За рубежом

«Голодный паек» для оккупированного Крыма

НУРАНИ

Мировое сообщество не признает оккупированный украинский Крым частью России — недавно Москва получила очередное тому подтверждение. «Билеты на Чемпионат мира 2018 не попадут в Крым, потому что он — не часть России, говорят футбольные чиновники», — сообщает американский журнал Newsweek, на который ссылается «Крым. Реалии».

«Большинство лидеров Объединенных Наций отказываются признать Крым в составе России, и теперь футбольные чиновники говорят, что, по- видимому, не признает и ФИФА. Крымчане с трудом достают билеты на кубок мира 2018 года. По сообщениям, крымчане получают сообщение об ошибке при покупке билетов на игры на сайте ФИФА.

Заместитель министра спорта России Наталья Паршикова рассказала об этом в среду, когда сказала, что Крым не указан на сайте продажи билетов. «Вы можете найти Грузию, но не Крым», — сказала она. «Что касается Косово, Абхазии и Осетии, вам нужно узнать, признана ли ваша страна ФИФА или нет. Если он не признается, то [фанаты] не могут купить билеты на веб-сайте ФИФА. Кроме того, для жителей Крыма продажа билетов через национальные федерации не производится».

Футбольные чиновники подняли вопрос после того, как у крымчан возникли проблемы с получением билетов. «Интерфейс веб-сайта ФИФА не признает Крым в качестве России», — сказал The Moscow Times президент Крымского футбольного союза Юрий Ветоха. «ФИФА считает Крым частью Украины». Чтобы обойти эту проблему, крымчане начали покупать билеты через Российский футбольный союз.

Но весь вопрос в том, что финансовые и политические последствия одной только покупкой билетов на футбол не ограничиваются. Куда серьезнее санкции экономические. Которые могут поставить под вопрос инвестирование не только в Крым, но и на «законную» территорию России. Показательна здесь история немецкого концерна Siemens. Об этой истории не раз рассказывалось в СМИ, но, тем не менее, напомним: Siemens продал в Россию мощные турбины. Их предполагалось установить на Тамани, но оказались они в оккупированном Крыму. Что уже подводило концерн под санкции.

Siemens еще летом обвинил своего российского партнера «Технопромэкспорт» в нарушении договора, в котором специально было прописано, что заказанные у немецкого концерна четыре турбины предназначаются исключительно для планировавшейся электростанции в Тамани, т.е. должны быть установлены на Черноморском побережье России и ни в коем случае не попасть в Крым, поясняла тогда «Немецкая волна». «Мы гарантированно не стали бы поддерживать что-то, что представляет собой уголовное наказуемое деяние», — заверил агентство Reuters источник в концерне.

«Ни одна немецкая компания не может позволить себе быть заподозренной в нарушении санкционного режима», — подтвердил DW Михаэль Хармс, исполнительный директор Восточного комитета германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft). Эта влиятельная организация, лоббирующая интересы работающих в России немецких компаний и имеющая хорошие отношения с правительством РФ и кремлевской администрацией, в этом конфликте полностью встала на сторону Siemens. «Поставка газовых турбин производилась в соответствии с контрактом, совместимым с санкциями. С тех пор компания Siemens прикладывает интенсивные усилия к тому, чтобы не допустить нарушения требований договора российской стороной», — подчеркнул Михаэль Хармс.

Таким образом, в Восточном комитете пришли к выводу, что в данном случае российская госкомпания сознательно нарушила письменную договоренность с немецким партнером, полагает DW. К такой же точке зрения склоняется и посол Германии в РФ Рюдигер фон Фрич (Rudiger von Fritsch). В интервью «Интерфаксу» он заявил 11 июля: «Есть все основания полагать, что если то, что произошло, действительно является правдой, то Siemens была серьезно обманута, и это было нарушением контракта, серьезным подрывом доверия и очень сильным ударом по инвестициям в Россию». Обманутый поставщик тут же обратился за справедливостью в российские суды, где с тех пор терпит одно поражение за другим, а также объявил о сокращении сотрудничества с Россией в области оборудования для электростанций.

Теперь, правда, Siemens возобновляет сотрудничество с РФ. Немецкий технологический концерн Siemens получил из России заказ на поставку двух газовых и одной паровой турбины с их последующим сервисным обслуживанием в течение 13 лет. Контракт с компанией из Татарстана «Нижнекамскнефтехим» подписан в Мюнхене 18 декабря. Впрочем, многопрофильный концерн, успешно торговавший еще с царской Россией, вовсе не собирался сворачивать свой разнообразный бизнес в РФ, о чем DW тогда еще подробно писала. Он принял решение временно приостановить поставки энергооборудования для, подчеркнем, государственных российских компаний до тех пор, пока не будет введена дополнительная система контроля, и впредь «контролировать путь своей продукции до конечного места и устанавливать ее только своими силами», как сообщил тогда DW представитель концерна.

Этими решениями Siemens и руководствовался при заключении нынешнего контракта. Во-первых, «Нижнекамскнефтехим» по структуре своих собственников не является государственной компанией, хотя и считается близкой к властям Татарстана, в том числе из-за участия в капитале ее материнского концерна ТАИФ Радика Шаймиева, сына бывшего президента республики.

