этот перечень как бы не означает автоматического введения санкций, однако увеличивает риск того, что это случится. Более того, эксперты предупреждают: многие американские и европейские банки могут решить, что раз определенный человек в списке, то иметь с ним дела рискованно, и откажут ему в сотрудничестве. Да тут еще Фрид добавил, что список «должен быть точечным, а не массовым»: «раздувать доклад только ради красивых цифр не надо».

«Я призвал администрацию, в том числе публично, не гнаться за количеством и не стараться «перевыполнить план», как говорят у вас в России. Это было бы не слишком разумно. Намного правильнее было бы составить более короткий, но сильный список «плохих парней». То есть людей, реально связанных с коррупцией, криминальной деятельностью или актами агрессии. Массовость тут не главное», — добавил эксперт.

И тут уже не кажется случайным, что в эфире радио Sputnik политолог, журналист Юрий Светов выболтал глубинные страхи Кремля: «Полагаю, что в новом году следует ждать продолжения всей этой антироссийской истерии. Обращу внимание, что в комментариях по поводу списка «плохих парней» есть очень важная фраза о том, что люди, которые могут попасть в этот список, должны доказать, что они не являются сторонниками Кремля, и что они не спонсируют его проекты. То есть смысл всего этого — попытаться повлиять на часть российской промышленно-финансовой элиты, заставив ее дистанцироваться от политики Кремля. Это один из инструментов давления на общество в преддверии выборов 18 марта. Поэтому до 18 марта мы должны быть готовы к тому, что будут выискиваться все более изощренные поводы для того, чтобы ввести санкции».

Однако настоящим кошмаром для РФ может стать отключение страны от платежной системы SWIFT.

Строго говоря, такое решение еще не принято. На Западе неоднократно подчеркивали, что отключение России от SWIFT может быть крайней мерой. Но в этом случае сильный ущерб понесут в том числе и работающие на территории РФ международные компании. Однако, как продолжает «Газета.ру», хотя представители SWIFT и заявляют, что не будут отключать Россию от системы, находящиеся под юрисдикцией США и ЕС компании, занимающиеся разработкой софта для работы с системой, вполне могут прекратить сотрудничество с Россией.

Это подтверждается событиями августа этого года — тогда британская компания Finastra, как раз специализирующаяся на разработке ПО для SWIFT отказалась от сотрудничества с рядом банков, работающих в оккупированном Крыму. Как поясняет FT, SWIFT является наиболее распространенной межбанковской системой для передачи информации и совершения платежей, которой пользуются более 10 тыс. крупнейших организаций почти во всех странах мира. Со своей стороны, Россия к подобному раскладу подготовилась еще в 2015 году — тогда была запущена национальная электронная система взаиморасчетов «Мир», действующая по аналогичному со SWIFT принципу.

В марте 2017 года глава Банка России Эльвира Набиуллина на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщила, что в России созданы условия для работы платежных систем и банков на случай отключения страны от SWIFT. Но вот переход иностранных инвесторов и даже туристов на эти «альтернативные рельсы» вряд ли возможен.

Есть, наконец, опыт Ирана. Именно исключение ИРИ из глобальной межбанковской системы платежей SWIFT в 2012 году и запрет на импорт иранской нефти и газа странами ЕС и США нанесли наиболее серьезный ущерб иранской экономике. По оценкам экспертов, всего за год эти меры привели к сокращению ВВП Ирана на 6,6%.

Санкции против иранской банковской системы привели к сокращению внешней торговли Ирана примерно на 30%. Инфляция достигла рекордного уровня: по данным иранского ведомства статистики, с марта 2012 по март 2013 года она превысила 30%, что является худшим показателем в истории страны. При этом цены на продукты питания выросли более чем на 60%.

На этом фоне глава Сбербанка РФ Герман Греф заявил в интервью изданию Financial Times, что в случае введения Вашингтоном широкомасштабных санкций против РФ, «холодная война» может показаться «детской забавой». По его словам, идея исключить российские банки из международной системы SWIFT является «иррациональной».

В Кремле, однако, решили, что господин Греф слишком сгустил краски, и попытались — хотя бы относительно — успокоить общественность. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что ужесточение антироссийских санкций может «стать непосильным риском для отношений между Россией и США». «Конечно, мы не хотели бы ситуации, чтобы наши двусторонние отношения, и без того пребывающие в достаточно жалком состоянии, подвергались большим, возможно, непосильным для них рискам и опасностям»,- ответил господин Песков на вопрос «Ъ FM».

По его словам, Владимир Путин никогда не скрывал своего негативного отношения к антироссийским санкциям. «Президент Путин последовательно говорит о том, что мы считаем эти санкции незаконными, и что Россия в принципе не собирается обсуждать тему отмены этих санкций и не делает этого. Это, скорее, вопрос, который должен стоять на повестке дня тех столиц, которые принимали соответствующие решения»,- сообщил пресс-секретарь президента.

Он отметил, что при этом Россия «прежде всего руководствуется принципом взаимности», и санкции «не могут оставаться без соответствующего ответа». «Решение, конечно, главным образом принимает глава государства, мы знаем о дискуссиях, которые ведутся и в общественном мнении, и в СМИ, среди законодателей США относительно возможно новых санкций, это, конечно, вызывает нашу обеспокоенность». Однако господин Песков заявил, что «не стал бы сейчас использовать какие-то громкие фразы вроде холодной войны».

Только вот, при всем уважении к господину Пескову, он все же занят государственным «пиаром», а не финансами. А вот Герман Греф держит руку именно на финансовом «пульсе» страны. И знает, почему его крупнейший в РФ банк не работает в оккупированном Крыму, опасаясь влететь под международные санкции. И, как бы это поделикатнее, куда реалистичнее осознает степень риска и последствия.

Другой вопрос, удастся ли РФ засекретить взрыв такой «крымской бомбы».