Культура и Общество, Эхо

Путешествие в древний Шабран

shabran

О.БУЛАНОВА

На этот раз речь пойдет о Шабране (советское название — Дивичи). Хотя выгодное географическое положение города и всего района создает благоприятные условия для развития здесь туризма.

Расположен Шабран практически в двух шагах от Баку — в 120 км, так что можно спокойно организовать однодневную экскурсию, используя при этом даже общественный транспорт.

Несмотря на то, что город выглядит вполне современным, он имеет давнюю историю. По этой территории в древности проходили караваны Великого Шелкового пути. Как известно, Великий Шелковый путь рождал на своей протяженности поселения, которые образовывались вокруг караван-сараев. Так случилось и с Шабраном, возникшем примерно в IV-VI вв. н.э. Из исторических источников становится известно, что там было несколько караван-сараев.

В советское время город был переименован в Дивичи, в 1930 г. образовался Дивичинский район, а статус города Дивичи получил в 1961 г. В 2010 г. историческая справедливость была восстановлена, и городу вернули его древнее название.

Историки пишут про Шабран, что «с IX в. он был единственным городом Азербайджана, где пользовались канализационной системой». Скорее всего, конечно, не единственным — известны канализационные системы в Лагиче, Баскале и в некоторых других местах, но сам факт наличия канализации в Шабране говорит о его несомненно высокой культуре градостроения. Сегодня Шабран включен в список важнейших исторических памятников мира, т.к. город и район являются одним из древнейших мест обитания людей.

О Шабране в своих трудах упоминают многие арабские и персидские географы, историки, путешественники, а также «свидетельствуют» и такие вот весьма схожие с ним названия, как Шабранчай и Шабрансу, нынешнее село Падар-Шабран, местечко Сарван на берегу Дивичинского лимана и некоторые другие населенные пункты.

«Шабран — великий город в одном из округов Аррана», — читаем мы в географическом словаре «Му’джам ал-Булдан» («Алфавитный перечень стран») известного арабского землепроходца XIII в. Йакута аль-Хамави.

«От Шамахи до Шабрана, в котором есть минбар, — три дня пути. Шабран являлся административным центром — касибом Ширвана и был приятным местом возле моря», — сообщает персидский анонимный источник Х в. «Худуд аль-Алам».

Есть и более поздние упоминания. Так, в середине ХIХ в. известный российский ориенталист и этнограф Н.В. Ханыков писал: «Са’дун, ныне Сиадан (Сиазань — О.Б.) находится в районе Куббе, недалеко от развалин Шабрана».

Изданный в 1888 г. в Тифлисе «Путеводитель по Кавказу» также упоминает, что «В расстоянии около 5 верст к востоку от почтовой станции Вельвели некогда был город Шабран на левом берегу реки того же названия. Теперь видны только остатки крепости…».

Т.е. уже к концу XIX в. от города практически ничего не осталось: он сильно пострадал в XVIII в. после войны между сефевидами и османами. Каменные кладки жилых и административных зданий, караван-сараев, крепостные стены вместе с воротами, в 983 г. возведенные вокруг города ширваншахом Мухаммедом ибн-Ахмадом, постепенно разрушаясь, затягивались землей, особенно после землетрясений, а части обрушившихся стен и фрагменты зданий разбирались жителями окрестных сел ради строительного камня.

Однако город не исчез бесследно и то, что от него осталось, является самой главной туристической достопримечательностью нынешнего Шабрана. Древнейшее поселение «Шабран» было обнаружено у села Шахназырлы после упорных поисков археологов.

Начались эти поиски в 1979 г., когда видный азербайджанский археолог Рашид Геюшев поставил себе целью разыскать загадочный Шабран, о котором осталось столько информации. Первый разведочный шурф был заложен, можно сказать, «на чистом голом поле, без видимых наземных признаков» — в районе трассы Самур-Дивичинского канала.

Хотя нельзя сказать, чтобы раскопки начались наугад: было известно, что в этих местах в 1935 г. известные азербайджанские историки и археологи Евгений Пахомов и Сара Ашурбейли на глубине 5-6 м наткнулись на остатки бани, сложенной из жженого кирпича, на печь для обжига глины и монеты эпохи ширваншахов.

Но дальше в 1935 г. археологи не пошли и другие многометровые культурные слои, в течение многих столетий образовавшихся на месте порушенных городских кварталов Шабрана, стоявшего в «горловине» Прикаспийского (или, как тогда называли, «Алпанского», «Албанского», «Морского», «Дербентского») прохода между морем и Кап-кохом — Кавказскими горами, затронуты не были.

С 1980 г. начались планомерные раскопки под руководством заведующего отделом Института истории АН Азербайджанской Республики, начальником Шабранской археологической экспедиции, доктором исторических наук, ныне покойным Рашидом Геюшевым.

Охвачен оказался сравнительно небольшой по площади регион — чуть больше одного гектара. Археологи раскопали несколько жилых кварталов обширного города. Была обнаружена длинная, аккуратно мощенная булыжником улица, по которой можно и сегодня прогуливаться и которую несведущие журналисты ничтоже сумняшеся громко называют «первой и единственной средневековой улицей, обнаруженной в азербайджанских древних городах». Что, конечно, неверно.

Наискосок от этой улицы нашли еще одну, с кривым переулком, а также остатки тесно прижавшихся друг к другу жилых и административных зданий из речного камня, сырцового и обожженного кирпича. Были найдены и руины цитадели или, как считал Р.Геюшев, «феодального замка — дворца» с несколькими округлой формы башнями; соборная мечеть на площади недалеко от базара; средневековая пекарня с тендирами; остатки храма огнепоклонников IX в., возведенного на булыжном фундаменте и стенами из обработанного известняка, с кельями для послушников пророка Зороастра и очагами для проведения культовых обрядов в алтарной части, а также фрагменты древнего городского 14-километрового (!) водопровода, снабжавшего Шабран питьевой водой с отрогов Большого Кавказа.

