За рубежом

Путин — заложник Асада?

А.ШАКУР

Политическая карикатура — особый жанр. Тут от художника требуется не только и не столько талант рисовальщика, сколько политическое чутье. Есть здесь и свои классические произведения. В Дании национальным достоянием считают творчество Бидструпа, в бывшем СССР помнят рисунки Кукрыниксов и Бориса Ефимова, в Азербайджане по праву гордятся карикатурами журнала «Молла Насреддин».

Сегодня трудно предугадывать, станет ли столь же классической едкая карикатура, появившаяся в израильском сегменте «Твиттера» под названием «Следующий визит Путина в Сирию». На рисунке из авиалайнера с надписью «Россия» бодрой походкой идет Владимир Путин, а у него под ногами изображает «ковровую дорожку» одетый в красный костюм Башар Асад. Тот самый, которого вежливо придерживали за локоть, пока президенту РФ на базе «Хмеймим» рапортовали свои офицеры.

Да тут еще проговорился в собственном эфире Дмитрий Киселев. Сначала глава холдинга и по совместительству ведущий «Вестей Недели» старательно стращал публику: мол, «в сентябре 2015-го уже возникла реальная угроза, что над Дамаском взовьется черный флаг варварского псевдохалифата. В руках террористов были уже все сирийские месторождения нефти. Последнее — «Джазал» — правительственные войска сдали 7 сентября».

Затем цитировал выступление Владимира Путина на Генассамблее ООН 28 сентября того же года, где президент РФ обвинял во всем не Асада, который сначала довел ситуацию в стране до гражданской войны, а затем раз за разом срывал попытки выйти из кризиса мирным путем, просто не выполняя достигнутых договоренностей, а все тех же «дядей в пробковых шлемах» в лице США: «Достаточно посмотреть на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были полностью разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса — насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая право на жизнь, ни во что не ставятся. Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?».

А потом продолжил: «Сразу после в кулуарах ООН Путин встретил тогдашнего президента США Барака Обаму. Путин прямо сказал, что Россия по просьбе законного руководства Сирии начинает военно-воздушную операцию. Обама насторожился: как же так, ведь в небе американские самолеты. Но Путин ответил: незаконно! Однако предложил военным договориться о предотвращении инцидентов в воздухе. На том и расстались. 30 сентября президент Сирии Башар Асад официально обратился с просьбой об оказании военной помощи. В тот же день Совет Федерации дает согласие об использовании Вооруженных сил России в Сирии против террористических группировок. И уже спустя несколько часов ВКС РФ наносят первые удары по позициям боевиков».

Если кто не понял: Путин сообщил Обаме о своем вторжении в Сирию 28 сентября. А просьба сирийского режима, на которую он сослался, последовала только через два дня. Вопрос, кто и где принимал ключевые решения, звучит в этой ситуации риторически.

Но сегодня, предупреждают эксперты, Путин рискует споткнуться на такой вот податливой «сирийской красной дорожке». Асад, напоминают эксперты, был и остается недоговороспособным лидером. И теперь, после того, как в РФ заговорили о военной победе в Сирии, действует вполне предсказуемым образом. Сирийская правительственная делегация просто не приехала на переговоры по сирийскому урегулированию, проходящие в Женеве под эгидой ООН. Франция в ответ обвинила правительство Башара Асада в препятствовании мирным переговорам после того, как делегация президента Сирии не прибыла на переговоры о завершении шестилетней войны, возобновленные сегодня в Женеве, сообщило еще тогда агентство «Рейтер».

«Этот отказ подчеркивает стратегию обструкции политического процесса, осуществляемого режимом Дамаска, который несет ответственность за отсутствие прогресса на переговорах», — заявил замглавы МИД Франции Александре Джиорджини. Ответственность за срыв переговоров возложил на Дамаск и спецпосланник ООН по Сирии Стефан де Мистура.

Однако сам Башар Асад самоуверенно называет эти обвинения «пустыми». «То, что они это сделали, — это нормально. Они же не могут обвинить те группы, которые работают в их интересах. Такого рода заявления, как французское или со стороны других стран Запада, подтверждают, что эти группы работают на их интересы, а не на благо их родины Сирии», — заявил Асад журналистам, отвечая на просьбу прокомментировать обвинения Франции и спецпосланника ООН по Сирии Стефана де Мистуры в отсутствие результатов переговоров в Женеве.

