И.АСАДОВА
Интервью Echo.Az с киноисториком-кинопублицистом, членом Гильдии киноведов и кинокритиков России
— Как, на ваш взгляд, обстоят сегодня дела с кинематографом Азербайджана?
— Все гораздо лучше, чем могло быть в условиях кризиса и отсутствия креатива на ментальном уровне. Тем не менее есть успехи в независимом кино Азербайджана — например, в лице Теймура Даими, чей фильм за прошедший год имел успех на многих фестивалях, в том числе Казанском, о чем я уже упоминал в интервью вашей газете.
В следующем году жду работу Теймура Гаджиева, так как он является особым предметом моей гордости. Я был его первым наставником по истории мирового кинематографа и поведал ему теорию монтажа Эйзенштейна. С тех самых пор, вот уже на протяжении 10 лет он движется к своей главной цели в профессии — первому полнометражному фильму. Особо хочу отметить, что в активе Теймура имеются несколько мастер-классов на топовых кинофестивалях мира, что мне представляется достаточно серьезным заделом на будущее.
— А что известно о нашем студенческом кино?
— Пока что практически ничего. Но с нетерпением жду результатов от курсовых фильмов мастерской известного кинорежиссера Вагифа Мустафаева, базирующейся в Институте искусств. Будучи во ВГИКе, встречался с ректором легендарной киношколы Владимиром Малышевым и получил информацию о паре других наших соотечественников, готовящихся к дипломным курсовым фильмам.
— Насколько кинематограф Азербайджана интегрирован в процессы мирового кино?
— Если откровенно, то, мягко говоря, наше кино пребывает ныне где-то на периферии серьезного коммерческого кинематографа. Причин множество… Это и отсутствие тяги к самосовершенствованию в работе над собой, недостаточная информированность, слабая имплементация, то есть внутренняя самореализация, включение мировых трендов — не обязательно западных — в наш национальный кинематограф, да и окружающая среда, мягко говоря, далека от позитивного креатива. За 25 лет потерян контакт с киноэкраном и зрительским залом. Сегодня зритель вернулся в кинотеатры, но не на арт-хаусное кино, а на местечковый низкопробный треш-мувик. Все не перечислишь, так как это все шлаки из одного убогого инкубатора.
Если 5% зрителей так называемой мыслящей публики все еще остались, как подвид, безусловно, это вносит оптимизм, что не все потерянно — то остальные 95%, видимо, все это либо устраивает, либо им никто не стремится продемонстрировать хоть какую-то альтернативу.
А ведь в Баку случались аншлаги на фильмах Тарантино и Скорсезе, каким-то чудом прорвавшихся в репертуар бакинских кинотеатров. С 90-х годов было кинофестивальное движение «Восток-3апад», однако со временем оно дискредитировало себя, превратившись в банкетную кинофеерию, и таким образом подорвало доверие государства к подобного рода кинофорумам.
Как итог — кинофестиваль Ибрус провалил все, столь самонадеянно возложенные им самим на себя миссии по просвещению зрителя и пропаганде Азербайджана. То, что Баку, пребывающий на стыке западной и восточной цивилизаций, остался без кинофестиваля — это само по себе нонсенс, кому же, если не нам? Но получилось, что инициативу кинематографичного «Шелкового пути» реализовали наши извечные соседи из Казахстана.
Кинофестиваль — это составной атрибут городской культуры населения. Без кинофестивалей просто никак и никуда не прорваться, даже в Афганистане уже задействованы аж два кинофестиваля. На постсоветском пространстве только Азербайджан и Туркменистан существуют без каких-либо кинофорумов. Надеюсь, что в 2018 году мы сможем еще не раз вернуться к этой теме. Таково мое пожелание Санта Клаусу.
— Чем вам запомнился нынешний год?
— Впервые оказался уже в ранге председателя международного жюри конкурса документальных фильмов на Казанском кинофестивале. Среди фестивальных вояжей особо значимо приглашение на кинофестиваль «Белые Столбы» Госфильмофонда России. Это приглашение, скажу без ложной скромности, в определенной мере признание моего статуса — киноисторика Госфильмфонда России. Мои поиски фильма-фантома «Каспийцы» (1943) Григория Александрова, производства киностудии «Азербайджанфильм», наконец то увенчались успехом. Фильм был продемонстрирован в репертуаре 2017 года и вызвал оживленный интерес, как сенсационная находка!
— А подробнее?
— Подробности с результатами данной находки легко можно найти в поисковой Сети мировой паутины. Опубликовано мое исследование под заголовком публикации «Синематека столетней выдержки с каспийской «дорогой жизни», представленное в академическом издании сайта «Гильдии киноведов и кинокритиков России» (Kinopressa.ru).
Кроме того, данный текст был перепечатан весьма популярным массовым сетевым ресурсом «Частный Корреспондент». Кстати, замечу, и опять без ложной скромности, что эта статья в chaskor на сутки-другие попала в топ самых читаемых публикаций. Суть о том, каким образом якобы «Факт истории» на деле может в одночасье оказаться всего лишь кондитерским изделием для несмышленого зрителя — и оставаться им вот уже как 70 лет!
Вот вам пример, как во времена слома эпох, когда вчерашние безоговорочные кумиры падают ниц, ниспровергаются, казалось, еще вчера незыблемые устои и пропагандистские штампы — те или иные факты вполне себе могут быть десакрализированы или демифологизированы.
— Как киноисторик и один из со-авторов вы участвовали в проекте создания новой киноэнциклопедии?
— Это событие одно из главных в моей жизни, так как я первый, кому выпал шанс охватить историю азербайджанского кино за прошедшие сто лет. Воистину, такой шанс выпадает раз в столетие! На самом деле это только по форме энциклопедия, а по содержанию это труд коллективной монографии группой пишущих авторов киноведов-кинокритиков, где тексты основываются не только на сухой информации и статистике, но главное авторам сполна был дан шанс обогатить летопись киноистории литературным содержанием. Как и насколько удался эксперимент судить читателям.
Издание монографии было приурочено к Международной научно-практической конференции «История национальных кинематографий в СССР и перспективы развития кино и кинообразования в государствах-участниках СНГ, странах Балтии и Грузии». Все три дня плодотворных диспутов проходили в новом корпусе Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова. Первоначальным автором идеи является киновед Елена Стишова, благодаря ей я некогда попал на страницы академического журнала «Искусство кино».
Главным организатором и устроителем как издания монографии, так и проведение самой конференции стал Новый Институт культурологии РФ при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Моя особая благодарность руководству институции в лице докторов искусствоведения Кирилла Разлогова и Нины Кочеляевой за приобщение к проекту и полное безоговорочное доверие к моему авторству с полной свободой выбора как формы, так и содержания конечного текста моей темы «Азербайджанское кино в поисках столетней самоидентификации».