Был найден еврейский торговый квартал с остатками жилищ и синагоги: здесь, видимо, жили таты, еще в V в. переселенные из Персии на западные берега Каспия сасанидским царем Кубадом I. Обнаружили руины караван-сарая и монетного двора с очагами для плавки металла, с большим количеством полуфабрикатов и орудиями труда мастеров монетного дела, а также с целым кладом в тысячу с лишним уже отчеканенных монет XIII в.

Раскопали и керамическую печь для обжига глазурованных изделий — уникальную по конструкции, нигде больше в Азербайджане не встречавшуюся, а также керамическую и стеклянную бытовую хозяйственную утварь с личными клеймами шабранских мастеров.

Во время раскопок археологи «вышли» и на остатки главной тюрьмы государства ширваншахов, о которой сообщают некоторые средневековые источники: с диванханой (судилищем) под куполообразной крышей и обложенными обожженным кирпичом несколькими колодцами — темницами. В одной из них, как пишет видный средневековый географ Абд ар-Рашид ал-Бакуви в книге «О памятниках и чудесах царя могучего», несколько лет томился ослушавшийся ширваншаха Ахситана I, сына Минучехра II, один из величайших азербайджанских поэтов XII в. Хагани, а по приказу другого ширваншаха, Абу-Насра, — родной брат властелина Дербенда, эмира ад-Дина.

Наверное, в те времена печальная слава шабранской темницы шагнула за пределы Ширвана, если о ней в своей поэтической эпопее «Шах-намэ» («Книге о царях») упоминает даже великий таджикский поэт и мыслитель Фирдоуси: царь Афрасияб, один из героев этой эпопеи, в пылу гнева в колодец шабранской тюрьмы бросает своего сына…

В те же годы и позже был найден бесценный археологический материал: монеты, фрагменты стеклянных изделий с надписями «Сделано в Шабране», ювелирные изделия из бронзы, золота и серебра, от которых не отказались бы и современные модницы, глазурованные тарелки, кувшины с изображением растений и животных, расписанные немеркнущими красками, керамическая посуда, чирахи-светильники и многое другое.

На все это можно полюбоваться, если приехать в село Шахназырлы, расположенное к северу от современного Шабрана. Добраться до раскопок очень просто — они расположены в 300 м от основной дороги на въезде в село. Впечатление, которое они производят, даже гораздо более сильное, чем раскопки в Габале. Но раскопки в Габале, как принято сейчас говорить, распиарены по полной программе, а про Шабран мало кто знает.

Кстати, многие утверждали, что древний город, расположенный вблизи села Шахназарлы, является развалинами города Гюлистани-Ирем. Лишь А.А. Бакиханов впервые высказал мнение о нахождении здесь средневекового города Шабран. Который теперь, после распоряжения президента Азербайджанской Республики от 27 сентября 2003 г., объявлен историческим заповедником и вошел в международный туристический маршрут.

Посмотрев на удивительные раскопки, осмотр которых займет минимум часа полтора-два, можно отправиться в село Гилавар. Там расположены невероятно живописные развалины древней албанской церкви, построенной в VI в. Церковь была построена татами, которые приняли григорианскую ветвь христианства. Несмотря на то, что это развалины, поражаешься прекрасной гармоничной архитектуре этого храма. В такие места очень хочется отправить представителей Русской православной церкви: вот бы куда вложить их немереные деньги…

Для любителей природного отдыха Шабранский район также представляет огромный интерес, причем даже сейчас, зимой, потому что зоны отдыха работают круглый год. Близ деревни Нохурлар, например, находится чудесное горное озеро, окруженное ожерельем более мелких горных озер, невероятно живописных, расположенных на высоте 1000 м. Там очень красиво и зимой, и летом. Рядом есть несколько зон отдыха с ресторанчиками, цены в которых вполне демократичные.

Между селами Заглы и Зейва (к западу от Шабрана или к югу от Нохулара; поездка на такси из Шабрана обойдется манатов в 10) расположено живописнейшее место Кечи гаясы. Здесь среди крутых скал низвергаются красивейшие маленькие водопады. Там же можно купаться и в источниках лечебной серной воды.

Рядом — не менее живописная зона отдыха Гырх булаг, название которой говорит само за себя. Рядом с селом Пирабадил тоже невероятно красиво, но оно чуть подальше.

Любителям охоты можно отправиться в охотничье хозяйство «Лиман», расположенное на берегу Каспия, в 12 км от центра города. Там раскинулось большое одноименное озеро с живописными зарослями по берегам. Для охотников с лицензией там — сущий рай. Можно поохотиться на кабанов, волков, лис и даже медведей. Можно поохотиться и на уток, гусей, кашкалдаков и куропаток.

В охотничьем хозяйстве все сделано по уму: есть охотничьи домики, можно взять в аренду оружие и снаряжение. При желании охотникам выделят опытных проводников-следопытов. Зимой — как раз сезон. Рыболовы, кстати, в этот хозяйстве тоже не будут обделены.

Тем же, кто считает, что брать оружие в руки и стрелять по беззащитным зверям и птицам — дело подлое и нечестное, можно просто полюбоваться на огромное количество перелетных птиц — лебедей, гусей, уток, лысух, бакланов и других пернатых, которых здесь осенью и зимой видимо-невидимо, а также на само озеро.