За рубежом, Эхо

«Арабские ночи» армянской политики

НУРАНИ

Армения вниманием зарубежных коммерсантов и финансистов явно не избалована. Причин много. Во-первых, инвестиционный климат, несмотря на громкую трескотню, в реальности в этой стране не очень, прежде всего из-за коррупции и разгула криминала.

В прессе уже много раз цитировалась опубликованная WikiLeaks депеша посла США в Армении Мари Йованович, направленная в Вашингтон в октябре 2008 года: согласно документу, «голландец Ханс Бун — директор HayPost, чья фирма (PostBank) выиграла в прошлом году тендер на управление и реформирование находящейся в состоянии дезорганизации почтовой системы Армении, подвергся жестокому нападению на одной из улиц Еревана, когда он вечером 10 октября возвращался домой».

Это было уже второе нападение на голландца за год — его бизнес-планы угрожали чьим-то интересам. Во-вторых, привлекательных для бизнеса сфер не много, и это еще мягко сказано. В-третьих, дает о себе знать «зажатое» положение. Можно перечислить еще немало «в-четвертых», «в-пятых» и «в-десятых».

Определенные надежды возлагались — в который уже раз! — на армянскую диаспору, но и тут что-то опять не сработало. И можно себе представить, с какой радостью здесь воспринимают любую новость, которая хотя бы теоретически похожа на предвестник будущих инвестиций в армянскую экономику.

Особенно теперь, на фоне впечатляющего «бегства капитала» из страны. Как сообщает газета «Грапарак», вот уже три дня Гагик Царукян, «водочный олигарх» и глава партии с издевательским названием «Процветающая Армения» принимает в Армении арабских шейхов и их сыновей, среди которых сын принца Абу-Даби шейха Заида, который считается одним из влиятельных в Арабских Эмиратах. «Визит» дружественно-ознакомительный, шейхов возят по достопримечательностям и знакомят с Арменией. По данным газеты, визит также может иметь «инвестиционное» значение, но о нем пока не говорится.

Версий множество. Вполне возможно, что в Армении внимательно прочитали статьи в азербайджанских СМИ о наплыве арабских туристов и решили «повторить ход». Те, кто знаком с внутриполитической хроникой Армении, напоминают: Гагик Коляевич еще в марте 2017 года обещал, что в случае победы «Блока Царукян» на выборах его партнеры готовы осуществить в Армении инвестиции на 15 млрд. долларов.

«Я могу сообщить вам хорошую новость. Увидев безоговорочное доверие народа и то, что мы идем к победе, мои партнеры в эти дни позвонили и сказали: «Господин Царукян, мы готовы инвестировать в страну 15 млрд. долларов». Скажу вам искренне, я действительно был поражен», — заявил Гагик Царукян на обобщающем собрании «Блока Царукян».

Он отметил, что в случае победы будут реализованы 15 пунктов программы блока, после чего — инвестиции в различных сферах. «Когда придет время праздновать победу, они приедут на своих самолетах, представятся и сообщат об этом, так как знают, что наш народ хороший и трудолюбивый», — заявил Гагик Царукян, касаясь обещанных инвестиций. Подробностей не привел, но ереванские эксперты тут же вынесли вердикт: речь идет об арабских шейхах, прежде всего из Кувейта и ОАЭ.

Блок Гагика Царукяна не победил, никаких 15 миллиардов Армения предсказуемо не увидела, но… Уильям Фолкнер не зря говорил, что человек может довольно долго жить на деньги, которых ждет. А при известной ловкости рук с этих денег можно еще и стричь дивиденды.

Во всяком случае, осенью Гагик Коляевич решил «реанимировать» мечту о 15 миллионах. В конце сентября «Жаманак» сообщала, что по приглашению председателя партии «Процветающая Армения», руководителя парламентской фракции «Блок Царукян» Гагика Царукяна с 24 сентября в Армении находится шейх Кувейта Ахмед Аль-Фахад Аль-Ахмед Аль Сабах, пишет газета «Жаманак».

По сведениям издания, это уже второй визит шейха в Армению с целью изучения перспектив бизнеса. «Принимающий в Армении шейха Гагик Царукян хочет привлечь его в самую перспективную сферу Армении — горнодобывающую отрасль, за инвестиции нескольких сотен миллионов долларов», — писала газета. Правда, дальше предположений и прогулок дело не пошло. Теперь вот в Армении гостит очередной шейх, и осведомленные источники вновь обещают инвестиции.

Наконец, понятен и подтекст: весной 2018 года в Армении ожидается масштабное «переформатирование» политического поля. Страна переходит от президентской формы правления к парламентской, Серж Саргсян, если верить предположениям, пересаживается в премьерское кресло, прихватив основные полномочия, и в этой ситуации Гагик Царукян явно рассчитывает ухватить свой кусок пирога, используя разговоры о 15 миллиардах в качестве этакой «морковки».

