За рубежом

«Армянский след» боснийской трагедии

НУРАНИ

В одной из песен Владимира Высоцкого есть такие строчки: «Ребята, напишите обо всем, а то здесь ничего не происходит!» Про Армению такого точно не скажешь: скучать в этой стране точно не приходится. СМИ сообщают то о вооруженных «разборках» со стрельбой, то о захвате полка ППС, то толкуют о внутривластных интригах…

Тем не менее, многие местные СМИ испытывают дефицит, скажем так, «позитивных» новостей, да еще нужной геополитической направленности. Вот, к примеру, ереванский «Спутник», местная «дочка» холдинга «Россия сегодня» — его сотрудникам мало просто заполнить ленту. Надо еще регулярно находить новости, во-первых, позитивные, а во-вторых, укладывающиеся в геополитическое «русло» дружбы с РФ.

Вот и на сей раз это агентство излагает историю… об «армянских добровольцах» на боснийской войне. Как рассказал Sputnik Армения бывший начальник штаба, заместитель командующего миротворческим контингентом ООН в секторе Сараево (Босния и Герцеговина) в 1994-1996 годах Андрей Владимирович Демуренко, благодаря армянскому добровольцу сербам удалось захватить несколько батальонов боснийских мусульман.

Демуренко во время событий в Боснии служил в Генштабе вооруженных сил России. В декабре 1994 года он был направлен на миротворческую миссию и был назначен замкомандира миротворческим контингентом ООН в Сараево.

«Сараево представлял собой полуразрушенный город, в котором каждые тридцать минут звучали выстрелы и взрывы», — рассказал Демуренко. Во время своей службы Демуренко столкнулся с интересным случаем, тактическим приемом, который придумал один из добровольцев-армян (сражающихся в рядах сербов) для захвата позиций превосходящего по силам противника. Он напомнил, самое слабое место в любой обороне — это некий стык: «ночи и дня, толстой и тонкой проволоки, между подразделениями и частями». Время смены (ротации) одного батальона другим на передовой было удобным моментом для атаки.

С другой стороны, нужны точные разведданные о том, когда и как происходит пересменка. Сербы нащупали такой алгоритм.

Благодаря оригинальной идее армянского добровольца сербы начали «захваты», потому что классической атакой, по словам Демуренко, назвать их действия было сложно.

«Атака была без огневой подготовки, для эффекта неожиданности. А это был некий штурм с ножами в зубах и автоматами в руках, который позволял прорвать передний край траншеи. Этот тактический ход позволил провести несколько успешных захватов», — сказал Демуренко.

Он пояснил, что в гражданской войне — батальон достаточно условное название, он не обязательно состоит из 3 рот, минометной батареи. Но все равно, они назывались батальонами, имели своих командиров, руководителей подразделений.

«В данном случае речь идет о батальонах в составе 100-150 человек. Это достаточно много для таких тактических действий», — сказал Демуренко.

Лишь после нескольких подобных атак и сдачи нескольких батальонов босняки поняли, в чем дело, и начали усиливать оборону во время пересменок.

К сожалению, ни имени, ни других данных об армянском добровольце Демуренко не запомнил. Отметил только, что эти события происходили в марте-июле 1995 года в районе Сараево Грбавица.

Честно говоря, вся история напоминает не то «кино про войнушку», снятое на киностудии «Арменфильм», не то старый и не очень политкорректный детский стишок «Арташес ползет разведка» и далее по тексту вплоть до «разбивает батальон».

Только вот при этом лучше не забывать: речь идет о кровавой и жестокой войне. Осада Сараева, резня в Сребренице — все это происходило именно в Боснии, и ответственность за это несла и несет сербская сторона. Во время боевых действий на Балканах многие констатировали, что Европа впервые после Нюрнберга столкнулась с «этническими чистками» и геноцидом.

В сегодняшней России по понятным причинам об этом не любят вспоминать, но факт остается фактом: у республик, входивших в бывшую Югославию, наличествовало право выхода их этой федерации. Можно долго спорить, устояла бы СФРЮ, если бы ее руководство в лице Слободана Милошевича не сделало ставку на сербский национализм, но в многонациональной стране это решение оказалось роковым. О выходе из СФРЮ первыми заявили Словения и Хорватия. Милошевич ответил бомбовыми ударами и военным вторжением.

