За рубежом

Союзниками Кремля оказались ультраправые

НУРАНИ

По отзывам опытных путешественников, Вена, столица Австрии — в некотором смысле город контрастов. Бывшая столица некогда могущественной империи, а сегодня — небольшой, тихой и нейтральной европейской страны, Вена поражает сочетанием былого имперского блеска и какой-то особой, почти провинциальной тишиной. Еще лет десять назад журналисты-международники просто не представляли себе, что отсюда может поступать на экраны мира «горячая картинка».

Но теперь это правило подвергается пересмотру. Центр Вены охвачен протестами. Такую реакцию вызвало приведение к присяге нового правительства страны во главе с самым молодым в истории страны канцлером Себастьяном Курцем. У такой вспышки страстей есть серьезная причина. Австрия становится единственной страной в Западной Европе, где в состав правительства вошла крайне правая «Партия свободы» (FPO), которая открыто играет на ксенофобских и исламофобских настроениях в обществе. Именно с ней «Народная партия» Себастьяна Курца (OVP) договорилась о создании коалиции.

Курц, которому всего 31 год, и лидер «Партии свободы» Хайнц-Кристиан Штрахе объявили о заключенном договоре в конце минувшей недели. Курц возглавит правительство в качестве канцлера. В новом кабмине OVР будет контролировать восемь портфелей, FPO — шесть. FPO возьмет под контроль большую часть системы безопасности Австрии и выдвинет своих кандидатов на посты глав министерств внутренних дел и обороны.

«Народная партия» (OVP), возглавляемая Курцом, будет контролировать мощное министерство финансов, а также систему правосудия и сельского хозяйства. Казалось бы, обычные коалиционные переговоры, но… FPO, напоминают эксперты, была основана бывшими нацистами — если те, конечно, бывают бывшими.

Напомнили историки и о другом. В Германии после второй мировой войны союзники провели весьма жесткую программу «денацификации». В Австрии, присоединенной к гитлеровскому рейху в результате «аншлюса», ничего подобного не было — страну спас статус «первой жертвы гитлеризма».

Только вот при этом далеко не все придали должное значение тому факту, что «аншлюс» Австрии — это не то же самое, что, к примеру, относительно бескровная аннексия стран Балтии со стороны СССР. И что в Австрии нацистские настроения были ненамного слабее, чем в Германии — в конце концов, австрийцем по рождению был и Адольф Гитлер.

И в результате еще несколько лет назад родился «феномен Народной партии», чей лидер Йорг Хайдер открыто восхищался Адольфом Гитлером. И самое страшное, партия эта вовсе не была маргинальной — «народники» уже добирались до высот власти.

Вот и теперь новый министр внутренних дел Австрии и председатель FPO Герберт Кикл начал свою карьеру в качестве спичрайтера покойного Йорга Хайдера. Австрийское информационное агентство APA увещевает: «Это не должно никого пугать». Пугать, быть может, и не пугает, но вот возмущает многих.

Сразу несколько маршей протеста двинулись из разных точек сбора в австрийской столице в сторону центральной площади Хельденплац, где находится дворец. Самое крупное шествие численностью порядка 1 тыс. человек, в котором приняли участие приверженцы левых взглядов, студенты, школьники и антифашисты, началось от Венского университета. Вторая акция протеста двигается от площади Прав человека рядом с музейным кварталом Вены, которая собрала, по словам организаторов, 1,5 тыс. человек, сообщает ТАСС.

Многочисленные толпы протестующих заполонили кольцевую улицу Рингштрассе, где с утра понедельника полиция запретила движение автомобильного транспорт. Над городом с самого утра барражируют полицейские вертолеты.

Участники протестных акций несут в руках флаги и плакаты с антифашистскими лозунгами, с приветствием нелегальных мигрантов, которых новое правительство больше не хочет пускать в страну, а также с призывами о необходимости изменить положения программы правительства в социальной сфере. Митингующие зажигают дымовые шашки и файеры, но в целом настроены мирно.

Вокруг администрации президента собраны усиленные наряды полиции, расставлены оградительные заборы. Площадь Хельденплац поделена на две части, и на ней расположены водометы. Митингующим разрешили расположиться на стороне, прилегающей к зданию Национальной библиотеки Австрии. Новый кабинет уже назвали «правительством обращения». Свистом и насмешками выразили свое отношение к новому правительству Австрии несколько тысяч человек, собравшихся в понедельник перед дворцом Хофбург в Вене.

Альянс консерваторов и ультраправых, приносивший в этот момент присягу, многие из манифестантов называют «правительством отвращения», констатирует «Евроньюс». Наибольшее их беспокойство вызывает тот факт, что ультрапаравые получили реальные ручаги власти: ключевые министерства внутренних дел и обороны.

