НУРАНИ
Москва получила очередную дипломатиескую пощечину. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций одобрила обновленную резолюцию о состоянии соблюдения прав человека в оккупированном Россией Крыму, передает «Украинская правда» со ссылкой на «Европейскую правду».
За резолюцию «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и г. Севастополь» проголосовало 70 стран, «против» — 26 стран, включая Россию, Армению, Беларусь, Боливию, Венесуэлу, Индию, Казахстан, Китай, КНДР, Кубу, Сербию, Таджикистан, Узбекистан и ЮАР, еще 76 стран — «воздержались». Дискуссия по Крыму идет в ООН уже не первую неделю.
Как напоминает УП, еще 14 ноября 2017 года Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН поддержал резолюцию «Ситуация в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе» (A / C.3 / 72 / L.42), инициированную украинской делегацией, в которой призвал РФ прекратить нарушения прав человека в Крыму и отменить некоторые российские законы на полуострове.
Новый документ, к явному неудовольствию Москвы, осуждает имеющие в Крыму место нарушения прав человека и «незаконное установление Российской Федерацией законов, юрисдикции и управления» на полуострове. Россия в документе названа «оккупирующей державой». В принятой резолюции Генассамблея осудила «временную оккупацию Российской Федерацией части территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополя», а также заявила о «непризнании ее аннексии». Кроме того, ГА отметила усилия Киева, нацеленные «на то, чтобы положить конец российской оккупации Крыма».
В тексте также содержится призыв к России «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем нарушениям и ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма», в том числе «произвольным задержаниям, пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения», а также «отменить все дискриминационное законодательство».
Кроме того, РФ просят «уважать законы, действующие в Украине, и отменить законы, введенные в Крыму» с марта 2014 года, когда полуостров стал российским.
В числе других требований, выдвигаемых в адрес России, значатся обеспечение «доступности образования на украинском и крымско-татарских языках», аннулирование решения о признании «Меджлиса крымско-татарского народа» экстремистской организацией, отмена воинской обязанности для жителей Крыма, предоставление доступа на полуостров международных наблюдателей.
В дополнение к этому Москву призывают «полностью и незамедлительно» выполнить постановление Международного суда от 19 апреля 2017 года.
В нем были удовлетворены некоторые требования украинской стороны, в том числе касающиеся крымских татар, однако не поддержаны заявления Киева о якобы имеющей место «агрессии», «оккупации» или о статусе полуострова.
Представляя проект резолюции, заместитель главы МИД Украины Сергей Кислица подчеркивал, что за последний год ситуация с правами человека в Крыму «не изменилась к лучшему».
«Она не просто остается серьезной, она чрезвычайно сильно ухудшилась», — заявил дипломат.
По его словам, Россия «продолжает грубо нарушать свои обязательства в качестве оккупирующей державы, и нет никаких признаков того, что она будет придерживаться резолюции» Генассамблеи ООН.
Кислица привел выдержки из сентябрьского доклада Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), согласно которому «Российская Федерация продолжает осуществлять в Крыму свое законодательство в нарушение международного гуманитарного права, которое распространяется на оккупирующую державу».
Он особенно остановился на имеющих место притеснениях крымских татар, а также ограничениях свободы слова и вероисповедания, отметив, что власти Украины «привержены оказанию всевозможной защиты основополагающих свобод и прав граждан Украины на временно оккупированной территории Крыма».
Теперь в Украине открыто празднуют дипломатическую победу. Министерство иностранных дел Украины приветствует принятие Генеральной Ассамблеей ООН обновленной резолюции о нарушении прав человека в Крыму и заявляет, что следующим шагом должна стать деоккупация полуострова. Как говорится в заявлении МИД, основа для этого уже заложена. В МИД отметили, что принятая резолюция «Состояние с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)» является логичным и последовательным подтверждением решительной позиции международного сообщества в поддержку территориальной целостности Украины, которая была впервые зафиксирована в резолюции 68/262, принятой в 2014 году и развита в резолюции ГА ООН 71/205 в 2016 году.
«Широкая поддержка нашей позиции в вопросе Крыма свидетельствует, что международное сообщество направило четкий сигнал российским оккупационным властям — вопрос Крыма не закрыт, мир внимательно наблюдает за действиями оккупанта, а, следовательно, виновные в преследованиях и нарушениях прав крымчан обязательно понесут ответственность. Государство-агрессор должно прекратить на временно оккупированной ею территории произвол и обеспечить соблюдение международного права», — отмечают в МИД.
