Э.РУСТАМОВА
«Судьба DəmirBank давно была предрешена. Он долгое время находился в тяжелом положении. Процесс ликвидации банка оттягивала Палата надзора над финансовыми рынками (ПНФР).»
Об этом заявил в интервью Echo.az банковский эксперт, директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.
«DəmirBank в основном из-за большого объема проблемных кредитов пошел ко дну. Владельцы и управляющие банка большую часть кредитов намерено выдали своим людям. Естественно, эти деньги ушли с концами. Банк насел на других заемщиков, которые по объективным причинам не могли вернуть кредиты, и всяческими способами выбивал от них деньги. Но это их положение не спасло,» — сказал Гасанов.
«ПНФР — государственная структура, которая должна контролировать банки и работать над оздоровлением банковского сектора, не отзывала лицензию у «тяжелобольного» банка и до последнего оттягивала этот вопрос», — рассказывает Акрам Гасанов.
«Стоит отметить, что Палата давно применила ограничительные действия в отношении DəmirBank и ряда других банков. В частности, запретила принимать вклады, вести некоторые виды операций. ПНФР фактически предъявила нездоровым банкам ультиматум — владельцы банков или акционеры должны вкладывать новые деньги либо объединится с другим банком, который тоже находится в плачевном состоянии. То есть они не могут полноценно заниматься банковской деятельностью, естественно, от этого положение их становится еще хуже,» — отметил экономист.
По его словам, для выполнения условий Палата дала определенное время банкам, хотя понимала, что это ничего не даст, ситуация не изменится.
«В тоже время банки уверены, что Палата не хочет лишать их лицензии, и до последнего будет давать им послабления. ПНФР прекрасно понимает, что найти новых акционеров, которые готовы вложиться в азербайджанские банки, нет. Проще говоря, дураков нет, желающих рискнуть своим капиталом в пользу банков, которые вот-вот должны обанкротиться. Напрашивается вопрос — зачем Палата оттягивает процесс? ПНФР важно показать руководству страны и общественности иллюзию стабилизации в банковском секторе. Палата хочет всем показать, что она якобы справилась с кризисом, на рынке больше не осталось нездоровых кредитных организаций и банки вышли на устойчивую прибыль», — сказал Гасанов.
При этом эксперт отметил, что «тяжелобольные» банки, в том числе DəmirBank, понимают, что рано или поздно они покинут азербайджанский рынок.
«Поэтому отведенное Палатой время банки используют для спасения своих активов (деньги, движимое и недвижимое имущество), которые принадлежат руководству банков и их родственникам. Всем понятно, что такие банки нужно было разом убрать с рынка. Минус запоздалого решения еще больше подрывает доверие к азербайджанским банкам. Миф о наступившей стабильности в банковской системе давно разрушен, поэтому нет смысла держать их на рынке,» — сказал Гасанов.
Он напомнил, что в начале 2016 года отозвали лицензии у шести банков страны.
«В апреле 2016 года Палата выступила с заявлением, что больше ликвидация банков не предвидится в стране. Однако спустя несколько месяцев сразу четыре банка покинули азербайджанский рынок. Глава ПНФР Руфат Асланлы вновь начал уверять всех, что этой тенденции конец и на рынке остались исключительно здоровые банки. То есть иллюзию стабилизации пытаются сохранить уже давно, но никто не верит ни словам Палаты, ни Центробанка», — сказал Акрам Гасанов.
«Как правило, в Азербайджане плохие вести становятся известны в конце рабочей недели — в пятницу. Государственные органы намеренно выбирают этот день для того, чтобы за выходные люди пришли в себя, нервы успокоились. Ведь если бы такие вести объявляли бы вначале или середине недели, то на следующий же день вкладчики массово нахлынули бы в банк,» — обьяснил Гасанов.
«Отмечу, что для вкладчиков физических лиц DəmirBank особой опасности нет. Большинство вкладов застрахованы Азербайджанским фондом страхования вкладов. Другое дело, что компаниям и индивидуальным предпринимателям будет сложно вернуть свои средства. Как показывает опыт закрывшихся банков, именно эта категория клиентов чаще всего лишаются своих вкладов. Азербайджанский фонд страхования вкладов компенсирует только вклады физических лиц, а имущество банка — движимое, недвижимое, активы забирает себе. В результате компании и индивидуальные предприниматели остаются ни с чем. Более того получается, что фонд компенсирует вклады за счет них, и это несправедливо», — заключил Акрам Гасанов.
Отметим, что в прошлую пятницу стало известно, что с 23 декабря 2017 года решением Палаты надзора над финансовыми рынками Азербайджана года ликвидируется лицензия ОАО DəmirBank.
Лицензия ликвидирована в связи с тем, что совокупный капитал банка в настоящее время ниже минимума, установленного для банков, коэффициент адекватности совокупного капитала ниже предусмотренных законодательством 3%, а также отсутствием возможности выполнять обязанности перед кредиторами.
Таким образом, в соответствии со статьями 16.1.6-15.1.8 закона Азербайджанской Республики «О банках» лицензия ОАО DəmirBank была ликвидирована. Согласно решению Палаты, в банк назначен временный администратор. Палата обратилась в суд с просьбой о начале процедуры банкротства DəmirBank. В связи с тем, что «DəmirBank» является членом Фонда страхования вкладов Азербайджана, вклады населения в данном банке будут выплачены. Для получения дополнительной информации клиентам банка предлагается звонить по короткому номеру «149».
Таким образом, число банков, имеющих лицензию на деятельность в Азербайджане, сократилось до 30.