«Я здесь потому, что ультраправый экстремизм становится нормой — это первое, — заявила одна из участниц манифестации по имени Мариам. — Второе — то, что мы отрекаемся от социальных прав, завоеванных в ходе многолетней борьбы. Их будет нелегко вернуть. В обществе произошел раскол: эти политические силы натравливают друг на друга не только иностранцев и коренных австрийцев, но также бедных и богатых».

«Я убежден, что Австрия должна оставаться открытой. Очевидно, что мы небольшая страна и не можем всех принять, но нам следует погружаться во всеобщую подозрительность и враждебность в отношении мигрантов и беженцев», — считает другая демонстрантка по имени Фам.

Есть и международная реакция. Турецкий МИД выразил протест против программы нового правительства Австрии, в котором говорится, что Вена будет выступать за прекращение переговоров о вступлении Турции в ЕС, сообщается в заявлении внешнеполитического ведомства. «Неуместные и недальновидные заявления в программе нового правительства Австрии, касающиеся Турции, подтверждают обеспокоенность относительно политического тренда, в основе которого лежит дискриминация и отчуждение», — заявил МИД Турции. Ведомство подчеркнуло, что если эта программа будет реализована, то Австрия «рискует потерять дружбу Турции».

«Если их (эти заявления) попытаются воплотить в жизнь, то они получат соответствующий ответ», — отмечает МИД. Резкая реакция турецких властей отчасти объясняется символическим жестом австрийцев: о заключении соглашения между консерваторами и «Партией свободы» было объявлено на горе Каленберг — месте паломничества австрийских ультраправых, откуда в 1683 году вынуждены были отступить осаждавшие Вену турки, полагает РИА «Новости».

Но зато в Москве едва ли не в открытую потирают руки. Новое правительство Австрии уже открыто выступило за смягчение наложенных на Россию санкций. Как указывается в совместной программе, опубликованной изданием Nachrichten, «нейтральность Австрии, — как подчеркивается в совместной программе OVP и FPO, — является важным фактором». Он, по мнению австрийских ультраправых и консерваторов, «должен учитываться во всех международных соглашениях».

«В основе национальных интересов Австрии как нейтрального государства лежит международная политика», — отмечается в документе. Поэтому именно Австрия, как уверены представители нового коалиционного правительства республики, «как исторический центр между Востоком и Западом должна стать местом активного диалога сторон и содействовать политике разрядки между Западом и Россией».

А значит, «Австрия в соответствии с европейскими стандартами будет активно стремиться снизить напряженность в регионе и связанные с этим санкции, введенные, в частности, в результате украинского конфликта». Правда, при этом глава FPO Хайнц-Кристиан Штрахе заверяет, что новое правительство «хочет быть надежным в отношении соглашений по санкциям и России» и придерживаться прежней точки зрения. Эта позиция, по словам лидера ультраправых, сохранится «даже если он пожелает, чтобы ограничения против Москвы были отменены».

Другое дело, что у австрийских «нациков» весьма долгая и насыщенная история «взаимодействия» с Москвой. Представитель FPO Йоханн Гуденус, будущий вице-мэр Вены, в 2014 году был наблюдателем на фейковом «референдуме» в оккупированном Крыму. Хайнц-Кристиан Штрахе сам на оккупированный полуостров не заявился, но вот позицию ЕС и НАТО в отношении России многократно критиковал.

Наконец, год назад, в прошлом декабре, австрийские неонацисты в лице партии FPO подписали с «Единой Россией соглашение о сотрудничестве. Наконец, Хайнц-Кристиан Штрахе считает украинский Майдан «заговором западных спецслужб». И в результате «единороссы» не обратили никакого внимания на такую «мелочь», как восхищение Гитлером.

Впрочем, понятно и другое. Неонацистские и ультраправые движения существовали и существуют во многих странах Европы. Другое дело, что в течение десятилетий «наци» в Европе представляли собой маргинальные молодежные группировки, члены которых наряжались в черные кожаные куртки и тяжелые ботинки, орали «Зиг Хайль!», набивали себе татуировки с нацисткой символикой и не упускали случая поколотить своих сверстников из левых организаций, а заодно и «гастарбайтеров», которые начали перебираться в Европу в семидесятые годы.

Но на рубеже XX и XXI веков о себе заявили «новые правые». Это были уже не «представители городских низов». Они сменили кожаные куртки и ботинки на костюмы-«тройки», изъяснялись уже не на жаргоне городских низов, не носили в кармане кастеты и тем более не пускали в ход кулаки. Но оставили прежнюю идеологию, частью которой были и Холокост, и «этнические чистки».

Но, пожалуй, не менее важной частью нацистской идеологии было и остается другое — готовность стирать с карты мира целые страны. Этим с момента прихода к власти и занимался Адольф Гитлер. Но самое главное, на этой идеологии был основан и печально известный пакт Риббентропа-Молотова. Теперь Москва вновь танцует венский вальс с европейскими нацистами. И, похоже, не очень задумывается, что заигрывание с ними еще никогда не кончалось хорошо.