Все, конечно, делалось «от имени» местных сербов, но в реальности боевые действия вела бывшая армия СФРЮ, по большей части состоявшая из сербов. И вряд ли стоит лишний раз напоминать, какой чудовищной жестокостью в отношении мирного населения сопровождалась балканская война. Преступления, конечно, совершали на Балканах не только с одной стороны, но на Гаагском трибунале большинство подсудимых и осужденных оказались сербами — к явному возмущению Москвы. Что, впрочем, не мешает сегодняшним российским СМИ лепить из военных преступников типа Ратко Младича этаких «национальных героев».

Только вот есть еще некоторые обстоятельства. Прежде всего на Балканах применялся тот же сценарий, который Москва ранее разыграла против Азербайджана, Грузии, Молдовы, а теперь и Украины. В Хорватии по «карабахскому сценарию» сколотили «Сербскую Краину». Затем настал черед Боснии, где провозгласили «Республику Сербскую».

И да, такая деталь: и сербы, и армяне считались и считаются историческими союзниками России. Именно через Армению, под видом продукции завода «Разданмаш», боснийским сербам в обход санкций ООН поставлялось современное российское оружие.

Теперь, впрочем, былое «братство» пошатнулось. Слободан Милошевич был свергнут в результате «бархатной революции» и умер в гаагской тюрьме. Но самое главное, в 2007 году была провозглашена и признана более чем сотней стран независимость Косова — албанского автономного края в составе Сербии. Внезапно оказалось, что страна, которая не уважает чужих границ, не может рассчитывать на уважение к своим.

Азербайджан тогда выступил категорически против и даже вывел своих миротворцев из Косово. А вот Армению такой поворот дел поставил в весьма щекотливое положение. С одной стороны, был велик соблазн воспользоваться «косовским прецедентом» ради Карабаха. С другой, в Ереване не могли ослушаться Россию.

Как сообщала еще по горячим следам газета «Республика Армения», выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, тогдашний глава МИД Армении Вардан Осканян, представляя позицию своей страны по проблеме Косово, отметил: «Независимо от того, насколько выгодным может быть для нас решение этой проблемы, мы уверены, что каждый конфликт, его развитие и условия уникальны. Мы не ставим перед собой задачи выразить нашу позицию в вопросе прецедентов, представляющих ограниченную ценность».

И теперь ереванский «Спутник» тоже решил крепить связи Армении и Сербии. По официальной версии, как поясняет агентство, 14 декабря 1995 года вступили в силу Дейтонские соглашения, ознаменовавшие прекращение огня, разделение враждующих сторон и обособление территорий, положившее конец войне в Республике Босния и Герцеговина в 1992-1995 годах. Ереванский «Спутник» называет эту войну гражданской. В реальности речь шла об агрессии Сербии. Вот и решили отметить дату — в меру способностей. Но дело не только в хронологии.

Тот же ереванский «Спутник» цитирует статью из не самого популярного сербского издания «Националист» под скандальным заголовком «Кто нам платит, чтобы мы забыли о братстве с армянами». К вящему ужасу авторов статьи, «в 2011 году власти Азербайджана выделили деньги на главный городской парк Белграда — Ташмайдан. После реставрации там поставили памятник Гейдару Алиеву. Вот наша благодарность армянам, главный противник которых, Азербайджан, — ближайший союзник Турции». И самое главное, в самой Сербии разворачивается нешуточное противостояние. С одной стороны, здесь не простили Западу и НАТО ни отторжения Косова, ни бомбардировок Белграда и Нови Сада (до этого времени в «ближнем кругу» Милошевича были уверены, что Любляну и Вуковар бомбить можно, стрелять по Сараево можно тем более, а вот Белград бомбить нельзя).

С другой, в Сербии уже действует гуманитарный центр НАТО, проходят совместные учения с натовскими войсками. Наконец, в НАТО вступила православная и славянская Черногория, которую в 1999 году тоже бомбили. Словом, в Москве пускаются во все тяжкие, чтобы сохранить позиции в Белграде. И как показывают материалы СМИ, РФ готова разыграть на Балканах «армянскую карту». И если рассказ об армянских добровольцах похож на нечто среднее между гротеском и пародией, это еще не отменяет того факта, что речь идет о серьезных и очень опасных политических играх.