Культура и Общество, Эхо

Памяти историка архитектуры Шамиля Фатуллаева

shamil-fatullayev-figarovО.БУЛАНОВА

24 декабря, исполнилось бы 89 лет со дня рождения выдающегося азербайджанского архитектора и историка архитектуры, доктора наук, профессора, академика Национальной академии наук Азербайджана, заслуженного архитектора республики, лауреата Государственной премии Азербайджана Шамиля Сейфулла оглу Фатуллаева-Фигарова (1928-2015).

Шамиль Фатуллаев — это легенда азербайджанской культуры, ученый с мировым именем, основоположник научной школы в изучении истории азербайджанского зодчества и градостроительства в XIX-XX вв.

Этот подвижник провел огромную исследовательскую работу в области изучения истории архитектуры Баку, сыграл значительную роль в выявлении многих архитектурных памятников, утвержденных в качестве государственных заповедников, а также реставрации памятников национальной архитектуры в Азербайджане.

Своими содержательными докладами по актуальным проблемам архитектуры и градостроительства он всегда достойно представлял азербайджанскую науку и культуру на престижных научных симпозиумах и конференциях. Он был поистине пропагандистом истории национальной архитектуры Азербайджана во всем мире.

В течение своей научной деятельности, охватившей более чем полувековой период, Ш.Фатуллаев исследовал различные этапы истории азербайджанской архитектуры. В центре внимания ученого находилось исследование азербайджанских городов, в архитектурно-планировочной структуре которых в конце XIX — начале ХХ вв. произошли серьезные перемены.

Этот человек, влюбленный в историю, культуру и архитектуру, стал автором более ста публикаций, девяти монографий, посвященных основным архитектурным стилям и национальным архитектурным традициям. Среди них «Градостроение и архитектура Азербайджана в начале XIX-XX вв.», «Мечети Азербайджана», «Города Ирана эпохи Гаджаров», «Архитектура Абшерона» и др.

Главной темой нескольких его фундаментальных трудов стала история архитектуры Баку. «Архитектурная энциклопедия Баку», «Архитектура и градостроение Баку в начале XIX-XX вв.», «Энциклопедия архитектуры Баку» стали в прямом смысле слова учебниками не только для специалистов, но и для исследователей и просто влюбленных в историю Баку людей. «Историей бакинской архитектуры интересуешься? А Фатуллаева читал?», — первый вопрос, который слышат все, кто начинает вникать в удивительную историю нашего города.

Этот вопрос вполне закономерен: все труды академика Фатуллаева написаны простым языком, без заумных терминов и сложносочиненных предложений, в которых за псевдонаучными рассуждениями и многословием прячется суть, точнее, полное ее отсутствие. При этом его труды — отнюдь не легкий жанр, не беллетристика, не упрощение темы.

Все его книги написаны профессиональным языком, полны богатейшим материалом и дают возможность познакомиться с историей и архитектурой Азербайджана в полном объеме. Вот такое вот редкое сочетание: доступность изложения и профессионализм, легкость восприятия, сочный, «вкусный» язык и глубина мысли… Очень мало сейчас есть специалистов в какой бы то ни было области, способных писать такие книги, которые захватывают, словно приключенческий роман, с первой страницы и не отпускают до последней. Будучи при этом сугубо научными трудами!

Кстати, в научных трудах Ш.Фатуллаева помимо профессиональных данных и рассказов о том, какими раньше были города, имеется очень много истории — обычной, человеческой истории. О жизни архитекторов, градостроителей, меценатов и благотворителей, владельцев домов, да просто обычных людей, живших в этих домах — вот о чем его книги в том числе. А сколько имен им возвращено из небытия! Сколько судеб, достойных самого глубокого исследования! Судеб архитекторов, инженеров, строителей — тех, без кого город не стал бы городом.