«Что касается Франции, то известно, что она была во главе тех, кто поддерживал терроризм в Сирии. С первых дней кризиса ее руки по локоть в сирийской крови. Мы не наблюдаем кардинального изменения ее позиции, так что она не имеет права быть на позиции критика на конференциях такого рода, которые якобы организованы ради мира. Кто поддерживал терроризм, не имеет права вести речь о мире», — назидательным тоном изрекал Асад, добавив: «Все их заявления не имеют для нас никакого значения. Они пустые».

Как уверены многие эксперты, Асад возлагает надежду на конгресс национального диалога в Сирии, который планируется созвать в Сочи. Дата его еще не определена, состав участников — тоже, но дамасский диктатор уже уверенно заявляет: «Сейчас перед нами три конференции: Женева, Астана и Сочи. Конгресс в Сочи, над которым мы работаем с нашими российскими друзьями, колоссально отличается от конференции в Женеве качеством людей и сторон, которые будут участвовать в нем. И с другой стороны, люди, с которыми мы ведем переговоры в Женеве, как известно, не выражают мнения сирийского народа. Можно даже сказать, что в некоторых ситуациях они не выражают даже своего мнения», — заявил Асад журналистам.

Проще говоря, Асад уверен: реальной оппозиции на переговорах в Сочи по Сирии уже не будет. А итоговое соглашение Москва «продавит» под его, Асада, заказ.

Другой вопрос, что масштабы этого «заказа» в представлении Москвы и Дамаска могут не совпасть. В Кремле, вполне возможно, понимают, что Асаду и его клану придется поделиться властью. Военный разгром ИГ еще не означает исчезновения тех причин, из-за которых в Сирии и вспыхнула гражданская война, где, кстати говоря, исламисты в лице ИГ заявили о себе далеко не сразу. Но вот Асад делиться властью не был готов и в худшие для себя моменты гражданской войны в Сирии, а уж тем более сейчас. И точно так же он прекрасно умеет обещать на переговорах выборы, реформы, демократию и открытость, а вернувшись в свой кабинет, приказывать стрелять.

И самое главное, он понимает: Сирия стала для России этакой «обезьяньей ловушкой». Ее устройство просто, как все гениальное: в полой и тяжелой тыкве проделывают отверстие, куда обезьяна может просунуть ладошку, но не кулак, и кладут внутрь, ну, скажем, орешки. Обезьяна просовывает лапу, хватает орешки, но вытащить лапу с добычей уже не может. Бросить орехи ей жалко, сдвинуть тыкву с места — не хватает сил. Точно так же РФ очень трудно отказаться аж от двух соблазнительных «орешков» — баз флота в Тартусе и ВВС — в Хмеймиме. А обеспечить их нахождение в Сирии может только Асад — других «козырей» у Москвы нет. Даже в рукаве. Одно только это может превратить «военную победу над ИГ» в жесткую политическую ловушку для России.

Наконец, грядущий конгресс в Сочи грозит «взорвать» еще и отношения Москвы и Анкары. РФ намерена пригласить в Сочи и лидеров курдских группировок, что по понятным причинам не может не возмущать Анкару.

Турецкая Milliyett напоминает: «Хотя Турция конфликтует с США по вопросу Сирии и РПК, это не означает, что с Россией обеспечено полное согласие по всем вопросам. Например, Турция на каждой платформе говорит, что РКК — угроза ее существованию. Однако Россия, не рассматривая РКК/PYD в качестве угрозы своей сирийской стратегии, не считает даже нужным скрывать, что поддерживает эти отношения. Недавно Путин заявил, что от террористов было освобождено 92% территории Сирии. А вчера, 11 декабря, он объявил, что война закончена, и приказал вывести часть российских военных из Сирии. Даже это показывает, что Россия не квалифицирует РКК/PYD в качестве «террористов».

Лучшее тому подтверждение — в Москве находится представительство РКК/PYD, русские не включили РКК в список террористических организаций, российские военные присутствуют в Африне, в последние дни РКК/PYD проводили операции на востоке Сирии при поддержке российских ВКС». Словом, разрекламированная «победа» России в Сирии грозит обернуться впечатляющей политической катастрофой.