А.ШАКУР
Какое место в реальной политике должно отводиться мечтам и даже иллюзиям? Вопрос сложный. С одной стороны, мечты — тот «товар», который очень хорошо продается на выборах. С другой, политикам надо быть трезвыми и прагматичными, не раздавать невыполнимых обещаний и уж тем более не действовать, опираясь на иллюзии и розовые сны, а не трезвый расчет.
Но, как уверены многие, единая Европа во многом была именно результатом привнесения мечты в реальную политику. «Континент без разделительных барьеров», «Европа без границ, без войн и конфликтов» — самые радужные надежды становились реальностью. И, конечно же, в этой единой Европе все мыслимые и немыслимые проблемы должны были решаться мирным путем, за столом переговоров и т.д.
Однако теперь все больше свидетельств, что прекрасные надежды не выдержали столкновения с реальностью. Изрядную пищу для размышлений дает здесь кризис в испанской Каталонии, который, судя по всему, превращается в этакий «день сурка».
Впрочем, расскажем по порядку. В мятежной провинции наконец прошли досрочные парламентские выборы, которые должны определить новый состав правительства. Правительство должно быть сформировано до 23 января. Новый глава Каталонии будет избран до 7 апреля, напоминает «Евроньюс».
Еще накануне голосования испанская El Pais отмечала, что эти выборы «должны стать ключевым моментом в процессе нормализации обстановки. Выборы придадут легитимность Парламенту нового состава, избираемому сроком на четыре года, а также правительству, которое он сформирует. Таким образом, запущен основной механизм демократии, в соответствии с нормами правового государства. В особо ответственный момент именно граждане определят курс, по которому пойдет Каталония в будущем». Дают здесь понять и другое: возврата к прошлому не будет. Как напоминала газета, «попытка конституционного переворота, совершенная 6 и 7 сентября путем принятия неправомерных законов, не имевших под собой какой-либо юридической базы, получила должную оценку Конституционного суда, а сами законы были аннулированы, тем более что местная власть не имела каких-либо полномочий для их принятия».
По мнению газеты, «еще одним шагом в нормализации обстановки стало введение внешнего управления, результатом которого и стали сегодняшние выборы. Это стало ответом на безответственные действия последнего председателя автономного правительства, который, несмотря обещания провести выборы, предпочел скрыться за границей». Как подчеркивали журналисты, без сомнения, очерчивая надежды испанского общества, «новый Парламент, новое правительство и новый председатель правительства прежде всего должны будут восстановить социальное спокойствие, стабилизировать экономику и восстановить доверие, нарушенное попранием юридических норм.
А теперь граждане должны обеспечить как можно более высокий уровень явки на избирательные участки, понимая, что для восстановления нормальной жизни и вывода Каталонии из сепаратистского кошмара нужны не сеятели хаоса, а те, кто соблюдают закон и Конституцию. От успешного проведения будет зависеть выполнение поставленных задач, а также возвращение Каталонии к ее исторической роли локомотива экономического развития, организатора поступательного развития автономной области, флагмана модернизации Испании. К сожалению, все это сейчас стоит под вопросом и его решение в значительной степени будет зависеть от волеизъявления голосующих на сегодняшних выборах».
К выборам, тем не менее, были допущены и партии, объединяющие сторонников независимости Каталонии. И вот теперь в Каталонии подводят итоги выборов, которые оказались как минимум неоднозначными. Явка была рекордной. На избирательные участки пришли почти 82% каталонцев. Однако успеха добились сепаратисты.
По числу голосов первое место на этих выборах заняла партия «Граждане», выступающая за единство страны. Это единственная сила, которой удалось набрать более 1 млн голосов, в результате чего ей досталось 37 кресел в будущем парламенте. Однако это не гарантировало партии победу: два крупнейших блока сторонников независимости, выступавшие отдельными списками, на двоих получили в итоге больше голосов, обеспечив себе абсолютное большинство мест в законодательном органе, указывает ТАСС.
Таким образом в общей сложности трем партиям, поддерживающим разрыв с Испанией, достается 70 кресел. В частности, коалиция «Вместе за Каталонию» экс-лидера автономии Карлеса Пучдемона получает 34 места, «Левые республиканцы Каталонии» заключенного под стражу бывшего заместителя главы автономии Ориола Жункераса — 32 мандата, «Кандидаты за народное единство» — 4.
Остальные партии, выступающие против раздела страны, финишировали с заметным отставанием от тройки лидеров. Так, социалисты получают 17 мандатов, а Народная партия Каталонии — филиал правящей в Испании Народной партии премьер-министра Мариано Рахоя — довольствуется 3-мя местами.
Наконец, еще 8 мест получил нейтральный блок «Каталония сообща — Мы можем». Его активные сторонники, среди которых мэр Барселоны Ада Колау, в целом поддерживают идею референдума о независимости Каталонии, исходя из того, что у народа должно быть право на самоопределение. При этом блок настаивает на том, что плебисцит должен быть полностью согласован с Мадридом и проводиться на законных основаниях.