Можно смело сказать, что нет ни одной монографии, ни одного исследования, посвященного истории архитектуры Баку или других городов Азербайджана, в котором не было бы хотя бы одной цитаты из трудов Ш.Фатуллаева. Многие из фундаментальных трудов ученого, в первую очередь «Архитектурная энциклопедия Баку», были переведены на иностранные языки, опубликованы в авторитетных научных изданиях и с большим интересом встречены научной общественностью.

Кстати, под руководством Ш.Фатуллаева, который наряду с плодотворным научным творчеством прилагал глубокие знания и умения для подготовки высококвалифицированных кадров, было подготовлено около двадцати докторов философии и докторов наук по архитектуре.

Характерно, что занимаясь историей архитектуры, этот удивительный человек не мог не обращать внимания на современную бакинскую архитектуру. Отдавая должное гению Захи Хадид, автора Центра Гейдара Алиева, Ш.Фатуллаев не был в восторге от большинства других современных зданий. Он считал, что некоторые архитекторы при проектировке современных домов не выдерживают стиль, не умеют увязывать проект в соответствии с ландшафтом.

По его мнению, создают хороший достойный проект лишь те, у которых есть вкус. «Плохо то, что, работая на компьютере, молодежь мало читает — сокрушался Ш.Фатуллаев. — И я имею в виду не только специальную литературу по архитектуре. Вкус формируется от общей культуры, которая включает и чтение различной литературы.

Современные архитекторы работают на заказ, чтобы заработать деньги. Кто из них останется в истории? Что касается современного архитектора, то он должен быть способен не только принять все новое, но и поработать над этим. Иметь широкий кругозор, быть образованным, знать историю, литературу. Это очень помогает в работе».

Сам же академик читал постоянно, обладал удивительнейшей эрудицией и был поистине кладезем самых разных знаний. Неисчерпаемым кладезем! С чтения книг, профессиональных журналов начинался его день. У него была прекрасная библиотека — более пяти тысяч томов, где собраны разные книги, начиная от XVII и XVIII веков. Это произведения по самым разным тематикам: города, искусство, архитектура…

Именно с чтения началась его работа, принесшая ему всемирную известность. Все месяцы институтской практики и каникул студент Шамиль Фатуллаев проводил в архивах и библиотеках Москвы, Ленинграда, Тбилиси. Именно там он «заразился» интересом к научным исследованиям.

Затем была работа в реставрационных мастерских, открывшихся в середине 50-х при Управлении по делам архитектуры Совета министров Азербайджана. Работа в этих мастерских дала Ш.Фатуллаеву возможность объездить с командировками практически весь Азербайджан, восхищаясь его удивительными архитектурными шедеврами. В старинных городах республики он производил обмеры, фотографировал, а также зарисовывал древние памятники архитектуры.

Кстати, практически во всех его книгах помимо редких фото, найденных в архивах, есть и его рисунки, сделанные с огромным мастерством. Что и неудивительно, ведь Ш.Фатуллаев прекрасно рисовал. А иначе его бы «учиться на архитектора» и не взяли.

Между прочим — и об этом мало кто знает — Ш.Фатуллаев был не только исследователем, не только теоретиком и ученым в области архитектуры. Архитектором, причем с воплощенными в жизнь великолепными идеями, он тоже был. Все бакинцы знают эти изящные, очень стильные строения, проходят мимо них, любуются ими, не зная, чьи это творения.

Когда Ш.Фатуллаев решил все-таки начать работать по специальности, он пришел в Бакинский проектный институт — рядовым архитектором. Результатом недолгой там работы стали два павильона: один под продажу мороженого, другой под читальный зал. Оба они были возведены в саду, который все до сих пор называют исключительно Губернаторским — рядом с филармонией и ближе к метро.

На «читальном зале» — красивейшей беломраморной ротонде на таком же беломраморном стилобате (после последней реконструкции сада), даже висела табличка «Дом поэзии Вахида». Но кому нужен сегодня читальный зал? В ротонде в этом году вдруг открылось кафе, заглушающее своими громкими песнями в стиле поп-музыки прекрасные мелодии, наполнявшие по вечерам сад из динамиков филармонии.