Однако к татарстанским властям у немецкого концерна претензий нет — он обижен на Москву и конкретно на Кремль, о чем недвусмысленно свидетельствует демонстративный отказ председателя правления Siemens Джо Кезера участвовать в октябре в Сочи в традиционной встрече немецких бизнесменов с Владимиром Путиным. Во-вторых, по условиям контракта с «Нижнекамскнефтехимом» немецкий концерн сдаст электростанцию «под ключ», иными словами, будет не только поставлять турбины, но и сможет как генеральный подрядчик контролировать весь процесс их установки. Таким образом, Siemens, сделав выводы из крымской истории и введя намеченные механизмы контроля, максимально обезопасил себя от ее повторения.

Другое дело, что полностью застраховать себя у концерна вряд ли получилось. Как сообщает, в частности, «Взгляд», российская нефтяная компания «Татнефть» вела бизнес в Крыму, несмотря на риск попасть под американские санкции, сообщают СМИ со ссылкой на документацию компании. Большинство крупных российских нефтяных компаний ушли из Крыма после того, как США ввели санкции в связи с воссоединением республики и России и пригрозили внести в черный список любую компанию, ведущую там бизнес.

Однако, по данным Reuters, фирма КОНЦ, подконтрольная подразделениям «Татнефти», оставалась на полуострове как минимум до сентября. В частности, согласно данным государственного налогового реестра и государственной статистической службы, собранным в системе СПАРК, компания управляла автозаправочной станцией в Севастополе.

Кроме того, документы от 4 сентября демонстрируют, что топливо на севастопольскую заправку поставляла компания Татнефть-АЗС-Юг, которая, согласно официальному реестру налоговой службы, является «дочкой» «Татнефти». К концу ноября из документов АЗС следовало, что КОНЦ перестала быть оператором заправочной станции, и между «Татнефтью» и новым оператором нет никакой связи.

Также Reuters не смог установить, что «дочка» «Татнефти» до сих пор поставляет на станцию топливо. В Татнефти заявили, что у компании нет заправочных станций в Крыму, и она не может контролировать, где в конечном итоге будет продаваться ее топливо. «Татнефть не поставляет (свое или чужое) топливо в Крым или Севастополь», — уточнили в компании. Но вот надежная ли это страховка для Siemens, вопрос открытый.

Наконец, предупреждают эксперты, есть еще эффект «кругов на воде». Когда сам пострадавший Siemens из России, быть может, и не уйдет, но с десяток других инвесторов поостерегутся.

В результате Москве приходится не только содержать полуостров, но и изображать там «инвестиционную активность» силами своих немногих сателлитов. Газета «Известия», к примеру, возвестила: «Сирийский бизнес заходит в Крым. Предприниматели из САР решили вложиться в сельское хозяйство на полуострове».

О том, что предприниматели из Сирии будут инвестировать в агропромышленный сектор Крыма, «Известиям» рассказал глава группы бизнесменов из этой страны на Ялтинском международном экономическом форуме (ЯМЭФ) Зухейр Хербек. Он сам намерен вложиться в строительство современных складов для хранения сельхозпродукции на полуострове. А кроме того, предоставит технологии выращивания культур в засушливых условиях.

Форум, правда, только предстоит — он пройдет с 19 по 21 апреля при участии большой сирийской делегации. В ее составе будут члены правительства, депутаты, эксперты и представители бизнеса. Но Зухейр Хербек уже «развешивает морковки»: «Мы готовимся к большим поставкам своей продукции в Россию. Наиболее выгодные для нас направления — это российские порты на Черноморском побережье. И, естественно, делаем все возможное, чтобы наша продукция всегда была свежей и высокого качества, а для этого необходимы современные склады хранения. Я готов вложиться в строительство таких площадей в Крыму», — сказал он «Известиям».

Здесь, конечно, самое время поинтересоваться, когда ждать в Крыму инвесторов из Венесуэлы или Зимбабве. А если серьезно, вкладываться в Крым боятся не только иностранные, но и российские инвесторы. А местные оккупационные «власти» озабочены дележом последних трофеев — привлекательной курортной недвижимости. Как пишет шведская Svenska Dagbladet, «многие русские продали все, что имели, чтобы переехать на Крымский полуостров, после того как Россия забрала его в 2014 году.

Но все пошло не совсем так, как они представляли». Как отмечают посетившие полуостров журналисты, «с тех пор как неопознанные «зеленые человечки», которые впоследствии оказались российскими спецназовцами, захватили Крым в марте 2014 года, все перевернулось с ног на голову.

Сюда возвращаются туристы, но свобода, которой прославился полуостров, теперь лишь внешняя — в горах и на побережье моря. На границу с Украиной отбрасывает длинную тень российская служба безопасности ФСБ. Они спрашивают об источниках SvD. Некоторые люди позже откажутся давать нам интервью, хотя вначале соглашались. Самое ценное в Крыму — это земля и собственность, которые сейчас отнимают российские власти. Тысячи людей могут пострадать, несмотря на то, что премьер-министр Дмитрий Медведев еще в 2014 году сказал, что «ни один крымчанин не должен беспокоиться, что потеряет свой дом»».

Как поясняет газета, «российские власти хотят изменить решение и забрать ту землю, которую раздавали, когда Крым был частью Украины. До 10 тысяч человек получили от Украины землю на основании закона, принятого тогдашним украинским премьер-министром Юлией Тимошенко в 2010 году. Крымский Севастополь сейчас в России считается третьим городом по ценам на жилье после Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь было начато более 3,8 тысяч судебных процессов с целью объявить недействительными украинские документы, подтверждающие собственность». Причем «под раздачу» попали не только украинцы и крымские татары, но и русские, которые радовались аннексии полуострова.

Правда, как показывает пример оккупированной грузинской Абхазии, курортная недвижимость тут тоже не обещает прибыльного бизнеса.