Сам Карлес Пучдемон, вожак каталонских сепаратистов, еще в конце ноября объявил о старте своей предвыборной кампании, вести которую собирался из-за границы. Он находился в Бельгии, и власти этой страны не спешили его арестовывать и экстрадировать в Испанию. Наконец, в начале декабря Верховный суд Испании отозвал европейский ордер на арест бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона. Таким образом, Пучдемон и четыре бывших министра правительства Каталонии больше не находятся в международном розыске, констатировала ВВС.
Правда, как уточнил судья Верховного суда Испании Пабло Ларено, на родине политикам по-прежнему грозит уголовное преследование по обвинениям в сепаратизме и неподчинении законному правительству. По словам Ларено, ордер на арест на территории ЕС был отозван, поскольку Пучдемон и его соратники продемонстрировали явное намерение вернуться в Испанию накануне выборов 21 декабря. Ранее Верховный суд Испании освободил под залог шесть каталонских министров, не покинувших страну после референдума.
Пучдемон, впрочем, на родину не торопился. Бывший глава Каталонии заявил, что планирует остаться в Бельгии, несмотря на то что ранее Верховный суд Испании отозвал ордер на его арест, сообщало Reuters. Кроме Пучдемона в Бельгии остаются четыре бывших члена его правительства. «На данный момент мы останемся здесь, в Бельгии», — сказал Пучдемон во время пресс-конференции в Брюсселе, заявив, что, по его мнению, ордер отозван из-за опасений испанских властей за свою репутацию.
«Поскольку испанские суды опасаются, что нет оснований для этих обвинений, это политическое преследование, мы не совершили какого-либо преступления. Мы действовали в рамках демократического поля», — уверял Пучдемон.
Затем последовала новая серия громких заявлений. Бывший председатель правительства Каталонии пообещал, что вернется в Испанию в случае победы партий, поддерживающих независимость, на выборах в региональный парламент, которые пройдут 21 декабря. «Я пойду на риск, что меня задержат, чтобы быть утвержденным на посту (председателя правительства по итогам выборов в парламент Каталонии в случае победы — ред.)», — заявил Пучдемон журналистам по видеосвязи из Брюсселя, сообщало больше недели назад издание El Mundo. Пучдемон признал, что его утверждение на должность главы женералитета будет невозможным «ни из тюрьмы, ни из Брюсселя». Однако, по его словам, «если надо пойти на риск, мы должны пойти», цитирует его слова агентство Efe.
Впрочем, Пучдемон выдвинул предположение, что несмотря на существующий ордер на его арест в Испании, при возвращении его не задержат, поскольку «голоса весят больше наручников». Он также добавил, что хотел бы вернуться в Каталонию до выборов, которые назначены на 21 декабря, «в первую очередь, чтобы воспользоваться правом голоса», но оговорился, что «это зависит не от него».
Бывший глава регионального правительства также потребовал от испанских властей немедленно приостановить действие на территории Каталонии прямого правления Мадрида в случае, если партии, поддерживающие независимость, победят на выборах, а также закрыть судебные дела в отношении каталонских политиков, которые могут быть утверждены на руководящие должности женералитета по итогам голосования. По словам Пучдемона, голосов избирателей, которые поддержат партии, выступающие за независимость, должно хватить, чтобы «заставить испанское правительство уважать их волю».
Около полуночи Пучдемон собрал в Брюсселе пресс-конференцию, на которой заявил о том, что итоги выборов в регионе означают победу Каталонской республики. «Каталонская республика победила монархию 155-й статьи», — отметил он. Как заявил отстраненный глава региона, результаты волеизъявления свидетельствуют о том, что председатель правительства Испании Мариано «Рахой проиграл». «Испанскому государству нанесено поражение», — сказал он.
«Нужно восстановить законное правительство [региона], — подчеркнул Пучдемон. — Этой ночью мы заслужили право быть услышанными». «Большинство каталонцев требует референдума [о независимости]», — считает экс-глава автономии, по словам которого «Европа должна принять к сведению» итоги выборов. «Если Рахой продолжит тот же курс, он получит такие же результаты», — сказал бывший лидер.
В свою очередь победившая на выборах партия «Граждане», выступающая за единство Испании, также празднует успех. Ее кандидат на пост главы Каталонии Инес Арримадас отметила: «Сегодня мы можем сказать, что мы являемся победителями выборов в Каталонии». «Сепаратисты никогда больше не смогут говорить от имени всей Каталонии», — добавила она.
Мадрид, негласно рассчитывавший на итоговый успех сторонников единой Испании, пока хранит молчание. Тем не менее, центральное правительство ранее заверяло, что готово к переговорам с любыми официальными представителями властей Каталонии. Единственное условие кабинета Рахоя — диалог в рамках закона.
Сегодня эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, как будут развиваться события в Каталонии. Однако очевидно, что столь впечатляющий успех сторонников Пучдемона — это тревожный симптом. Повторение кризиса как минимум не исключено, и это будет означать, что прежние меры испанского правительства не сработали. А это уже повод задать вопрос, можно ли в принципе решать проблемы по европейским правилам