К сожалению, на этом деятельность Ш.Фатуллаева как архитектора-практика была закончена. Потому что наступила эра «хрущевок», и что прикажете делать такому специалисту на этом «богатейшем» для применения сил поле? Ничего. Но, наверное, стоит поблагодарить Никиту Сергеевича, а с ним вкупе и Иосифа Виссарионовича, которым пришло в голову наполнить Советский Союз безликими коробками-«хрущевками». Потому что не будь их такого решения, мир бы, наверное, не узнал блестящего ученого, историка архитектуры. И чьи бы книги мы сейчас читали?

Но тогда до этих книг, в которых собраны все сокровища азербайджанской архитектуры прошлого, было еще далеко. И написать их, а также диссертации, а затем и монографии, было ох как непросто! Если учесть время, в котором они писались. В ту эпоху советская власть, ни капли не смущаясь, объявила, грубо говоря, все старое плохим, а все новое — хорошим. Дошли до того, что золотой век азербайджанской и бакинской архитектуры — вторая половина XIX и начало ХХ в. — было объявлено «временем упадка».

Даже великий Микаил Усейнов не избежал такой тенденции и в одной из статей в «Строительной газете» за 1940 г. написал: «…если всю новую архитектуру Баку будем привязывать к существующей — очень сомнительному по художественной ценности Ренессансу, — то новой советской архитектуры Азербайджана мы не создадим». Но история все расставила по своим местам: «сомнительным Ренессансом» восхищаются все — и специалисты, и жители города, и многочисленные туристы, а «новое слово в архитектуре» — «хрущевки» — повсеместно сносят. А Ш.Фатуллаев стал тем, кем стал: иконой стиля в своей области.

Правда, ради исторической справедливости в защиту Усейнова стоит сказать, что он вместе с Садыхом Дадашевым уже гораздо позже этой статьи решился произвести обмеры уникального памятника древнего, самобытного зодчества — ансамбля Дворца Ширваншахов в Баку. О чем Ш.Фатуллаев не преминул заметить в своих трудах. Это, как говорится в известнейшем фильме, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом было. И со стороны Усейнова и Дадашева, и со стороны Фатуллаева.

Многолетняя плодотворная научная деятельность академика Фатуллаева получила высокую оценку. Он удостоен многих наград, в том числе одной из высоких наград независимой Азербайджанской Республики — ордена «Шохрат», который ему вручил лично Гейдар Алиев. Вместе с именными часами, которые ученый бережно хранил до последних дней жизни.

А в последние годы Союзом архитекторов при поддержке президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева изданы все книги, написанные академиком Ш.Фатуллаевым. Кстати, на последних изданиях уже стояла двойная фамилия: Фатуллаев-Фигаров.

Ведь академик Фатуллаев имел древнейшие аристократические корни, вел свою родословную от Гаджи Зульфугарбека, известнейшего миллионера и благотворителя. Малограмотный чиновник, не знающий азербайджанского и услышав это имя, написал фамилию как «Фугаров». А затем, в годы сталинских репрессий, его дед по матери, чтобы уберечь внука, сделал его Фатуллаевым, т.е. сыном своего деда Фатуллы. Спустя годы известный ученый восстановил справедливость, и уже на его очередной книге «Архитектурная энциклопедия Баку» автор указан как «Ш.С.Фатуллаев-Фигаров».

В других странах огромный вклад академика Фатуллаева во всемирную историю архитектуры тоже не остался незамеченным. Так, в посольстве Польши он был награжден «Золотой медалью» в знак благодарности за высокую оценку вклада польских зодчих в градостроительство Азербайджана. Именно Ш.Фатуллаев отметил их в своих научных трудах, разыскав эти имена в архивных документах.

Память о Шамиле Фатуллаеве, выдающемся ученом, скромном и отзывчивом человеке, безумно влюбленном в родной Баку, навсегда останется в памяти всех, кто его знал, всех, кто читал его книги, и всех, кто интересуется историей архитектуры Баку и других городов Азербайджана.