НУРАНИ
В Армении — очередное разочарование. Как выяснилось, подписание Грузией соглашения со швейцарской компанией SGS еще не означает, что у Армении появится альтернатива Верхнему Ларсу, предупреждает ереванский «Спутник».
Поясним. Еще несколько недель назад в фокусе внимания южнокавказской аудитории были новости, что Россия и Грузия близки к заключению договоренностей, согласно которым, при посредничестве Швейцарии через ставшую линией фронта границу двух стран будут проложены транспортные коридоры.
Едва ли не больше, чем в самой Грузии, эта новость вызвала ажиотаж в Армении. В Ереване обрадовались: наконец страна получит реальную альтернативу транспортному сообщению с РФ исключительно через КПП «Верхний Ларс» на Военно-Грузинской дороге.
Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а нам по ним ходить». Подписание соглашения не означает, что стороны перейдут к его имплементации, следовательно, надежды Армении на открытие в скором времени альтернативного Ларсу сухопутного пути не оправдаются, заявил «Спутнику» научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
Но это еще не самая плохая новость для Армении на логистическом фронте. Есть еще железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, та самая, которая оставляет Армению «за бортом» проекта «Новый Шелковый путь» и магистральных перевозок между Европой и Азией.
Что ставит армянских пропагандистов перед нелегким выбором. Признавать, что Армения, не успев вовремя помириться с Азербайджаном и Турцией, «опоздала на поезд», по понятным причинам не хочется. А значит, остается только уверять легковерную часть аудитории, будто бы новая дорога «себя не окупит», «не заработает» и т.д., и т.п.
Только вот при всей этой словесной эквилибристике не уйти от простого факта: новая дорога уже построена и работает. А это уже, как бы помягче выразиться, резко снижает шансы Армении ввести в действие старую дорогу Карс-Гюмри даже после того, как отношения Армении с Азербайджаном и Турцией будут нормализованы.
Небезызвестный «Союз информированных граждан» на страницах ереванской «Лрагир» представляет свой пространный анализ, где с самого начала лупит читателей обухом по голове: «Наладив сухопутную связь с Турцией через железную дорогу Карс-Ахалкалаки-Баку, официально запущенную 30 октября (известную также как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, далее — БТК), Азербайджан пытается развивать транспортное сообщение и торгово-экономическое сотрудничество с соседними странами и в других форматах, в то же время стараясь использовать все эти программы для своей цели — углубить экономическую блокаду и изоляцию Армении в регионе».
И хотя затем пытается уверить, будто бы «перспективы экономической эффективности БТК и того, что она станет одним из важных звеньев китайского «Шелкового пути», не так уж очевидны», факт остается фактом: Армения от большой дороги в стороне.
Еще одна плохая новость: интерес к БТК проявляет Иран. К тому же «Баку и Тегеран давно уже планируют соединить юг Азербайджана с севером Ирана путем строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара». После чего «информированные граждане» уныло констатируют: «Армения также намеревалась наладить железнодорожную связь с соседним Ираном, однако строительство железной дороги Иран-Армения за 9 лет дальше разговоров так и не пошло. А железную дорогу, проходящую по территории Нахчывана, по понятным причинам использовать пока невозможно».
Но и это еще не все. Под угрозой оказался и главный «внутренний» инфраструктурный проект Армении — дорога «Север-Юг». Не так давно ее строительство оказалось на грани «приостановки» — деньги кончились, инвесторов нет. А теперь ереванская «Айкакан Жаманак» пишет: «Из интервью Сержа Саргсяна телекомпании «Армения» становится ясно, что магистраль «Север-Юг» может буквально в корне разрушить экономику нашей страны. Это не преувеличение, а сухой подсчет».
Как напоминает газета, в ходе интервью Сержу Саргсяну был задан вопрос: «Самым большим коммуникационным проектом Армении оставалась магистраль «Север-Юг», а со старта и до сегодняшнего дня проект, во-первых, подорожал почти в два раза, во-вторых, даже министр транспорта как-то слишком туманно говорит о сроках. Теперь уже говорится о том, что южная часть может быть платной для машин, на северную часть еще недостаточно денег. Почему так вышло, господин президент, и хватит ли денег на его завершение?»
Президент бодро заверил: «Конечно, хватит. Во-первых, надо сказать следующее, что оценка, совершенная, если не ошибаюсь, в 2009 или 2010 году, была оценкой японской компании. И оценка эта не была основана на технико-экономических расчетах, потому что это была крупная программа. И не только на уровне Армении, по сути крупнейшая инфраструктурная программа в истории Армении. И в этом смысле мы должны подходить к проблеме осознанно. И когда уже конкретный эскиз превращаешь в проект, возникает множество проблем, связанных с горной породой, не знаю, хотите построить туннель или хотите пойти извивами, хотите построить мост или снова дорогу в обход, и так далее, поэтому изначальная оценка никогда не может служить основой, это — первое обстоятельство. Второе — в этой оценке не были учтены расходы на приватизированные земли и переселение населения, а это огромные расходы. Кто-нибудь захотел бы, чтобы ради меньших затрат мы сказали людям: уходите отсюда, мы здесь дорогу строим? Это не наш подход…».
И вообще, по мнению Саргсяна, «мы могли бы иметь, скажем, на 150 км больше построенных дорог, но крайнюю социальную напряженность. Конечно, долгосрочные программы обязательны для исполнения, но подлежат определенным изменениям, исходя из интересов конкретной страны».
И вот здесь газета указывает:
«Что денег хватит — это факт. Дело в том, что эти деньги даем не мы, мы привлекаем внешние долги. Во внешнем мире денег сколько угодно, и сколько ни попросишь — дадут. Вопрос в том, как мы будем «покрывать» эти деньги. Эти долги будут покрывать наши поколения — внуки, правнуки. Другой вопрос в том, какой долг им придется покрывать. До начала программы она была оценена в 962 миллиона долларов и должна была завершиться в 2017 году. 26 сентября этого года министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян в ответ на вопросы журналистов заявил, что стоимость программы составит «более 2 миллиардов долларов». И это в том случае, когда даже половины программы еще не сделано. На самом сложном и дорогостоящем участке магистрали еще даже не начаты предварительные работы. Речь, в частности, идет о тех участках в Сюнике, где должны быть построены туннели и мосты. Нет никаких сомнений, что перед началом сюникского участка будет объявлено о новом подорожании. Можно даже спрогнозировать, что он будет оценен более чем в 3 миллиарда долларов. А еще через год выяснится, что и 4-х миллиардов недостаточно».
А значит, «для покрытия расходов на строительство магистрали «Север-Юг» Армения будет вынуждена постоянно накапливать долги, обслуживание которых — слишком дорогое удовольствие для государственного бюджета РА. Поэтому вынужденно будут сокращены суммы, выделяемые другим отраслям, и процесс этот постоянно будет углубляться.
А самое ужасное то, что до сих пор нет серьезного и убедительного анализа того, как эта магистраль будет способствовать развитию экономики РА. Долг, привлеченный на ее строительство, настолько велик, что для его обслуживания Армении требуется не просто экономический рост, а экономический скачок. А такая перспектива Армении, по крайней мере, в ближайшее время, не грозит». Так что логистическая катастрофа в Армении явно дополняется экономической.