Только вот есть еще одна сторона вопроса — те самые «армяно-арабские» связи. Как напоминают эксперты, «своими парнями на арабской улице» армяне были еще в годы первой мировой войны, когда и те, и другие поднимали восстания в тылу турецкой армии на деньги Антанты. После начала арабо-израильского противостояния отношения еще больше сблизились. Во-первых, «армянский фактор» весьма бойко использовал Советский Союз.

Во-вторых, в палестинских отрядах получали первый боевой опыт армянские террористы, от Акопа Акопяна до Монте Мелконяна. В-третьих, в арабских странах заметно укрепились позиции армянского бизнеса, в том числе и за счет вытеснения евреев. Армянские банкиры контролировали многие ключевые банки Бейрута, столицы Ливана — вплоть до начала гражданской войны именно этот город был финансовой столицей всего региона.

Наконец, свою роль играло и сотрудничество Турции и Израиля, благодаря чему традиционные в арабской среде антитурецкие настроения получили новый импульс. Армения в это противостояние включилась прямо-таки с упоением, от поставок оружия «Хезболлах» до военных соглашений со все теми же Сирией и Ливаном (кстати говоря, в Ливане местная ячейка «Дашнакцутюн» — традиционный союзник «Хезболлах»).

В багдадском Парке нации стоял музей истории Ирака, выстроенный на деньги Гюльбенкяна, в худшие годы саддамовской диктатуры там можно было смотреть спутниковую версию армянского ТВ. И вряд ли случайно, что именно Бенон Севан, этнический армянин с греческого Кипра, сумел реализовать вместе с Саддамом Хусейном аферу вокруг сделки «Нефть в обмен на продовольствие», используя главным образом каналы армянского лобби.

Но теперь ситуация меняется. По поводу обострения отношений Турции и Израиля не высказался только ленивый. В Армении строили на этот счет радужные планы… но, как предупредил министр обороны Израиля Авигдор Либерман, в Израиле придают большое значение отношениям своей страны с Азербайджаном. А значит, «срубить дивиденды» на охлаждении отношений этой страны с Турцией у нее шансов нет.

Но зато нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стремительно «набирает очки» на той же арабской улице. Как указывает Haberturk, «американская исследовательская организация Pew Research Center провела опрос общественного мнения, охватывающий Турцию, Иран, Россию, Саудовскую Аравию, Израиль, Египет. Большинство участников опроса отметили, что Турция, США и Россия стали играть более важную роль в регионе, чем десять лет назад. Число высказавшихся в пользу того, что Турция стала играть большую роль, составило 63%.

В то время как 53% участников опроса утверждают, что Иран играет более активную роль в регионе, чем прежде, был замечен небольшой рост числа выступающих за то, чтобы Саудовская Аравия и Израиль тоже стали активнее в регионе». Как продолжает газета, «в рейтинге государств, которые, как считается, стали играть большую роль в регионе по сравнению с прошедшим десятилетием, Турция стала первой при 63% в среднем. 76% иорданцев, 63% ливанцев, 59% тунисцев, 33% израильтян считают, что активность Турции на Ближнем Востоке и в Северной Африке возросла.

За Турцией следуют Иран (в среднем 53%), Израиль (46%), Саудовская Аравия (41%), Египет (19%). В то время как Иран оказался государством, роль которого в регионе наименее одобряется, Турция выходит вперед как страна, которая удостаивается наибольшего одобрения».

Более того, «респондентов из Израиля, Иордании, Туниса, Ливана и Турции спросили в рамках исследования об их отношении к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, президенту Ирана Хасану Рухани, президенту Сирии Башару Асаду, королю Саудовской Аравии Салману, королю Иордании Абдалле, премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху. Из всех упомянутых в исследовании лидеров президент Эрдоган стал самой популярной фигурой. Популярность Эрдогана была зафиксирована на уровне 66% в Иордании, 59% в Тунисе, 42% в Ливане, 15% в Израиле. А наименее любимыми лидерами Ближнего Востока и Северной Африки стали Нетаньяху, Асад и Рухани».

А это уже заставляет нервничать Ереван, чьи связи в арабском мире держались главным образом на антитурецких настроениях. Не говоря о том, что главными союзниками Армении в регионе были Саддам Хусейн и Башар Асад. Хусейна повесили по приговору иракского суда, власть Асада висит на волоске, и такой союзник — это сегодня самый доходчивый «компромат».

Словом, у Армении есть сколько угодно поводов переживать за свое положение на «арабской улице» с учетом изменившихся условий. Только вот вряд ли прогулки шейхов по берегу озера Севан способны что-то здесь изменить.