За рубежом, Эхо

Еще одна причина для граждан Армении бежать из своей страны

migration-emigrantНУРАНИ

Международное гуманитарное право и правила ведения войны запрещают менять национальный состав населения оккупированных земель. Только вот соблюдается это правило не очень строго.

Латвия и Эстония, где доля коренного населения за годы советской оккупации упала до неполных 50%, — пример классический. Куда меньше известно другое: столь же радикально Кремль менял этнический состав населения современной Армении, откуда планомерно депортировали азербайджанцев, а на их место из-за рубежа переселяли армян.

Сегодня в Армении вновь говорят о репатриации. Армян — беженцев из Сирии — пытаются переселить в Нагорный Карабах, что вызывает понятную обеспокоенность в Азербайджане. Политика Армении по переселению сирийских беженцев армянского происхождения на оккупированные азербайджанские земли является серьезным нарушением международного гуманитарного права — об этом говорится в заявлении делегации Азербайджана в ООН.

«Чувствительность Азербайджана к проблеме вынужденных переселенцев понятна. В результате продолжающейся военной агрессии Армении и оккупации азербайджанских земель со стороны Армении, в Азербайджане сегодня проживает одна из самых крупных в мире на душу населения общин внутренне перемещенных лиц», — говорится в заявлении. Как указывают авторы документа, крайне важно уделять пристальное внимание попыткам политических лидеров некоторых стран использовать страдания мигрантов для осуществления своих собственных злонамеренных интересов.

«Так, наглядным примером таких попыток является проводимая Арменией политика, направленная на переселение сирийских беженцев армянского происхождения на оккупированные территории Азербайджана, что является серьезным нарушением международного гуманитарного права. Конечная цель заявлений армянской делегации на международных форумах — попытка обеспечить финансирование незаконного переселения армянских беженцев из Сирии на оккупированные территории Азербайджана», — говорится в заявлении.

Расчет понятен: искусственно завысить в оккупированном Карабахе долю армянского населения, использовать беженцев из Сирии в качестве этакого «живого щита». А заодно переселить на азербайджанские земли еще и людей, имеющих опыт боевых действий.

Впрочем, серьезные планы строят и в самой Армении. Здесь рассчитывают за счет диаспоры решить демографические проблемы и увеличить численность населения страны. К тому же в Ереване не сомневаются: армяне из диаспоры приедут «не просто так». Они обязательно привезут с собой инвестиции.

И вот теперь аж три фильма, посвященных «репатриации» армян на спешно сколачиваемую в СССР на азербайджанских землях «историческую родину», снял публицист и носитель прямо-таки «говорящей» фамилии Тигран Паскевичян.

Напомним: 5 октября 1827 года русские войска под командованием генерала Паскевича взяли Эриванскую крепость. Впрочем, останавливаться на достигнутом он не намерен: речь идет о целой серии киноработ. Но вот по поводу новой репатриации Паскевичян настроен пессимистично. «Недавно я говорил на эту тему и сказал, что невозможно организовать репатриацию в современных условиях. Вам просто нужно не думать об этом. Репатриация в Республику Армения может быть только в том случае, если Армения станет привлекательной страной для людей. Если люди эмигрируют из Армении, если в Армении много проблем с судебными, налоговыми системами, экономическими и другими вопросами, я думаю, что никакие усилия не могут привлечь людей в Армению», — заявил он «Первому информационному».

Признает Паскевичян и другое: «Когда мы готовили серию фильмов о репатриации 1946-49 годов (мы уже сняли три фильма), мы также хотели показать, что людей привезли, просто вводя в заблуждение, говоря, что в Армении все хорошо, не говоря, какие были проблемы в Армении, тогда это могло работать, потому что не было источников информации. У людей было самое большее две газеты в их общинах, газеты находились во враждебных отношениях. Они говорили — я не дашнак, я не читаю газету «Дашнакцутюн», или я дашнак и я не читаю газеты других. А сегодня источники информации многочисленны и разнообразны — начиная со звонка знакомому по телефону, заканчивая социальными сетями, Интернетом и т. д. Вот поэтому организовать репатриацию по-советски, какую мы знаем — репатриацию 1946 года, это невозможно сделать». Особенно когда, по его же словам, «местные жители в Армении говорят: ну, нехорошо, мы уедем. Каждый день люди уезжают на автобусах, покидают страну».

Кое-кто из числа зарубежных соотечественников, правда, в Армению все же перебирается. Но вряд ли это те люди, которых в Ереване хотели бы видеть. Недавнее сообщение СНБ Армении о том, что гражданин США армянского происхождения готовил в стране теракты — факт наглядный.

Не меньшего внимания, впрочем, заслуживает реакция армянского общества на очередной арест террористов. Точнее, полное отсутствие таковой. Адвокат Седа Сафарян уверенно заявляет «Первому информационному»: сообщение Службы национальной безопасности Армении о том, что гражданин США планировал террористические действия в Армении, дает повод для сомнений, тем более в том случае, что этот гражданин заявил, что американские правоохранители его посетили, и не было никаких правовых последствий.

«Такая страна, как США, не могла проявить безразличие к такому явлению, как подготовка теракта — с точки зрения именно собственной безопасности, и если возникла такая ситуация, то благоприятные условия и причины нужно искать в США. Я считаю, что то, что правоохранители посетили данное лицо и побеседовали с ним, говорит о том, что не было проявлено безразличия, и я считаю, что они выяснили, — насколько это реально. Не каждое слово возмущения может привести к тому, чтобы составить представление о наличии элементов состава преступления», — уверяет госпожа Сафарян.

Из чего делает прямо-таки зубодробительный вывод: у нее, мол, складывается впечатление, что террористические действия имеют место быть на информационном уровне, а не в реальности, иначе в такой стране, как США, это не осталось бы без последствий. По ее словам, армянская сторона должна представить весомые вещественные доказательства, очень часто предоставляющий оперативную информацию либо лжет, либо искажает факты. И вообще, это дело наносит урон рейтингу Армении, у нас есть «висящий в воздухе» обвиняемый, и СНБ поторопилась с распространением сообщения.

Ереванская «Лрагир» в этой связи констатирует: «Последние несколько лет СНБ несколько раз выступала с сообщениями о готовившихся терактах, однако, по различным причинам эти сообщения вызывали в обществе совсем не ту реакцию, которую ожидала власть. Общество стало относиться к таким сообщениям несерьезно, подозревая не без оснований, что СНБ таким образом решает какие-то свои задачи».

Более того, во время «акции» террористов из «Сасна црер», захвативших в Ереване полицейскую базу, «в Ереване в те две недели происходило беспрецедентное явление — общество открыто поддерживало «террористов», а не правоохранителей. Более того, в Армении поднялась волна протеста, когда полиция выстрелила в ноги нескольким членам Сасна тсрер, хотя за те две недели было убито трое полицейских. И опять же тогда отмечалось, что если «терроризм» направлен против антинациональной политики власти, то общество не станет бояться «террористов»».

Только подобным благодушием в Армении страдают далеко не все. Значительная часть ее думающих граждан прекрасно понимает: Армения со своим «культом террора» просто скатывается к гражданской войне. А значит, угроза новых терактов будет только подпитывать в стране миграционные настроения.