Иное дело — Россия. Перед голосованием заместитель постоянного представителя РФ при ООН Евгений Загайнов честно пытался повлиять на ситуацию. Он уверял, будто бы внесенный проект резолюции по Крыму «является наглядным примером злоупотребления тематикой прав человека». Ну то есть, России спекулировать на теме мнимого «ущемления прав русскоязычных» в том же Крыму или в странах Балтии можно, а вот заявить о реальных нарушениях прав человека со стороны России — ни-ни.
«Очевидно, что украинская делегация и ее покровители думают вовсе не о правах жителей этого российского региона, а о том, как бы вопреки их ясно выраженной воле оспорить статус Крыма под прикрытием правозащитной риторики», — пытался оправдать захват чужой территории дипломат, который то ли не понял, что фейковый «референдум» в Крыму может произвести впечатление на Армению или Зимбабве, но никак не на США и страны ЕС, то ли понимал, но… просто гнул свою линию, потому как других аргументов не имел.
Затем попытался перехватить инициативу в «правозащитной риторике»: мол, такая-сякая украинская делегация, «рисуя ложную картину положения в российском Крыму», пытается «переключить внимание с многочисленных систематических нарушений прав человека у себя дома». О том, что Крым в той же степени «российский», в какой в 1941 году Смоленск был немецким, умолчал.
И теперь в РФ демонстрируют обидки. Как в плохом анекдоте, на авансцену выпустили Людмилу Лубину, назначенного российскими оккупантами «омбудсмена» оккупированного Крыма, которая заученно твердила: озвученных там фактов нарушений прав человека в Крыму нет. «В этой резолюции нет ни слова правды. Резолюцию мы выполнили в полном объеме, потому что незамедлительно уже оставили нарушения прав человека — их не было. То, что они пишут, таких нарушений не было, значит, резолюцию не надо выполнять, потому она уже фактически выполнена», — представила РИА «Новости» свое понимание международной юстиции Лубина.
В свою очередь зампред комитета Совфеда РФ по международной политике Андрей Климов в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей попытался изобразить хорошую мину при плохой игре. Он сначала ударился в рассуждения, что проблема Крыма очень сильно политизирована, однако ситуация постепенно меняется.
«Многие наши зарубежные собеседники ведь прекрасно понимают, что происходит в Крыму на самом деле, но они не хотели бы одними из первых поднимать эту тему. Создается информационный вакуум, и та информация, которая в свое время была вброшена украинской стороной при поддержке западного альянса, доминирует в общественном сознании», — объясняет парламентарий. Кроме того, Андрей Климов обратил внимание на то, что большинство стран воздержалось от голосования. Тема якобы нарушенных прав крымчан встречает все меньше поддержки, подчеркивает он.
Только вот теперь, после голосования в ООН, московским политологам очень трудно уверять и аудиторию, и себя, будто бы в конце «крымского тоннеля» виден свет, и это не поезд. Особенно в экономическом прочтении. Очередной, более жесткий документ, принятый в ООН и поддержанный странами ЕС и США, означает, кроме всего прочего, что отмены санкций, наложенных на РФ, не будет. Особенно в той их части, которые касаются Крыма. Притом что оккупированный полуостров надо хоть как-то содержать.
Пока, впрочем, его новоявленные «хозяева» озабочены «дележом добычи». Оккупанты продали весь пакет акций крымского «национализированного» завода шампанских вин «Новый Свет» за 1,5 миллиарда рублей, информирует еizvestia.com. Предприятие было основано в 1878 году князем Львом Голицыным как завод по выпуску игристого вина в приобретенном им имении Новый Свет. Завод расположен на 11 гектарах земли. Отмечается, что конкурс по продаже прошел в Симферополе 20 декабря «на площадке министерства имущественных и земельных отношений Крыма», которое выступило организатором торгов. В торгах участвовали два претендента: ООО «Воом-вох Инвест» и ООО «Южный проект».
По итогам торгов победу одержал ООО «Южный проект». Акции завода были проданы за 1,5 миллиарда рублей. Украинское государственное предприятие «Завод шампанских вин «Новый Свет» было «национализировано» российскими властями после аннексии Крыма.
«Глава Крыма» Сергей Аксенов в апреле 2017 объявил о намерении выставить на продажу «национализированный» завод шампанских вин «Новый Свет», однако в конце мая сообщил, что приватизация предприятия больше не рассматривается. В конце августа 2017 завод шампанских вин «Новый Свет» превратили в акционерное общество. Но теперь все же продали.
Только вот, похоже, похмелье от «крымского вина» оказалось горьким.